Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

6.3. Формы государственного правления и государственного устройства


Форма правления - организация верховной государственной власти, порядок формирования его органов и их взаимоотношения с населением.
Существуют две основные формы государственного правления - монархическая и республиканская.
Монархия (от греч. monarchia - единовластие) - форма правления, при которой верховная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках одного лица - главы государства - наследственного монарха.
Монархии делятся на абсолютные, конституционные и теократические.
Абсолютная монархия - форма правления, при которой глава государства (монарх) - главный источник законодательной и исполнительной власти (осуществляется зависимым от него аппаратом). Он устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами (Саудовская Аравия, Оман). В рабовладельческих и феодальных государствах абсолютные монархии были близкими к неограниченной деспотии.
Конституционная монархия - форма правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, законодательные функции переданы парламенту, исполнительная - правительству. Здесь монарх является верховным носителем исполнительной власти, председателем судебной системы, формально назначает правительство, меняет министров, имеет право распоряжаться военными и политическими силами, издавать приказы, отменять принятые парламентом законы, распускать парламент и т.д. Однако фактически эти полномочия, как правило, принадлежат правительству (Бельгия, Дания, Великобритания, Япония, Норвегия, Швеция, Малайзия, Бутан, ОАЭ).
В зависимости от степени ограничения власти монарха конституционные монархии разделяют на дуалистические и парламентские. Дуалистическая монархия - форма правления, при которой полномочия монарха ограничены в сфере законодательства (приоритет принадлежит парламенту), но достаточно широкие в исполнительной власти. Монарх (глава государства) формирует правительство, которым руководит лично или через назначенного премьер-министра. Эта форма правления была характерна для буржуазных государств XIX ст. (Германия по Конституции 1871 г., Япония по Конституции 1889 г.). В настоящее время она не существует. Парламентская монархия возникла в Англии, где законодательная власть сосредоточена в парламенте, исполнительная - в правительстве во главе с премьер-министром. Монарх по этой формы правления не имеет конституционных полномочий по решению важных государственных дел, является символической фигурой, носителем традиций страны.
Теократическая монархия (греч. theokratia - власть Бога) - форма государства, в котором политическая и духовная власть сосредоточена в руках церкви (Ватикан, Катар, Бахрейн).
Республика (лат. respublika, от res - дело, public - общественный) - форма государственного правления, при которой высшая власть принадлежит выборным представительным органам, а глава государства избирается населением или представительным органом.
Это более прогрессивная по сравнению с монархическим форма правления. Сейчас в мире существует 143 республики (почти 3/4 от общего числа государств). В зависимости от ответственности правительства перед президентом или парламентом - различают три формы республиканского правления:
- президентскую,
- парламентскую,
- полупрезидентскую.
Президентская форма правления. Введена в США в 1789 г. По этой формы главой государства и правительства является президент, который избирается всенародным голосованием. Правительство назначается президентом, подотчетен ему и не ответственный перед парламентом. Парламент обладает всей полнотой законодательной власти, независимый от президента, который не правомочен распускать парламент, однако имеет право “вето” - не согласиться с принятым парламентом определенного закона. полномочия президент Однако в случае нарушения конституции страны, он может быть привлечен к уголовной ответственности, но при соблюдении особой процедуры импичмента (процедура обвинения высших должностных лиц). Считается, что эта форма правления отражает специфику политического развития современного общества, которое нуждается в сильной исполнительной, интегрирующей и координирующей власти. В настоящее время президентская форма правления действует в США, Мексике, Аргентине, Иране, Швейцарии и других странах.
Парламентская форма правления. По этой формы главой государства является президент, но полнота власти принадлежит правительству. Глава правительства (премьер-министр) - фактически первое лицо в государстве. Свои полномочия, кроме чисто представительских, президент осуществляет с согласия правительства. Акты президента вступают в силу после подписания премьер-министром или одним из соответствующих министров. Президента выбирают, как правило, парламентским путем (парламент или особая коллегия, в которую входит депутатский состав парламента). Президент назначает правительство не на свое усмотрение, а из представителей партий или коалиции партий, имеющих большинство мест в парламенте. Вотум парламентской недоверия правительству влечет или отставку правительства, или роспуск парламента и проведение досрочных выборов. Типичные примеры парламентской республики - Италия, Германия, Австралия, Исландия, Ирландия и др.
Полупрезидентская (смешанная) форма республиканского правления. Она сочетает в себе признаки президентской и парламентской республик. Президент - глава государства. Он предлагает состав правительства и кандидатуру премьер-министра, которые подлежат обязательному утверждению парламентом. Формально правительство возглавляет премьер-министр, однако президент обладает правом направлять деятельность правительства.
Правительство ответственно перед парламентом, однако возможности парламентского контроля за деятельностью правительства ограничены. Президент, избираемый на основе всеобщих выборов, имеет право роспуска парламента. Такая система действует во Франции, Финляндии, Португалии, Украине и других странах.
Государственный строй - способ организации административно-территориальной, национально-территориального единства государства, особенности отношений между ее составляющими.
Различают простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные государства.
Унитарная (лат. unitas - единство, однородный, что составляет целое) государство - единственное государство, разделенное на административно-территориальные или национально-территориальные единицы, которые не имеют политической самостоятельности, статуса государственного образования.
В таком государстве сформирована единая система высших органов власти и управления, действует единая конституция и единое гражданство. Во многих унитарных государствах существуют автономии, которые отличаются от обычных административно-территориальных единиц разделения более широкими полномочиями. В них одновременно с общегосударственным законам по отдельным вопросам действуют региональные законы, конституции и т.п., если они не противоречат законам государства в целом. В автономиях независимо от центральных органов действуют автономный парламент, правительство (однако автономия не является государственным образованием). Большинство западных развитых государств -- унитарные (Франция, Швеция, Польша, Финляндия и др.). Унитарным является и государство Украина.
Федерация - союзное государство, в состав которой входят государственные образования - субъекты федерации.
Субъекты федерации имеют суверенитет, сохраняют относительную самостоятельность. Основные признаки федерации: единственная территория и вооруженные силы, совместные таможня, денежная и налоговая системы, общая конституция при наличии конституций субъектов федерации, общее правительство, единое законодательство и гражданство (двойное - для субъектов федерации). Однако субъекты федерации правомочно принимать законодательные акты в пределах своей компетенции, создавать собственную правовую и судебную систему. Однако субъекты федерации не могут быть полностью независимыми во внутренней и внешней политике. Они добровольно делегируют центральным органам федерации часть своих полномочий. В случае нарушения федеральной конституции центральная власть вправе принять по ним принудительные меры. Субъекты федерации не обладают правом сецессии (выхода из федерального союза). В мире 20 федеративных государств (штаты - в США, Мексике, Бразилии, Венесуэле, Австралии, Индии, Малайзии и др.; земли - в Германии, Австрии; кантоны и напівкантони - в Швейцарии; провинции - в Аргентине, Канаде).
Конфедерация (лат. confederatio - союз, объединение) - союз суверенных государств, сохраняющих независимость и объединены для достижения определенных общих целей (преимущественно внешнеполитических, военных), для координации своих действий.
За конфедерации существует центральный руководящий орган, которому предоставлены четко определены полномочия. Его решения принимаются и осуществляются только по согласию всех государств, входящих в состав конфедерации. При этом, конечно, не существует единой территории и гражданства, общей налоговой и правовой системы и т.д. Правовой основой конфедерации есть союзный договор, тогда как для федерации - конституция. Средства конфедерации состоят из взносов ее субъектов. Это непрочная форма государственного объединения. Она предшествует возникновению федерации или распада на самостоятельные государства. Ныне конфедераций в мире не существует. В прошлом конфедеративным был устройство в США (1776-1787), Швейцарии (до 1848), Немецкий союз (1815-1867). Правда, термин “конфедерация” употребляется в названиях швейцарской и канадской государств, но это не меняет природы их федеративного устройства.


Назад