Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

5.3. Формы и механизм политической власти


Основными формами политической власти являются:
- господства;
- политическое руководство;
- управления.
Господство - это абсолютное или относительное подчинения одних людей (социальных групп) другим.
Политическое руководство и управление реализуются через принятие стратегических и тактических решений до объектов власти, через организацию, регулирование и контроль их развития. Но практика властвования свидетельствует о существовании некорректных, а порой и аморальных форм и средств: подкуп, обман, обещания, шантаж, искусственные препятствия, популизм и т.д. Все это наносит вред истинной демократии, подрывает престиж власти, вызывает к ней недоверие народа, грозит социальными конфликтами.
Формы политической власти различают и по критерию главного субъекта правления. К ним относятся:
· монархия - єдиновладне (абсолютное или с конституционным ограничениям) наследственное правления одного лица (монарха);
· тирания - единоличное деспотическое правление в результате насильственного захвата власти;
· аристократия - власть лучших, то есть верховой, знатной, привилегированной группы;
· олигархия - власть немногих богатых;
· тимократія - особая форма олигархии, по которой государственная власть принадлежит привилегированной большинства, которая обладает высоким имущественным цензом, часто - военной силой;
· теократия - власть церкви;
· охлократия - власть толпы, которая опирается не на законах, а на мгновенные настроения и прихоти толпы, которая часто подвергается воздействию демагогов, становится деспотичной и действует тиранічне;
· демократия - власть народа на основе закона и обеспечения прав и свобод граждан.
Современные исследователи выделяют еще власть партократии (партийной верхушки, номенклатуры), бюрократии (господство высшего государственного чиновничества, засилье надцентралізованості и заформалізованості в государстве), технократии (решающее влияние в обществе осуществляет научно-техническая элита; господство технологического мышления).
Политическая власть реализуется через механизм властных отношений. Польский политолог Єжи Вятр предложил такую его структуру:
- наличие во властных отношениях не менее двух партнеров;
- волеизъявление обладателя осуществляется в виде определенного акта, который предусматривает санкции за неподчинение его воли;
- обязательное подчинение тому, кто осуществляет власть;
- социальные нормы, закрепляющие право одних издавать акты, других - им подчиняться (правовое обеспечение).
Такой механизм властных отношений, четко работая, обеспечивает оперативность и действенность взаимосвязи субъекта и объекта, реализацию функций. Такими функциями являются:
1. Интегративная (заключается в объединении социально-политических сил общества);
2. Регулятивная (направляет политическую волю масс на регулирование жизнедеятельности общества, правотворчество);
3. Мотивационная (формирование мотивов политической деятельности, прежде всего общезначимых);
4. Стабилизирующая (нацеленность на устойчивое развитие политической системы, гражданского общества).
Совершенствование и демократизация политического управления предполагает поиск новых способов реализации власти и определенные требования к ней. Учитывая это российский политический мыслитель Иван Ильин (1882-1954) сформулировал шесть аксиом государственной власти:
1. Государственная власть не может принадлежать никому, кроме тех, кто имеет правовое полномочия. Правосознание требует, чтобы власть воспринималась не как сила, которая порождает право, а как правомочное полномочия. Право рождается не от силы, а только от права и всегда от естественного права. Власть, которая не имеет правовой санкции, не имеет правового измерения.
2. Государственная власть в пределах каждого политического союза должна быть одна. Она - единственное организовано волеизъявления, которое вытекает из единства права. В каждом политическом союзе государственная власть, несмотря на принципе ее разделения, по своей сути и целях единственная. Наличие двух государственных властей свидетельствует о существовании двух политических союзов.
3. Власть должна осуществляться людьми, которые отвечают высоком нравственном и политическом ценза. Власть без авторитета хуже, чем явное безвластие. Народ, который принципиально отрицает правления лучших, является позорным толпой, а демагоги - его проводниками.
4. Политическая программа володарюючих может предусматривать только меры, которые имеют общий интерес. Ведь государственная власть призвана утверждать естественное право, а оно совпадает с общими интересами народа и каждого гражданина.
5. Политическая программа власти должна охватывать меры и реформы, которые реально можно воплотить в жизнь. Недопустимо прибегать к утопических, невыполнимых программных начертаний.
6. Государственная власть принципиально связана разрешающей справедливостью. Однако власть имеет право и обязана отступать от нее тогда, когда этого требует национально-духовное бытие народа.
Практика политической жизни показывает, что игнорирование этих аксиом приводит к кризиса государственной власти, дестабилизации общества, конфликтных ситуаций, которые могут перерастать даже в гражданскую войну.


Назад