Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

3.5. Политическая система Украины


Политическая система тесно связана со средой, в которой она функционирует и развивается, что предопределяет способы реализации власти, совокупность приемов, средств и методов осуществления. Украина, как и другие постсоциалистические страны, находится на этапе трансформации своей общественно-политической системы. Речь идет о переходе от авторитарно-тоталитарного общественно-политического строя к демократического, социального, правового государства, а в будущем - до высокоразвитого гражданского общества.
Украина преодолела начальный этап переходного периода - провозглашение независимости и вступления атрибутов государственности - и перешла к этапу развития демократических процессов, политического и экономического обустройства, избрав демократический тип политической системы общества. Все более четкими становятся контуры современной, полноценной и цивилизованной страны с политической и экономической определенностью. Но этот процесс идет сложно, противоречиво, на фоне перманентных кризисов в политической, экономической, социальной и духовной сфере.
Политическая элита современной Украины, становление которой произошло в основном еще до провозглашения независимости, оказалась неспособной решать государственные проблемы на уровне обычно цивилизованных правил и норм. Усиливается апатия людей к деятельности властных структур: надежды на оптимизацию общественно-политической и экономической жизни после парламентских выборов 1998 и 2002 годов не оправдались. Власть в лице всех ее ветвей неуклонно теряет доверие народа. Страна переживает своеобразный синдром политической переутомления. Результаты социологических опросов, проведенных в октябре 1998 г. украино-американским Центром стратегических исследований, свидетельствуют: 48,5% опрошенных считало, что реальная власть в стране принадлежит криминальным структурам, мафии, 37,2% - “частному капиталу”. И лишь 14,6% респондентов утверждали, что власть принадлежит Президенту, 11,4% - правительству, 9,2% - Верховной Раде, 10,1% - местным органам власти; 78,9% ответили, что интересы народа власть не защищает; 58,5% считали, что правосудие в Украине несправедливое и не защищает права и интересы граждан. Цифры свидетельствуют недовольство властью в целом.
Сложная ситуация и в экономической сфере. Процесс формирования рыночной системы в Украине начался за отсутствия зрелых рыночных структур, опыта поведения экономических субъектов в рыночной среде. За преобладание государственной собственности значительно деградировало государственное управление экономическими процессами, что наряду с другими факторами привело к гіперспаду, гиперинфляции. За годы независимости Украина потеряла почти половину промышленного и сельскохозяйственного потенциала. Внешний долг ее на начало апреля 2001 г. составила 10,33 млрд долл. На его обслуживание только в 1999 г. потрачено 2,5 млрд долл.
Экономические трудности вызваны не только необходимостью преодоления уродливых явлений административной системы, но и серьезными управленческими ошибками, которых допустили в последние годы. Через малоэффективную несогласованную деятельность законодательных и исполнительных властных структур, отсутствие стратегии рыночных реформ, безоглядный разрыв экономических связей с постсоветскими государствами, а также с государствами Центральной и Восточной Европы украинская экономика рискует оказаться на обочине мирового экономического процесса.
В социальной сфере не удалось преодолеть углубления имущественного неравенства, остановить процесс обнищания большей части населения. Для социально незащищенных слоев населения все острее становится проблема физического выживания. Обесценено факторы, которые гарантируют социальную стабильность. Значительная часть интеллигенции, в первую очередь научно-технические и высококвалифицированные работники, оставляют производство, переходят в торгово-предпринимательскую сферу.
В сфере идеологической усиливается кризис духовности, неуверенность многих людей в своем будущем. Деструктивно влияют на духовную сферу межконфессиональные конфликты, правовой нигилизм, преступность, коррупция, нарастание идеологического авторитаризма, монополизация СМИ, возникновения запрещенных для критики зон, обеднение информационной сферы.
Кризис, в котором оказалась Украина на рубеже XX - XXI вв., является системной по своему характеру. Соответственно перед обществом встал вопрос, какой должна быть политико-идеологическая доктрина государства. Относительно этого наметилось два подхода. Сторонники одного из них утверждают, что “оптимальной формой организации бытия нации на современном этапе может быть только национальное государство”, вне как молодая украинская государственность является не просто следствием распада советской империи, а закономерным историческим итогом многовековой борьбы украинского народа за сохранение собственной этнокультурной идентичности и построение национальной независимого государства как наиболее действенный фактора консолидации украинской нации.
Бесспорно, национальная идея (национально-этнический взгляд на прошлое, настоящее и будущее Украины) должен быть в полной мере учтена в политико-идеологической доктрине государства. Но в многонациональном государстве, каким является Украина, она - слишком деликатный инструмент, неумелое обращение с которым может разрушить социально-политическую стабильность.
Сторонники другого подхода считают, что приоритет в создании государства должна принадлежать общественно-правовой идеи. В Украине субъектом права на самоопределение провозглашено не нацию, которая дала название стране, а ее народ в целом, то есть не этническую общность, а гражданское полиэтническое общество. По гражданским принципу, который отражен в Конституции Украины, формируются властные структуры, осуществляется административное и военное строительство.
Переход от командной экономики к рыночному хозяйству, от авторитарно-тоталитарной системы к демократического, социального, правового государства предопределяет необходимость соответствующей политической культуры населения, формирование национального менталитета, адекватного рыночной экономике и плюралистической демократии. И если европейская политологическая мысль ориентирует граждан на соблюдение ими своих обязанностей и уважение к государству и его законам, а американская на передний план выдвигает интересы личности, ее умение решать собственные проблемы в цивилизованном сотрудничестве с соотечественниками, то в Украине на переходном этапе ее развития важным является учет потребностей как отдельной личности, так и интересов государства.
Национальная идея должна восприниматься большинством населения Украины, поскольку она, по словам академика П. Толочко, - не этническая, а государственно-политическая категория. Для национальной идеи, способной консолидировать народ Украины на строительство нового общественного устройства, нужна политическая нация, к которой в Украине принадлежат украинцы, русские, белорусы, румыны, венгры, евреи, крымские татары и другие этнические группы. Становление политической нации возможно только на загальноцивілізованих принципах гражданского общества. И только ей под силу вывести из кризиса на национальную экономику, науку, образование, культуру, поднять до уровня государственной украинский язык, способствовать развитию языков других этнических групп, избавиться от ощущения неполноценности.
Однако, сегодня в нашем государстве происходит активный процесс становления нового типа политической системы, что отражается в формировании системы органов местного самоуправления, введении института президентской власти, разделении политической власти и наличия механизма сдержек и противовесов.
Если обобщить, то политическая система Украины характеризуется как:
- переходная от неправового к правового типа;
- легитимная для большинства населения;
- переходная к воплощению консесуальної модели социальных конфликтов (но при сохранении возможности на практике сугубо конфронтационной модели);
- миролюбивая, неагрессивная;
- лишена собственной глобальной (загальнопланетарної) системы обеспечения национальных интересов;
- система, которая пока что неспособна обеспечить рост уровня и качества благосостояния всех основных слоев населения, но которая сохраняет элементы "социального государства";
- светская (в отличие от религиозной или атеистической);
- етатизована (одержавлена);
- система с недостаточно высоким интеллектуальным уровнем политики;
- система с политическим доминированием определенных социальных слоев "реформированной традиционной номенклатуры", новой "номенклатуры " и др.
Основными направлениями формирования и развития политической системы Украины является:
- построение демократического социального правового государства;
- утверждение гражданского общества;
- дальнейшее развитие и совершенствование политических отношений, политических принципов и норм;
- рост политического сознания и политической культуры общества и личности;
- совершенствование деятельности средств массовой информации.


Назад