Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

2.3. Объект и субъект политики


В основе разносторонних интересов социальных субъектов лежат разные потребности: экономические, социальные, психологические и т.д. Последние порождают стремление реализовать указанные потребности использованием политической власти. Каждая социальная группа пытается влиять на формы политической власти, конкретные направления и методы ее деятельности, чтобы последняя отражала интересы именно этой группы. Форма воздействия может быть либо непосредственно, либо через политические партии, общественные организации и движения.
Из сказанного следует: объектом политики, в первую очередь власть. К ней стремятся политические силы, которые отражают интересы тех или иных социальных групп общества.
Но если власть является самоцелью для определенных политических субъектов, это может вызвать серьезный конфликт, поскольку общество не способно нормально функционировать, когда не учитываются интересы других политических субъектов.
В отдельные периоды истории борьба за власть может выходить на первый план, однако после этого обязательно наступает период, когда сфера политики становится гораздо шире и охватывает процессы функционирования и развития власти, влияния на экономические, социальные, духовные процессы, происходящие в обществе.
Таким образом, констатируем, что объектом политики в различных сферах общества являются отношения социальных групп по вопросам, жизненно важных для указанных групп и общества в целом, а также отношения между ними и государственными институтами. В первом случае речь идет о таких понятиях, как собственность, власть, морально-этические нормы, во втором - формы и методы реализации экономической, общественной, социальной политики.
Субъектом политики могут быть личность, общественная организация или группа, которые способны творить политику и инициировать существенные изменения в политических отношениях. (Под созиданием политики понимают постоянную и в определенной степени самостоятельное участие в политической жизни в соответствии с собственных и общественных интересов, влияние на поведение и состояние других субъектов.)
Способность творить политику характеризуют термином политическая субъектность, которая зависит от объективных возможностей действовать (ограниченных структурой политических сил и уровнем развития субъекта) и субъективных возможностей (мотивации, знаний, умений, последовательности действий).
Субъектов политики можно классифицировать по рассмотренным далее признакам:
1. Интересом, который они стремятся реализовать через политическую власть:
- гражданское общество в целом;
- социальные, этнические и конфессиональные группы;
- отдельные личности.
2. Социально-сословной принадлежностью:
- состояния (рабочее, крестьянское и т.п.);
- политические лидеры (элита) состояний.
3. Социальное профессиональной принадлежностью:
- граждане, которые имеют политические права и не являются профессиональными политиками;
- граждане, которые временно профессионально осуществляют политическую деятельность как избранные в представительных, исполнительных и судебных органов власти;
- граждане, которые профессионально осуществляют политическую деятельность (теоретическую или практическую);
- граждане, которые работают в государственно-административном аппарате, который представляет государство.
4. Принадлежностью к организованных этноконфессиональных групп:
- этнополитические объединения и движения (доминирующих этносов или национальных меньшинств);
- конфессионально-политические объединения и движения.
5. Степени и степени организованности:
- государственные институты и организации;
- политические партии;
- общественно-политические организации, объединения, движения;
- политические блоки, фракции, группировки.
Большая общественная группа становится субъектом политики по условий:
1) прочных внутренних связей и единства;
2) осознание ею собственного положения и общих интересов, а следовательно чувство самобытности, содружества, идентификации с группой, внутренней солидарности и др.;
3) организации, т.е. координации руководящими центрами поведения и действий отдельных территориальных, отраслевых группировок, течений, возрастных, половых, профессиональных и других категорий.
Марксистская доктрина рассматривала общественное значение деятельности и сферы влияния индивидов и организации как отражение определенного уровня самосознания и организованности больших общественных групп, их интеграции, связей конкретных людей и коллективов с большой общественной группой, а также соотношение сил между различными группами (состояниями, слоями, национальностями и т.п.).
В других концепциях доминирует, как правило, взгляд, который сосредоточивается на личности. Последняя считается реальным субъектом политики, а коллективные формы деятельности и воздействия рассматриваются как совокупность или суммарный вектор индивидуальных действий.
В формально институциональных концепциях решающая роль отводится политическим организациям и институтам - государственным органам, партиям, объединениям, элите, руководящим группам. Сознание общественных групп здесь рассматривается как результат деятельности организаций и их руководителей, а массы - как объект управления социальными институтами.
Итак, на этих основаниях можно сделать выводы о нерівносильність различных субъектов политики. В конце концов, это понятно. Слишком неоднозначными по функциям, ролью и формами участия в политической деятельности государства, народы, государства, партии, движения, профсоюзы, политические лидеры и обычные граждане. Кроме того, нужно учитывать роль субъектов разного уровня организационной иерархии (социальных институтов, больших и малых групп, индивидов), разный уровень политической субъектности или влиятельности сил, которые действуют на одном и том же уровне. Общеизвестно, что ведущие общественные группы, более и менее влиятельные состояния, движения, партии, лидеры и др.


Назад