Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

2.1. Сущность и разновидности политики


Объектом исследования политологии является политика - явление чрезвычайно сложное. По демократизации, гуманизации и индивидуализации общественной жизни основной задачей политики должно стать повышение ее эффективности и ответственности.
Происхождение понятия «политика» в основном связывают с названием одноименной труда древнегреческого мыслителя Аристотеля, в которой он рассматривал основы организации и деятельности государства, политической власти.
Как относительно самостоятельная сфера общественной жизни, политика возникла одновременно с социальной, этнической и религиозной дифференциацией общества. Позвали ее к жизни осложнения механизмов материального производства, культурный прогресс, рост социальной мобильности общества. В результате этих объективных процессов выделились группы людей с повышенной конфликтностью, непримиримостью. Возникла насущная потребность в социальной силе, способной обеспечить реализацию личных, групповых, общественных интересов, регулирование отношений между людьми для сохранения целостности общества. Поэтому политика заявила о себе как искусство общественного существования, необходимый фактор сохранения целостности дифференцированного общества.
Выражение У.Черчіля: “Даже тогда, когда мы не интересуемся политикой, политика интересуется нами”.
Очень распространенной на Западе мнение о том, что политика, государство и правительство - это механизм с помощью которого свободные граждане стремятся удовлетворить собственные цели и интересы.
«Политика» является одним из наиболее неоднозначных терминов. Это проявляется прежде всего в повседневной жизни, когда политикой называют любую целенаправленную деятельность: искусство управления обществом, общественную активность, сферу удовлетворения амбициозных и корыстолюбивых стремлений людей.
Вообще существуют два основных подхода к толкованию термина "политика": с одной стороны, это занятие малодостойне и циничное, с другой - высоконравственной и творческое, присущее "настоящим аристократам духа", как говорили древние.
Современные традиции употребления термина "политика" начаты античным (древнегреческим) понимание политики как весьма благородного дела - искусства государственного управления, призванного объединить общество вокруг его высшей цели.
Неоднозначность бытовых представлений о политике связана со сложностью и многогранностью ее проявлений. Именно поэтому бытуют различные научные толкования, в которых политика предстает как:
- одна из сфер жизнедеятельности общества;
- сфера выявления интересов социальных групп, их столкновения и противоборства;
- способ определенной субординации этих интересов, подчинения их высшему началу, более значимому и обязательном;
- движение социальных групп, общностей, которые стремятся осуществить свои интересы через общий интерес, что приобретает принудительной формы для остального общества;
- фактор становления человека как свободной, уникальной и неповторимой.
- система определенных общественных отношений, взаимодействие классов, наций, государств между собой и с властью;
- совокупность действий, мероприятий, учреждений, с помощью которых согласуются интересы различных слоев населения;
- стремление получения и использования государственной власти, целенаправленного воздействия на нее;
- участие в делах государства, в определении форм, задач, содержания ее деятельности;
- намерения, цели и способы действий правящей элиты и ее окружения;
- проявления хитрости, осторожности, таинственности, уклонений, осмотрительности.
Рассматривая политику как сферу человеческой деятельности, можно толковать ее тремя способами:
1. Политика как деятельность на этических принципах.
Эта традиция началась Аристотелем, который считал, что каждое сообщество создается с определенной целью. Данная цель должна превышать все индивидуальные блага отдельных людей. Этой целью является справедливость или высшее благо для всех. Исходя из такого понимания доминантной чертой политики должна быть мудрость, которая заключается в умении выбирать средства для реализации моральной цели.
2. Политика как средство достижения эгоистических целей.
Характеризуется как циничное понимание политики, которое проявляется в следующем: "искусство возможного", "после нас хоть потоп", оправдание вооруженной борьбе за "жизненное пространство" и др. Однако, такое понимание политики, где цель оправдывает любые средства, не принадлежит к определяющих традиций западной политической культуры, которую начали еще во времена античности.
3. Ценностно-нейтральное понимание политики.
Проявляется в рациональном, аналитическом толковании политики как сферы деятельности, которая регулируется правовыми, социальными и психологическими нормами, которые различаются в зависимости от того или иного общества.
Перечисленные варианты интерпретации политики не исчерпывают многообразии ее определений, а лишь отражают важнейшие из них. Обобщая вышеупомянутые ипостаси политики, можно предложить ее следующее определение.
Политика - одна из важнейших сфер жизнедеятельности общества, взаимоотношений различных социальных групп и индивидов относительно содержания и реализации власти для осуществления своих общественно значимых интересов и потребностей, выработка обязательных для всего общества решений.
Функционирования политики разграничивают по разным критериям:
1. По сферам общественной жизни:
·        экономическая;
·        социальная;
·        культурная;
·        национальная;
·        военная и др.
2. По ориентации:
·        внутренняя;
·        внешняя.
3. По масштабам:
·        международная,
·        мировая,
·        локальная,
·        региональная.
4. За носителями и субъектами:
·        политика государства;
·        партии;
·        движения;
·        лица.
5. По сроку действия:
·        краткосрочная;
·        среднесрочная;
·        долгосрочная.


Назад