Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

5.1. Власть как системообразующий фактор политической системы


Власть является одной из фундаментальных основ политического развития общества. Она имеет правовой, экономический, духовно-идеологический характер, существует везде, где имеются какие-либо устойчивые объединения людей, тесно связана с политической сферой, является средством осуществления и способом утверждения определенной политики. Политическая власть возникла раньше за государственную власть и определяет реальную способность социальной группы или индивида проявлять свою волю. Она является неотъемлемой составляющей общего определение власти как формы социальных отношений, которой свойственен всеобъемлющий характер, способность проникать во все сферы человеческой деятельности.
Любая система имеет системообразующий компонент. Для политической системы ним есть политическая власть. Она интегрирует все элементы системы, вокруг нее идет политическая борьба, она - источник социального управления, которое, в свою очередь, является средством осуществления власти. Следовательно, власть является необходимым регулятором жизнедеятельности общества, его развития и единства.
Отрасль политической науки, которая исследует власть, называется кратологією, а ученые, которые анализируют ее - кратологами. Политологи по-разному трактуют понятие “власть”. Наиболее приемлемым является определение ее как способности, права и возможности распоряжаться кем-либо или чем-либо, решающее влияние на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью авторитета, воли, принуждения, силы и т.п.
Политическая власть - способность и возможность осуществлять определяющее воздействие на деятельность, поведение людей и их объединений посредством воли, авторитета, права, насилия; организационно-управленческий и регулятивной-контрольный механизм осуществления политики.
Большинство ученых считает, что источником власти является политическое господство, которое предстает как господство интереса, имеет много форм, основной из которых власть. В политической практике иногда ошибочно истолковывают наоборот, что власть - источник господства. Авторы таких толкований не учитывают, что для завоевания власти необходимо сначала стать реальной политической господствующей силой и завоевать власть, а дальше - закрепить свое господство.
Понятие “политическая власть” шире понятия “государственная власть”:
- Во-первых, политическая власть возникла раньше от государственной, еще в догусарственную сутки.
- Во-вторых, не каждая политическая власть является властью государственной (например, власть партий, движений, общественных организаций), хотя любая государственная власть - всегда политическая.
- В-третьих, государственная власть специфическая: только она обладает монополией на принуждение, правом издавать законы и т.д. Однако, кроме принуждения, она пользуется другими средствами воздействия: убеждению, идеологическими, экономическими факторами и т.п.
Государственная власть - высшая форма политической власти, которая опирается на специальный управлінсько-властный аппарате обладает монопольным правом на издание законов, других предписаний и актов, обязательных для всего населения.
Государственная власть функционирует по политико-территориальному принципу. Это означает, что она не признает никаких родовых различий, а закрепляет населения по определенной географической территорией и превращает его в своих подданных (монархия) или у своих граждан (республика). Государственная власть - суверенное, то есть, самостоятельная, полная и неделимая в пределах государственных границ и независимая и равноправная во внешних сношениях.
В целом проблема теоретического анализа политической власти заключается в выяснении трех вопросов:
·        сущность власти (кому она служит?);
·        содержание власти (в чьих руках находится?);
·        форма власти (как она организована, которыми являются аппарат и методы ее осуществления).
Характеристика политической власти требует рассмотрения вопрос о ее субъект и объект.
Субъект политической власти. Им есть источник активной предметно-практической политической деятельности, направленной на объект. Существует мнение, что понятие “субъект власти” и “носитель власти” нетождественны. Субъект власти - это социальные группы, прежде всего господствующие классы, политические элиты, отдельные лидеры; носители власти - государственные и другие политические организации, органы и учреждения, созданные для реализации интересов политическое доминирующих социальных групп. Такое разделение является относительным. Бытует и другая классификация властных субъектов. В соответствии с ней субъекты власти условно разделяют на первичные и вторичные:
1. Первичным субъектом по республиканского, демократического правления является народ - носитель суверенитета и единственный источник власти в государстве. Он осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления. Понятие народ неоднородно: основными субъектами власти есть большие группы населения, объединенные общностью коренных интересов и целей; неосновними - небольшие этнические группы, религиозные общины и т.д.
2. Вторичные субъекты носителей власти - малые группы, представительские коллективы, партии, ассоциированные группы, группы партикулярным (частных, неофициальных) интересов и т.п. Суверенным субъектом политической власти является гражданин государства, наделенный конституционными правами и обязанностями. Существенную роль во властных отношениях играют политические лидеры. Последствия их политики, как известно, разные: прогрессивные и регрессивные, плодотворные и бесплодные, благополучные и трагические. И, наконец, совокупным (коллективным) носителем политической власти сама политическая система общества как способ организации и развития социальных общностей и их отношений.
Объект политической власти. Это явления и процессы политической сферы, на которые направлено действие субъектов политики. К пониманию объекта власти надо подходить диалектическое, поскольку определенные субъекты и объекты власти могут меняться местами в зависимости от обстоятельств и роли. Скажем, классы, социальные группы, этнические сообщества, отдельные граждане, общественно-политические организации являются субъектами или носителями политической власти, в то же время они и отношения между ними являются объектами властного влияния. К объектам политической власти относят также все сферы общественной жизни - экономической, духовной, социальной, научно-техническую и т.п., общество в целом.


Назад