Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

6.2. Типы, структура и функции государства


Тип государства определяют на основании признаков, присущих всем государствам. Экономической основой типологии государств есть определенный тип производственных отношений, которые выражают их социальную сущность и назначение. Однако до сих пор существуют разногласия во взглядах как относительно критериев типизации, так и по типологии государств.
Марксисты с классовых, формаційних позиций выделяют исторически-формаційні типы государств: рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический. Выделяют также переходный тип государства от одного исторического типа к другому (кстати, исторически-формаційний разделение государств не отрицает большинство ученых мира).
Западные политологи, а теперь и большинство отечественных, толкуют государство как надкласову организацию, призванную удовлетворить общий интерес нации. Они разделяют государства на индустриальные и развивающиеся, не достигнув индустриального уровня.
Распространенной на Западе и у нас есть типология государств за политическими режимами, в соответствии с которой принято выделять: тоталитарный, авторитарный и демократический типы государств.
На современном этапе образовалась группа государств, которые называют посткомуністичними, или посттоталитарными государствами (страны Восточной и Центральной Европы, республики бывшего СССР). Эти государства находятся в переходной стадии от административно-командной системы к демократической, правовой.
Некоторые авторы в начале 90-х годов прогнозировали возникновения государства социально-демократического типа - государства трудящихся-владельцев. Такое государство, на их взгляд, должна стать организацией политической власти трудящихся-владельцев, которые составляют большинство общества, и обеспечить реальное осуществление и защита основных прав человека, прав нации и народа на принципах свободы, справедливости и солидарности. В начале XXI в., когда уже более-менее выкристаллизовался совокупный опыт постсоциалистических трансформаций указанных государств, ученые, в основном, акцентируют внимание на стратегии и тактике модернизации государства переходного типа.
Существенным признаком государств, которые по сей день декларируют социалистический путь развития (Китай, Куба, Северная Корея, Вьетнам), является наличие в них авторитарно-тоталитарных элементов, абсолютизация, догматизація, национальная трансформация марксистской теории (маоїзм, идеи чуч-хэ). В настоящее время здесь происходят определенные демократические преобразования. В частности, ограничиваются командно-административные методы руководства, вводятся элементы рыночной экономики и т.д. Эти изменения в разных странах “социализма” різношвидкісні и разнокачественные.
Политологи выделяют еще национальный тип государства. Идея национального государства возникла в конце XVIII в. в Западной Европе и оформилась в XIX в. в “принцип национальности”. Швейцарский юрист И. Блюнчлі изложил его сущность так: “Каждая нация призвана создать отдельное государство и вправе это сделать. Мир должен быть поделен на столько же государств, на сколько наций распадается человечество. Пусть каждая нация будет государством, каждое государство национальным организмом”.
Идея национального государства имела сторонников среди западных (П. Манчини, Г. Вебер и др.), российских (Г. Бердяев, О. Градовский, К. Каутський) и украинских ученых (В. Липинский, Д. Донцов и др.). В целом большинство из них толковали национальное государство как государство с однонациональным составом населения. Такой подход не разделяют большинство теоретиков и политических деятелей. Ведь сейчас только многочисленных народов на планете насчитывается до 3 тысяч, а государств - свыше 200, из них 90% - многонациональные. Известный американский социолог и государственный деятель 3. Бжезинский отметил: “любые попытки распутать сложные проблемы посредством национального принципа приведут к хаосу и разные”.
По другой концепцией национальное государство:
- образуется нацией, которая компактно проживающего на определенной территории, и, как правило, составляет большинство населения данной страны;
- является результатом осуществления определенной нацией ее основного загальносоціального права на политическое самоопределение;
- создает, обеспечивает необходимые условия для сохранения и развития достояния нации во всех сферах жизни;
- объединяет забота о “свою” нацию с созданием надлежащих условий для развития других наций (национальностей), этнических групп, которые проживают на территории государства и составляют ее народ (без соблюдения этого государство следует считать не национальной, а националистически-шовинизма).
В таком понимании большинство государств мира являются национальными, в том числе и Украина.
Американские исследователи Н. Ферніс и Т. Тилтон, взяв за основу критерий социальной защищенности населения и цели социальной политики, выделили три типа государств:
1. Положительная государство (США) защищает владельцев от искажений рынке и от возможных посягательств неимущих на перераспределение национального дохода. Ее социальные программы являются стихийными и спорадическими, равны объему помощи, способной обеспечить политическую стабильность, уберечь общество от радикальных требований относительно перераспределения богатства. Такая деятельность государства важна для сохранения демократии. Но на перераспределение национального дохода и социальную структуру она влияет мало (на 20% беднейшего населения США в 1947 г. приходилось 5,1% национального дохода, в 1974 г. - 5,4%, в 1984 p. - 7,4%). Поэтому за высокого общего уровня жизни бедность продолжает существовать, хотя и в несколько смягченной форме.
2. Государство социальной защищенности (Великобритания), цель социального регулирования в которой заключается в обеспечении прожиточного минимума для каждого гражданина, в ликвидации нищеты и обездоленности через социальное страхование и социальные программы. Здесь минимальная обеспеченность является співмірною с минимальными потребностями в данном обществе, уровень этой обеспеченности растет пропорционально росту общего жизненного уровня. Это облагороженный вариант либеральной государства.
3. Государство социального благосостояния (Швеция) проводит социальную политику, создавая равные жизненные условия для всех членов общества - через регулирование доходов, расширения сферы государственных услуг, привлечения непривилегированных классов (прежде всего рабочих) к контролю над элитой и до принятия государственных решений. Это государство всеобщего благосостояния, которая вышла за пределы либеральной социальной политики, но считать ее “социалистической” было бы не совсем корректно, поскольку термин “социализм” дискредитирован тоталитарными режимами советского типа, а экономическая основа этого государства - приватновласницька, капиталистическая.
Структура государства
Структура государства - система органов и учреждений, которые выполняют внутренние и внешние функции государства.
Она охватывает:
1. Органы государственной власти, которые являются представительными, и как правило, законодательными (парламент, региональные, муниципальные, или местные);
2. Органы государственного управления, то есть исполнительной-распорядительные (система министерств, ведомств, административные учреждения на местах);
3. Президента как главу государства, который в руководстве государством непосредственно взаимодействует с представительными и исполнительной-распорядительными органами;
4. Органы правосудия, призванные обеспечить верховенство законов в государстве. Различаются по административно-территориальным признакам (областные, районные, городские) и за сферой юрисдикции (конституционные, общие, хозяйственные, военные, административные, уголовные, гражданские);
5. Контрольно-надзорные органы, к которым относятся прокуратура (действует в России, Украине, Испании, а в англосаксонских странах она функционирует в системе судебной власти), разнообразные контрольные ведомства;
6. Органы охраны общественного порядка (милиция, полиция) и органы государственной безопасности.
Важное место в структуре государства занимают вооруженные силы, а также чрезвычайные органы, которые создаются в экстремальных условиях (война, стихийное бедствие) на определенное время. Компетенция и полномочия чрезвычайных органов обусловлены конкретными целями и задачами, ради которых они создаются. Составной частью системы государственных органов являются исправительные заведения и т.д.
Государственные органы существенно отличаются от негосударственных органов, общественно-политических организаций. Только государственные органы в пределах своей компетенции выступают официальными выразителями интересов всего общества. Они наделены полномочиями, которые дают возможность действовать не только благодаря средствам убеждения, но и государственного принуждения. Однако государство реализует свою власть в тесном взаимодействии с общественно-политическими институтами. Особенно это касается отношений государственных органов и политических партий.
Функции государства.
Среди политологов бытуют разные взгляды относительно классификации функций государства. Общепринятым является разделение их на внутренние и внешние.
Внутренние функции:
- правотворческая - создание и принятие законов и других юридических норм (законодательство);
- правоохранительная - контроль и надзор за выполнением правовых норм и применения при необходимости принудительных мер, защита прав и свобод граждан, создание условий для их безопасности, общественного порядка и т.п.;
- экономически-хозяйственная - защита экономической основы общества, существующего способа производства, разнообразия форм собственности, регулирования хозяйственной деятельности, рыночных отношений, государственное управление экономикой;
- социальная - регулирование отношений между социальными и этническими сообществами, предотвращения социальным конфликтам и противостоянием и их устранение, согласование интересов и потребностей индивидов и социальных групп, эффективная демографическая политика, деятельность в области здравоохранения и гигиены, контроль за качеством пищевой и фармацевтической продукции, обеспечение поддержки социально уязвимых слоев населения;
- культурно-воспитательная - регулирование и развитие системы образования, обеспечения государственных приоритетов в области образования, культуры, науки, физической культуры и спорта, воспитания нравственности, гуманизма, общечеловеческих и национальных ценностей;
- экологическая защита окружающей среды, разумное использование природных ресурсов, формирование экологической культуры, улучшения природной среды.
Внешние функции:
- оборонная - защита страны от внешнего нападения, посягательств на территориальную целостность и суверенитет государства;
- дипломатическая - отстаивание и реализация национальных интересов государства и его граждан в международной жизни, осуществления самостоятельной внешней политики;
- співробітницька - развитие экономических, политических, культурных отношений между государствами, углубление интеграционных процессов на общечеловеческом, региональной и политической основе.


Назад