Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

5.2. Основные концепции политической власти


На сегодня в научной литературе существует более 300 определений власти. Существование многих концепций власти является свидетельством творческих поисков и одновременно недостаточной изученности проблемы.
Нормативно-формалістична концепция. В соответствии с ней источником и содержанию власти является система норм, прежде всего, правовых. Иногда эту концепцию называют легітимістською (лат. legitimus - законный). Она исходит из того, что закон выступает и как правовой, и как моральный фактор, который имеет юридическую силу. Глубокие исторические корни этого обстоятельства породили легітимізм как политическую концепцию, главная идея которой заключается в абсолютизации правовых норм власти. Как политическая доктрина учение возникло в IX-III вв. до н. э. за существование абсолютной монархии. Тогда государственная власть реализовала абсолютную власть правителя, действовала деспотично, а в управлении была крайне бюрократизированной. В настоящее время в демократических государствах легітимізм базируется на возвеличивании закона - основной регулирующей нормы.
Органістична концепция. Ее содержанием является разные версии функционализма, структурализма и солидарности, которые определяют общественные функции власти, которые ущемляют или игнорируют ее классовый характер. Например, по структурно-функціоналістською теорией власть - это особый вид отношений между управляющими и подчиненными. Роль личности в политической системе четко определена: поддержка существующей общественной системы.
В русле органистичнои концепции власти находится и элитная теория власти. Возникновение ее обосновывается существованием в обществе элиты (фран. elite - лучшее, отборное, избранное), призванной управлять массами людей неэлитного состояния, всеми социальными процессами в обществе (итальянские ученые Моска, Парето, немецкий исследователь Михельс и др.). Относительно понимания сущности элиты сейчас нет единодушия. Одни относят к ней самых активных в политике, другие - высокопрофессиональных или богатых лиц. Так или иначе, эта концепция утверждает исключительность носителей власти, считая элиту сугубо политическим явлением, независимо от сферы влияния. Однако исторический прогресс она рассматривает как совокупность циклов смены господствующих элит (“круговорот элит”). Эта концепция считает идею народного суверенитета утопическим мифом (один из ее постулатов гласит, что народ отстранен от власти), утверждает, что социальное неравенство - основа жизни. Стержнем теории элит является абсолютизация отношений господства одних и покорения других. Власть возникает как имманентное (внутренне) обусловлена свойство постоянно существующей в обществе элиты. Правда, некоторые западные исследователи критикуют эту терия за то, что она не учитывает существования “среднего класса”, который составляет большинство населения развитых обществ, нивелируя их социальную поляризованість и элитность.
Субъективно-психологическая концепция. Она объясняет власть как врожденный инстинктивный влечение человека к власти, господства вплоть до агрессии. Среди доктрин - біхевіористська теория власти. Она ориентирует на исследования индивидуального поведения людей в сфере властных отношений, а стремление к власти провозглашает доминирующей чертой человеческого поведения и сознания. Власть толкует и как цель, и как средство. Согласно взглядам американского политолога Г. Лассуела, будь-какое влияние на политику приравнивается к стремление власти. В политике все является властью, а любая власть является политикой. К субъективно-психологического направления примыкает іструменталістський подход к пониманию власти - сведение ее к использованию определенных средств, в частности насилия и принуждения.
Індивідуалістично-социологическая концепция. Ее сторонники рассматривают власть как игру интересов - личных противоречий между свободой одних и ее ограничениями относительно других. Эту “игру” обеспечивают соглашения, переговоры. Ее успех зависит от способностей, воли, гибкости субъектов, правил политической игры” и др.
Марксистская концепция власти. Принимая за основу прежде всего экономические интересы, которые определяют содержание и форму реализации классовых интересов, она толкует политическую власть как господство определенного класса. По Марксу, тот класс, который владеет средствами производства, а следовательно, и большей частью национального богатства, диктует свою волю в обществе. В его руках государственная власть, что защищает его интересы.
Ныне популярной является реляціоністська теория власти (П. Блау, Дж. Картрайт и др.), толкующей власть как межличностные отношения, позволяющие осуществлять волевое воздействие на индивида и изменять его поведение. Поэтому американский социолог П. Блау определяет власть как способность одного индивида (или группы) навязывать свою волю другим, не пренебрегая такими средствами, как страх, наказания и т.п.


Назад