Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

5.4. Понятие легитимности и принцип разделения властей


Легитимное отношение к правовых норм страны - одно из современных представлений о сущности власти, при которой правовые нормы имеют демократический содержание и вытекают из суверенитета народа как абсолютного первоисточника закона.
Легитимность политической власти - форма поддержки, оправдание правомерности применения власти и осуществления правления государством или отдельными его структурами и институтами.
Легитимность не является синонимом законности, поскольку политическая власть не всегда опирается на право и законы, но всегда пользуется определенной поддержкой по крайней мере части населения.
Основными источниками легитимности, как правило, выступают три основные субъекты:
- население;
- правительство;
- внешнеполитические структуры.
Различные возможности политических субъектов поддерживать определенную систему правления предусматривают различные типы легитимности власти. Самой известной является классификация типов власти, предложенная М. Вебером:
- традиционный, который опирается на веру в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть по этой традиции;
- харизматичный (греч. charisma - милость, благодать, дар Божий, исключительный талант), основанный на вере в сверхъестественное святость, героизм или другие исключительные достоинства обладателя и созданной или полученной им власти;
- рациональный (легальный), который основывается на вере в законность существующего порядка, профессионализм властных структур.
Легитимность имеет свойство менять характер и степень поддержки власти и ее институтов. В связи с этим можно говорить об кризиса легитимности.
Кризис легитимности - снижение реальной поддержки органов государственной власти или правящего режима в целом, которое влияет на качественные изменения их ролей и функций.
В современных условиях общественно-политического развития кризиса легитимности вызванные неспособностью органов власти осуществлять свои функции, нелегитимных формами насилия над людьми, неспособностью правительства адаптироваться к динамического изменения условий общественного развития, разрушением конституционного порядка, разрывом между конституционными нормами и практикой их воплощения, отсутствием серьезных структурных изменений.
Современный российский политолог Александр Соловьев, обобщив теоретический и практический опыт, предложил такие пути и средства выхода из кризисных ситуаций:
- поддержка постоянных контактов с населением;
- проведение разъяснительной работы относительно своих целей;
- усиление роли правовых методов достижения целей и постоянного обновления законодательства;
- уравновешенность ветвей власти;
- выполнение правил политической игры без ущемления интересов сил, которые принимают в ней участие;
- организация контроля со стороны организованной общественности за различными уровнями государственной власти;
- укрепление демократических ценностей в обществе;
преодоление правового нигилизма населения и т.д.
Доминирующим принципом механизма функционирования государственной власти является принцип, ее разделения. Основоположниками теории разделения властей считают английского философа Д. Локка и французского просветителя, юриста, философа Ш. Монтескье, хотя эту идею высказывал еще древнегреческий историк Полибий.
По этой теории, для правильного и эффективного функционирования государства должны существовать независимые друг от друга законодательная, исполнительная и судебная власти. Это создает систему “сдержек и противовесов” против усиления одной ветви власти, сосредоточение власти в одном центре, злоупотребление ею способствует продуманности, взвешенности, баланса в принятии решений, а значит и действенности политического руководства и управления. Соответственно формируется особый механизм обеспечения свободы и независимости отдельного индивидуума, его защиты.
Носителем законодательной власти, как известно, является высший представительный государственный орган - парламент; исполнительную власть осуществляют президент, правительство, министерства и ведомства, государственно-административные учреждения; судебную власть - независимые суды, подчиняются только закону.
Впервые такая система власти была законодательно закреплена в Конституции США (1787). Зафиксирована она была и в Конституции Украинской казацкой республики в 1710 г. (Конституция гетмана П. Орлика). Принцип разделения властей уже закреплен в большинстве конституций стран мира. Утвердился он и в Украине.
Сейчас говорят и о власти средств массовой информации, называя ее “четвертой властью”, а также о “власть” общественного мнения и т.д. Французский социолог Г. Арон считает, что власть не является глобальным, единым монолитом, она рассеяно среди многочисленных субъектов, институций. Однако практика знает политические системы, которые функционируют в условиях единства власти. В этих системах власти (преимущественно исполнительная) сосредоточена в одних руках (политической партии, военной элиты и т.д.) и подчиняет себе все остальные ветви, которые действуют формально. Это возможно при тоталитарных или жестких авторитарных режимов (фашистские, напівфашистські, военные диктатуры, абсолютные деспотические монархии и др.).
Существует общественно-политическое течение, которое отрицает любую форму политической, экономической и духовной власти, - анархизм. Он не признает государство как форма организации общества, отстаивает ничем не ограниченную свободу человека как самоцель.
Такие идеи известны еще в политической мысли древнего мира. Первым приступил к анализу политических и экономических форм анархизма в конце XVIII в. английский писатель Уильям Годвин. Как общественно-политическое течение анархизм формировался в 40-70-х годах XIX в. в странах Западной Европы. Ведущие его теоретики П. -Же. Прудон, Г. Штірнер, Г. Бакунин, П. Кропоткин.
Непризнание анархизмом политической власти как важного и необходимого института общественной жизни неизбежно приводит к отрицанию власти в целом и демократических форм ее реализации, в частности. Однако анархизм спродукував и некоторые актуальные даже для настоящего идеи, отрицая деспотизм, культ единоличного правления, подавление личности, отстаивая идеал взаимопомощи и солидарности людей, регулирующие возможности самоорганизации и саморегуляции.
Следовательно, политическая власть, ее механизм должны:
- обеспечить законные права граждан, их конституционные свободы;
- утверждать право как стержень общественных отношений и самим уметь подчиняться праву;
- выполнять функции развития государства (хозяйственные, культурные, социальные и др.).


Назад