Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 4. Принцип наглядности


Принцип наглядности в историческом аспекте. Корни этого принципа находим в народной педагогике, подтверждением чего являются такие высказывания: "Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать", "Рокот наскучит, пример научить", "Пример лучше правило" и др.

Суть и психологическая основа этого принципа будет понятнее при выяснении некоторых исторических моментов его становления и развития. В речи, посвященной 100-летию со дня рождения великого педагога И. Песталоцци, выдающийся немецкий педагог А.Дістервег говорил: "Я попробую быть, по возможности, более ясным и понятным, как это и подобает речи, посвященной человеку, который ввела в школу принцип наглядности и сознания" [16, 248], а в одной из своих работ педагог говорит о принцип наглядности и о Й.Г.Песталоцці такое: "Он не изобретал его. Целые века говорили о нем, высказывались о нем понятными словами, но заслугой Песталоцци было и есть то, что он его совершил, что он сделал его властелином практическим принципу обучения" [6, 283].

Сам же И. Песталоцци в свое время отмечал: "...я утвердил высшую основу обучения в признании наглядности как абсолютного фундамента всякого познания" [6,525], на что выдающийся русский педагог П.Каптєрєв сделал такое замечание: "Наверное, странно, как это Песталоцци приписывает себе заслуги утверждения такого принципа, о котором уже давно шла речь в педагогике, который разрабатывался уже не одно столетие и имел свою литературу. Однако слова Песталоцци справедливые" [6. 525].

По всему видно, что наибольшая заслуга в утверждении в педагогике принципа наглядности принадлежит именно И. Песталоцци.

Однако, научное обоснование принципа наглядности, а точнее, попытка его формулировка принадлежит основоположнику научной педагогики, большом чешском педагогу Я. Коменському. Этот принцип он сформулировал в виде правила, которое им же было названо золотым, а позже стало известно как "золотое правило дидактики":

"Поэтому пусть будет для учеников золотым правилом: все, что только можно, предлагать для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - нюхом, что подлежит вкуса - вкусом, доступное прикосновения - прикосновением. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими ощущениями, пусть они сразу охватываются несколькими ощущениями" [18, 303].

Не будем вдаваться в полемику великих и выдающихся педагогов, а продолжим наши рассуждения относительно сути и психологической основы принципа наглядности, начав с Ф. Бэкона. Его идеи о необходимости изучения природы, критика распространенных тогда методов схоластики, попытки создать новый метод (индукция) обусловили новый движение в среде педагогов.

Как и Я. Коменский, много тогдашних педагогов рассуждали так: в обучении необходимо, насколько это возможно, предметы, которые изучаются, представлять непосредственному наблюдению учеников, учить учеников за самими предметами, а не из книжек про эти предметы. Именно эта мысль заложена в "золотом правиле" Я. Коменского. В частности, в известной всем педагогам книге "Начертание всеобщей школы мудрости" он требует, чтобы упражнения для ощущений были признаны необходимыми для умственных упражнений. Кроме того: "Нужно в обучении поставить дело так, чтобы мы не говорили ученикам, а сами предметы, чтобы ученики могли касаться их или их заменителей, рассматривать, слушать"[18].

Как далее пишет Я. Коменский, "все стены учебных комнат и внутри, и снаружи должны быть заполнены картинами, надписями, рельефами так, чтобы куда не взглянул ученик, он везде видел предмет. В этом отношении вполне справедливое положение "Лучше избыток, чем недостаток" [18, с.519].

Я. Коменский даже издал книгу, в которой разместил 300 рисунков, где изобразил все видимое и невидимое. Книга была задумана как наглядное пособие при изучении латинского языка. В ней он даже изобразил на рисунке Бога, душу, божественные деяния: мудрости, терпения и т.д.

Анализ "золотого правила дидактики" Я. Коменского убеждает, что педагог имел в виду подражания внешней природы. Параллелизм природного и искусственного в него предусматривает прежде всего параллелизм с внешней природой. Те аналогии, которые он приводит, без сомнения является доказательством этого.

Я. Коменский часто повторяет, что нужно воспитывать в соответствии с природы, но при этом не понимает природу ребенка, а внешнюю природу. Принцип природосообразности он понимал не антропологически, а физически.

За такого чисто внешнего понимания принципа природосообразности Я. Коменському по-настоящему невозможно было глубоко понять принцип наглядности. Утверждением П. Каптєрєва, напрашивается мысль, что Я. Коменский не с анализа явлений внешней природы выводил указания для порядка в школе, а совсем наоборот, разрабатывая идею о школе, о необходимости в ней порядка, он ищет для объяснения своих мыслей аналогии во внешней природе. Он шел не от природы до школы, а от школы к природе [18, 287]. Следовательно, и наглядность в обучении педагог понимал как внешнюю.

Серьезной проблемой наглядности занимался И. Базедов, особенно относительно практических наглядных работ. Географию, например, в него ученики изучали на двух розкинутих в поле півсферах, на поверхности которых были выделены суша, вода и т.д.

Полусферы были не шаровидные, а лишь слегка выпуклые, так что по ним можно было ходить, прыгать. Все предметы, которые необходимо было запомнить то ли с языка, географии, истории, или по арифметике, он превращал в подвижные игры, которые приносили детям большое удовольствие [18,483].

И. Песталоцци и А. Дістервег о принцип наглядности. Определенный вклад в проблему наглядности сделал Же. Руссо. По его мнению, первый ум ребенка - это чувственный ум, отсутствие собственного наблюдения и опыта вызывают очень большой вред умственному развитию ребенка.

Однако, коренные изменения в трактовке принципа наглядности, в утверждении его как собственно принципа, принадлежит именно Й.Г.Песталоцці. Весомый вклад в развитие его положений, их пропаганду сделал выдающийся немецкий педагог А.Дістервег.

Из чего следует И. Песталоцци и что захватывает в его работах А. Дістверга?

И. Песталоцци углубил принцип природосообразности в воспитании ребенка. Все воспитание должно быть природовідповідним, т.е. осуществляться в соответствии с естественного развития самой детской природы. Он осуществил в дидактике поворот от внешней природы, как это Я. Коменского, к природе человека.

И. Песталоцци считал, что характерная черта человеческой природы заключается в самодеятельности, в свободном раскрытии всех сил по собственным внутренним законам, а не под давлением внешних причин, а потому " ...все образовательные средства, как более или менее искусственные, не должны отклоняться от естественного хода развития человеческих способностей или противодействовать ему, а быть в полном согласии с образом действий, которого придерживается сама природа". Все обучение, по его мнению, есть не что иное, как искусство помогать естественному стремлению человека к развитию, что основывается на гармонии впечатлений, усваиваемых ребенком, со степенью развития ее сил. Именно поэтому любое знание должно исходить из наблюдений и к ним возвращаться.

И. Песталоцци решительно заявлял, что признает "наглядность абсолютной основой познания", что "наглядность является безусловная основа всякого знания".

"Нет живого, истинного познания, которое бы не выходило из непосредственно чувственного восприятия или не сводилось бы к нему. Поэтому любое элементарное обучение должно не только наконец быть связанным с чувственными сприйманнями, а начинаться с них и выходить из них".

Он не хочет и не может допускать никакого учения, кроме непосредственно наглядного или основанного на наглядном принципе.

Таким образом, наглядность в понимании И. Песталоцци - это не только и не столько обеспечения чувственного восприятия предмета изучения, это когда человек обладает определенными чувственными элементами знаний и использует эти элементы для обследования, для ориентировки, то есть сводит сложное в совокупности простых элементов, чувственных алфавитных единиц восприятия. Он пишет: "Утверждение в ребенка простого наблюдения как необходимой основы любого опытного знания и подъема впоследствии наблюдения до степени искусства, то есть до степени средства, представляет собой предмет наблюдения как объекта критической способности и искусственно произведенной сноровки и составляет задачи и суть наглядности".

И. Песталоцци подчеркивал, что необходимо различать наблюдения как исходный пункт обучения (собственно ощущения) и искусство наблюдения как учение об отношении всех форм. Очевидно, дело он понимал так, что обучение должно идти в том направлении, в котором развитие детской наблюдательности идет от простого наблюдения до степени искусства наблюдения, то есть к оценке отношение всех форм наблюдаемого объекта.

А. Дістервег не только пропагандировал, внедрял в школьную практику принципы обучения И. Песталоцци, но и сам развил и углубил идеи И. Песталоцци в теории педагогики вообще и в понимании принципа наглядности в частности. Наглядность он считал основой природовідповідного обучения, придавая большое значение ознакомлению детей с предметами, непосредственно доступными их органам чувств. А. Дістервег, однако, не ограничивался только предметной наглядностью, а допускал различные ее формы. Утих случаях, где невозможно непосредственное ознакомление с самим предметом, он предлагал обращаться к изображений на картинах, до воспоминаний о пережитом детьми за пределами школы, к сравнения, аналогий и других средств [16, 24].

Наглядность он рассматривал как важнейшее условие элементарного образования, по которой в предмете, что изучается, выделяются наиболее понятные и конкретные для ребенка элементы, доступные ее наблюдению или связанные с ее предыдущими знаниями [16, 310] Этот мнению, уже в наше время известный методист в области преподавания математики В.Г. Болтянський выразил в своей формуле: "Наглядность - это изоморфизм плюс простота".

Принцип наглядности находит, как считает А.Дістервег, свое конкретное выражение в правилах: 1) от ближнего до дальнего; 2) от простого к сложному; 3) от известного к неизвестному.

О сути наглядности. Итак, в чем суть наглядности?

В источниках встречается утверждение, что наглядный - это такой, которому можно дать геометрический и механический образ. Это правильно, но частично. Дело в том, что слово "наглядный" в обычном, бытовом смысле означает такой, которого можно увидеть, то есть получить зрительное восприятие. Однако, слово "наглядный" употребляется в педагогике не только в этом смысле. Мы, согласно Й. Песталоцци, наглядным понимаем таким, когда в сложном объекте мы можем выделить, выделить простые элементы, каждый из которых для нас является определенным первичным чувственным образом. Тогда предмет мы рассматриваем как определенную совокупность этих чувственных элементов.

Психолого-педагогическая наука доказала, что овладение общественно-историческим опытом предусматривает восстановление и формирование тех функций и способностей, с которыми связано его накопления. С восстановлением этих функций и способностей в процессе усвоения опыта, очевидно, и связано становление оперативных единиц восприятия и их эталонно-алфавитный характер. К эталонов могут относиться, например, система музыкальных звуков, фонемы языка, цвета спектра, геометрические формы и другие свойства, качества, признаки предмета и сами предметы. Эти системы чувственных качеств усваиваются детьми и используются ими как эталоны во время обследования свойств предметов, которые воспринимаются.

Эталоны необходимо рассматривать и якдеякі модели зовнішньопредметного мира, и как своего рода буквы алфавита, с помощью которых воспринимается объективный смысл вещей и предметов. Именно такой смысл с точки зрения современных психологических исследований, мы вкладываем в понятие "елементарності", которым пользовались и И. Песталоцци, и А. Дістервег, раскрывая суть наглядности.

Распознавание комплекса линий и углов в качестве каркаса куба подобно любого другого акта распознавания возможно лишь при условии, что центральная нервная система сохранила следы стимулов, которые воспринимались ранее, в данном случае - реальных объектов кубической формы, в таком виде, который позволяет установить соответствие между стимулом, что воспринимается, и этими следами. Только после того, как установлена такая соответствие, стимул приобретает значение и имеющаяся в нем информация получает интерпретацию. Информация о прошедших событиях составляет, таким образом, необходимые предпосылки для распознавания информации, поступающей в данный момент. Итак, распознавание - это сравнение актуальных стимулов с текущим содержанием памяти. Результат этого процесса переживается как восприятие субъектом на основе чувственных алфавитных элементарных единиц восприятия.

Сделать процесс обучения наглядным (следовательно и понятным) означает подвести неизвестное в известное. Например, мы дали прослушать ученику ноту "ля" и попросили его запомнить особенности ее звучания. Через некоторое время ученик прослушал другие ноты и тоже запомнить 'виду их звучания. Если теперь ученику предлагается что-нибудь сказать о нотный состав сложного звука, что является последовательной совокупности звуков "до-ре-ми-фа-соль-ля-си", то сравнив эту звуковую последовательность, он выделит ему уже известны "ля, до, ре, ми", а о "соль" скажет, что он с этой нотой встречается впервые. Но в следующем и эта нота будет выполнять для ученика функцию оперативной единицы обследования звука.

Рассмотрим другой пример. Ученик изучил действие сложения чисел. Ему предложили действие добавления: 5+5+5+5+5+5=30. И когда сказали, что действие добавления одинаковых чисел можно назвать умножением і записать так: 5+5+5+5+5+5=5x6=30, то этим самым мы обеспечили наглядность в смысле действия умножения.

Глядя на яблоко, мы идентифицируем его форму (близко к сферы), объем (в диаметре примерно 6 - 8 см), цвет (красно-зеленый), твердость (чувствуется на ощупь), то есть сложный объект разложили на ряд чувственных элементов, дали им количественную характеристику и синтезировав полученную информацию, узнали все про яблоко, которое мы видим перед собой.

Понятно, что с накоплением опыта и повышением уровня умственного развития человека, оперативно-алфавитные единицы обследования окружающей действительности (эталоны) становятся сложнее и поэтому наглядный в этом случае такой, который можно будет свести к совокупности уже других, более сложных элементов. Таким образом, понятие "наглядный" имеет относительный характер, поскольку в изучении того или иного объекта ученик может пользоваться элементами различной степени сложности.

Наглядность в обучении, как утверждали классики педагогики, заключается в том, что предметы, которые изучаются, нужно представлять наблюдению учеников, учить за самими предметами, а не за книгами об этих предметах.

Понятно, что при истинном, предметном обучении, то есть когда оно происходит на основе изучения реального предмета, ученик сам или совместно с учителем формулирует вопрос как к предмету, ибо только предмет может дать ответ на этот вопрос, к тому же, таких вопросов, как правило, не одно. Но известно, что каждый предмет проявляет свои свойства только во взаимодействии с другими предметами. Поэтому ученик реально включает в взаимодействие с другими объект изучения и, получая ответы на поставленные вопросы, синтезирует их и создает представление об данный объект.

В ходе такого взаимодействия, движения, механической и умственного действия, ученик видит предмет в прямом и переносном смыслах с разных точек зрения, в динамике, перемешивает, изменяет его положение в пространстве, движется сам и т д Поэтому обучение с участием реальных предметов изучения не только богатое с точки зрения полученной информации, но и богаче на чувства, эмоции, ощущения времени и пространства.

Во время использования рисунков, схем, изображений нельзя обеспечить динамику восприятие, взаимодействие субъекта с объектом изучения, и поэтому за богатством полученной информации, эмоций, чувств такое обучение значительно беднее.

Итог. Попытка формулировка принципа наглядности принадлежит Я.Коменському. Он сформулировал его в форме "золотого правила" дидактики. При этом имел в виду наглядным такое, которому можно дать механический или геометрический образ. За И. Песталоцци, наглядность является абсолютной основой познания, наглядное - это такое, которое можно свести к элементарного. За классиками научной педагогики, наглядное обучение - это обучение на самих предметах, объектах, а не за описанием этих объектов.

Учения с участием реальных предметов изучения не только богатое с точки зрения полученной информации, но и богатое на чувства, эмоции, ощущения времени и пространства.



Назад