Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

6.1. Понятие “государство” и теории его происхождения


Государство является одним из важнейших институтов общества, центральным элементом его политической системы. Одной из важнейших задач политологии является анализ развития сущностных черт, социальной роли осуществляемых им функций, форм государственного правления и государственного устройства, принципов межгосударственной политики.
Определяющим звеном политической системы общества и ее подсистемы - политической организации - является государство.
Термин “государство” трактуется в трех значениях:
1) как ассоциация, которая содержится на отдельной территории, объединяет всех членов общества. В таком смысле этот термин используется как синоним понятий “общество”, “страна”, “отечество”;
2) как отношения политической власти - совокупность связей между гражданами и органами государства;
3) как административные органы власти и правовые нормы, определяющие их функционирования.
В различных философских, социологических и политологических теориях это понятие имеет неодинаковый смысл.
Основные признаки государства:
· Суверенитет. Он имеет внутренний и внешний измерения. Это означает, что государство обладает наивысшей и неограниченной властью над внутренними субъектами в пределах границ той или иной страны (внутреннее измерение), а другие государства должны признавать этот принцип (внешнее измерение);
· Всеобщность. Государство охватывает своим влиянием всех людей, проживающих на ее территории, в том числе граждан других государств;
· Принуждение. Монопольное право на принудительное воздействие относительно населения и наличие особой системы органов, учреждений и орудий принуждения (армия, полиция, суд, тюрьмы), которые выполняют функции государственной власти;
· Право на применение силы. Государство владеет первичным, более высоким, по сравнению с другими организациями, правом применить силу в пределах, установленных законом;
· Право. Государство функционирует в рамках установленного права. Структура и функции государственных органов определяются правом. Внутренняя и внешняя политика проводится исключительно в правовом поле от имени всего общества;
· Суверенное законотворчество. Право издавать законы и правила, обязательные для всего населения;
· Аппарат государства. Наличие публичной власти, осуществляемой лицами, занятыми исключительно управлением обществом и охраной установленных в нем порядков (государственные чиновники), совокупность управлінсько-административных структур, призванных реализовать решения центральных и местных органов власти;
· Монопольное право на сбор налогов. Для формирования общенационального бюджета, содержание государственного аппарата;
· Территория. Государство неразрывно связана с определенной территорией, на которую распространяется его власть, а законы имеют обязательную силу. Организация власти осуществляется по определенным территориальным принципом: разделение населения по территории проживания, а не по кровно-родственными признакам.
Эти признаки определяют внутренние и внешние государственные связи как необходимую форму существования и развития современных обществ (народов).
Итак, государство - это форма организации общества, носитель публичной власти, совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, которые осуществляют управление обществом от имени народа и обеспечивает безопасность личности и нации.
Место и роль государства в политической системе определяются основными принципами ее функционирования:
·        верховенство публичной власти;
·        сохранение единства государства, основанной на достижении согласия между теми, кем управляют, и теми, кто управляет, независимо от состава правительства и правящей партии;
·        достижения единства государства через соответствующий связь с социальными силами общества (классами, группами, нациями, политическими партиями и т.д.), с помощью права и возможности осуществлять внутреннюю и внешнюю политику от имени народа, через органическое взаимодействие с гражданским обществом в целом.
Государство возникло на определенной стадии развития человечества. Политическая, правовая литература представляет различные теории происхождения государства:
1. Неисторическая теория. Ее выдвинул Аристотель, утверждая, что государство является естественным продуктом развития человеческих сообществ.
2. Теологическая теория. Охватывает аналогичные по содержанию традиционные концепции христианской культуры, по которым государственная власть возникла по воле сверхъестественного фактора - Бога. Особого смысла божественное происхождение государства и власти вступило в теории Ф. Аквинского. Всякая власть от Бога, утверждал он. Государство есть необходимость, ее цель - “общее благо”. Существует “естественный закон”, заложенный Богом в сердца людей. Этот “божественный закон” выше “естественного”. Поэтому церковь - выше государства. Ее законы не должны нарушать правители. Современная католическая церковь поддерживает божественный генезис идеи о государстве и принципы власти. Существует даже политическое направление - клерикализм, который стремится к усилению влияния церкви на все сферы жизни и государство.
3. Патриархальная теория. Ее основателем был английский философ Роберт Филмер (XIII ст.). По его мнению, государство возникло в процессе механического объединения родов в племена, племен в более широкие целостные образования, вплоть до государств (при сохранении принципа патриархальной, ходатайственной власти). Следовательно, государство является расширенной форме патриархальной власти, которая осуществляется от имени всех и для общего блага.
4. Теория общественного договора. В XVII и XVIII веках, в монархически-абсолютистское сутки в Европе возникли различные теории общественного договора происхождения государства. Расцвета договорная теория приобрела в период развития капиталистических отношений. Ее отстаивали английские философы Т. Гоббс и Дж. Локк и французский философ Же. -Же. Руссо. Правда, такие взгляды выдвигал еще древнегреческий философ Эпикур. Сущность этой теории в том, что государство возникает не по воле Бога, а создается добровольно общественным договором суверенных граждан с правителем по законам человеческого разума. Требования разума - это требования естественного права граждан на жизнь, свободу, равенство, неприкосновенность имущества и т.п. Ради этого граждане предоставляют правителю и правительства (государству) соответствующие полномочия, добровольно обязуясь подчиняться их воле, закона.
5. Теория покорения (конфликтно-насильственная). Ее основателем является польско-австрийский социолог Л. Гумплович. Основываясь на концепции социального дарвинизма (перенос на общество сформулированного Ч. Дарвином закона видов борьбы за существование и выживания), он считает, что возникновение государства является результатом завоевания более организованными и более сильными группами людей хуже организованных и слабых сообществ. То есть государство становится формой господства победителей над побежденными, более сильных над слабыми. Это результат социального конфликта, абсолютной враждебности, органически присущей людям.
6. Классовая теория. Ее основоположниками являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что возникновение государства - это естественно-исторический, объективный процесс. Государство начинается на поздней фазе общинно-племенного строя и развивается на протяжении длительного исторического периода. Основными условиями ее утверждения (III-IV тыс. до н. э.) были появление дополнительного общественного продукта в результате совершенствования производительных сил и производственных отношений, возникновения имущественного неравенства, разделения труда, а также классов. В результате этих процессов деятельность по управлению обществом постепенно трансформируется в относительно самостоятельную функцию, которую осуществляет господствующий класс. Этот класс (в антагонистическом об-ве) с помощью государственного аппарата (“государственной машины”) держит в повиновении все другие классы и слои населения, благодаря владению средствами производства эксплуатирует их. В социалистическом, неантагоністичному обществе, по мнению создателей теории, государство из орудия подчинения одних людей другими превращается в орудие построения нового, справедливого общества. По коммунизма государство уступит место коммунистическом общественному самоуправлению.


Назад