Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 3. Принципы научности и доступности


Суть и содержание принципов научности и доступности. В ходе общественно-исторического процесса взаимодействия человека с окружающим ее миром происходит накопление человеческого опыта, в результате чего возникает необходимость его упорядочения, систематизации. Эту функцию выполняет наука и искусство с тем лишь отличием, что средства выражения опыта у них разные.

Начало дидактических процессов заложено в общественной необходимости передачи обобщенного общественного опыта из поколения в поколение. В основе возникновения проблем обучения лежит противоречие между растущим культурным наследием, а также накопленным обществом фондом знаний и ограниченными возможностями их непосредственной, собственно эмпирической передачи.

История постановки дидактических проблем связана с непрерывными усилиями, направленными на решение этого противоречия. В ходе общественно-исторической практики человечества происходит "перевод" исторического процесса формирования общественного опыта в особенности научно-обобщенного опыта, а затем в индивидуальные процессы образования, в которых индивидуум сложным, самобытным путем повторяет исторический общественный процесс усвоения. Суть в том, каким образом это можно осуществить более рационально и с наибольшим эффектом для процесса формирования особенности.

Из изложенного выше следует необходимость действия принципа научности. Какие основные требования заложены в этом принципе? Первое требование - к содержанию образования и обучения должны входить только научные знания. То есть, все, что предлагается младшему поколению для усвоения, должно иметь качество научности. Если не по форме, то по сути и содержанию оно должно быть таким, каким его открыла наука, а практика проверила и подтвердила, что нашло свое применение в природе, жизни, технике, экономике и политике. Ненаучной информации, ненаучных знаний в школе не должно быть [15; 26].

Здесь, однако, есть одна очень важная деталь. Путь развития науки не всегда прост и прямолинеен. Вспомним хотя бы историю развития химии как науки. Более сотни лет в этой истории предстоит отдать алхимии. Учета соотношения исторического и логического в содержании и процессе обучения является необходимым педагогическим условием образования и обучения и составляет одну из требований принципа научности.

Каждая наука постоянно развивается. Исторический процесс становления и развития объекта, логично-теоретическое воспроизведения развитого и развивающегося во всех его существенных, закономерных связях и отношениях, отражается в логическом. Однако, отражение исторического в логическом не сводится к простому воспроизведения временной последовательности исторического развития науки. Выше уже отмечалось, что с чего начинается история с того самого должно начинаться ход мыслей и его дальнейшее движение будет отражением исторического процесса в абстрактной и теоретической формах.

Суть еще одного требования научности заключается в следующем. На каждый элемент системы обучения требование научности накладывает определенные ограничения. Рассмотрим это подробнее.

Очевидно, ограничения или определенная требование накладывается не только на каждый элемент дидактической системы как составной дидактического цикла, но и на учителя и ученика, которые замыкают этот цикл, а также на те отношения, которые возникают между элементами дидактической системы и всего цикла.

Требование научности в отношении учителя сводится к необходимости владения им научными знаниями своего предмета и самого процесса обучения, т.е. психолого-педагогическими знаниями и умениями. Требования, которые продуцируются научностью, такие: достоверные и объективные знания задатков ученика, его способностей, имеющегося уровня умственного развития и фонда фактологических знаний, то есть зоны актуального развития, а также зоны ближнего развития. Совокупностью этих двух зон в их единстве и характеризуется доступность обучения [17]. Поэтому и принципы научности и доступности можно интерпретировать как один принцип научности и доступности.

Научность и доступность сквозь призму дидактической системы. Известно, что дидактический систему составляют цели обучения, содержание, методы, средства и организационные формы обучения. Научность в плоскости целей обучения требует правильности полного определения целей обучения относительно конкретного содержания обучения на всех уровнях иерархии. Но чтобы обеспечить педагогически правильное и полное определение целей обучения на всех уровнях иерархии, необходимо знать правила перехода с одного уровня на другой. Поскольку таких теоретически обоснованных и практически доказанных правил пока нет, приходится действовать эмпирическим путем.

Относительно требований к содержанию обучения в плоскости научности, то следует отметить следующее: содержание обучения имеет абсолютно удовлетворять требования научности, то есть быть научно правильным, подтвержденным практикой. Учитывая то, что каждый предмет развивает настолько, насколько хватает его содержания (К. Ушинский), возникает необходимость не только содержательного наполнения процесса обучения, но и структурной его организации. При этом средства выражения должны быть соответствующими современному уровню развития науки.

Научность по методам обучения требует полного удовлетворения требования соответствия (адекватности): каждая цель обучения требует адекватного ей метода обучения. Следовательно, метод обучения должен отражать специфику самого учебного предмета и быть адекватным целям обучения.

Средства обучения должны полностью обеспечивать процесс достижения цели обучения, быть удобной формой выражения ее сути и предъявления ее ученикам, отвечать психологическим закономерностям усвоения материала, а также обеспечивать движение мысли от простого к сложному. Формы организации обучения реагируют на научность в том плане, что существует определенная ограниченность на количество учеников, которых учитель учит одновременно, а также на продолжительность работы ученика над тем или иным материалом. Для осуществления всего дидактического цикла, то очень важно, чтобы он был заперт, а процесс достижения цели обучения повторялся с учетом коррекции действий до того времени, пока не будет достигнут запланированного уровня данной цели обучения.

До некоторого времени считалось доступным такое обучение, которое строилось на основе достигнутого уровня умственного развития учащихся. Выбор содержания, форм и методов обучения был опосредованный этим уровнем. В учебные программы включался только тот материал, для которого у учеников были сформированы соответствующие психические функции. Однако выдающийся психолог советских времен Л.Виготський обратил внимание на то, что такое обучение закрепляет имеющийся уровень умственного развития и отнюдь не развивает учеников. Он ввел понятие "актуальный развитие" и "зона ближайшего развития". Он определяется тем смыслом, который ученик способен освоить самостоятельно, без помощи учителя. Ближняя зона определяется тем материалом, который ученик сам не может усвоить, но может это сделать при незначительной помощи учителя. Таким образом, доступным считается такое обучение, которое находится в зоне ближнего развития.

Итог. Согласно принципу научности содержание образования и обучения должны составлять только научные знания, то есть содержание должно иметь качество научности, учитывать соотношение логического и исторического. Научным должно быть и процесс обучения. Доступность рассматривается как соответствие зоне ближнего развития.



Назад