Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 5. Знаково-символическая наглядность и развитие абстрактного мышления


Знак и символ. Среди всех видов наглядности особую актуальность приобретает знаково-символическая. Это связано с возможностями, которые имеет этот вид наглядности для развития теоретического, абстрактного мышления.

В научной литературе существуют различные определения знака и символа, однако подавляющее большинство специалистов считают, что знак обозначает содержание, а символ его раскрывает [86].

Символ - это то, чем изображают знак, он является средством, инструментом Щ выявление содержания знака. Знак - это общее, символ - конкретное. Символ - это конкретное оформление знака.

Например, флаг - это государственный знак, то есть то, что в определенном отношении представляет, замещает государство. Флаг конкретного государства - это ее символ. Конкретное выражение знака - это и есть символ. Знак находит свое конкретное выражение в символе как общее в конкретном. Можно утверждать, что символ - это форма выражения знака.

Слово "знак" в научной литературе используют разнопланово, однако, всегда знак выступает в роли заменителя другого предмета, явления, свойства.

Функция замещения является главной функцией знака. Философская литература знак определяет как материальный предмет (явление, событие), выступающее представителем некоторого другого предмета, свойства или отношения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).

Быть знаком - это не природное свойство предмета, а функциональная, которая проявляется в знаковой деятельности. "Функция знака - представить нечто отличное от него самого и его значением"[10,12]. Это означает, что собственный содержание наблюдаемого и то, знаком чего оно есть, не имеют ничего общего.

Как пример возьмем знак добавление в математике. Собственное содержание наблюдаемого - две перекрещенные под углом 90 градусов линии. Содержание, знаком которого является эта фигура, заключается в составлении двух чисел, если они объединены этой меткой. Как видим, содержание одного и второго действительно не имеют ничего общего.

Предметом нашего особого интереса не просто знак, а их взаимосвязанная совокупность, то есть система знаков. В научной литературе язык, например, определяют как "форму существования знаний в виде си стемы знаков"[10, 12]. Поэтому и не удивительно, что наряду с термином "знак" употребляют термин "язык". Сегодня широко используются такие словосочетания, как "язык графики", "язык кино", "язык архитектуры" и т.д. Каждое из них имеет свои системы обозначений, законы построения.

Поэтому изучение системы знаков можно осуществить на основе изучения языка. Есть несколько способов исследования языка. Один из них лингвистический или структурно-функциональный. Изучение языка (следовательно системы знаков) предусматривает исследование ее как системы на разных уровнях иерархии (фонетика, морфология, синтаксис).

Выявление закономерностей, внутренне присущих языку в ее собственном понимании как языка слов, как систем - главная задача этого способа (подхода).

Другой подход (так называемый семиотический) рассматривает язык как знаковую систему любой физической природы, которая выполняет познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности. Подчеркивается первичность естественного языка как основы коммуникации и сотрудничества.

Особым языком, одним из средств коммуникации является искусство. Художественное произведение рассматривается как "передача", "кодирование" в материальном объекте некоторого идеального содержания и последующего прочтения его другими людьми.

Язык есть система, и как системно-структурное образование, она имеет небольшое количество элементов, которые могут вступать в множество комбинаций. И как система, она имеет все ее атрибутивные характеристики. Языки могут отличаться друг от друга по степени сложности синтаксической структуры сферы обозначаемым объектов, задачами, которые могут адекватно решаться. К богатых языков принадлежат природные, которые известны как универсальные, так как с их помощью может быть выражено все. Однако, в отдельных случаях естественная язык не является средством решения с учетом ее неоднозначности или обычной неудобства. В этой связи типичным является пример с развитием такой математической науки как алгебра. На заре ее развития все преобразования алгебраических выражений описывались словам, буквенные обозначения в алгебру были введены значительно позже. Можно только представить, как это было неудобно. Специальные языки создаются в математике, формальной логике, в изобразительном искусстве.

Ученые-лингвисты (Ф.Соссюр) выделили принципы языка. Среди них - принцип системности, принцип разделения речевой деятельности на язык как социальное явление, некоторый код правил, которые существуют вне индивидом, но являются обязательными для него, и вещания как конкретное выражение языка, принцип рассмотрения языка как формы, а не как субстанции, автономность языка, преимущество отношений над элементами.

Одной из структурных частей языка как системы знаков, является текст. Текст - это система, которая несет информацию. Любой видимый объект - это визуальный текст воспринимается зрением и понимается как высказывания в знаковой системе. Текст, как структурная единица языка связан с остальной частью коммуникативной системы - контекстом.

В лингвистической науке хорошо известно, как тесно понимание текста зависит от контекста. Выделяют два вида контекста: внешний относительно языка контекст (физическое окружение) и внутренний, что возникает вследствие роста смыслового значения языковых текстов.

Ученые-психологи отмечают, что знаки - это обозначения, которые свободны от контекста, в то же время и как символы, которые зависят от него, что развитие языка идет в направлении освобождения, отрыва от ситуации, контекста.

Знаково-символические средства наглядности. Ученые выделяют четыре аспекты, по которым нужно характеризовать знаковую систему, это:

- способ воздействия (на слух, зрение);

- сфера действия, отрасль, в которой система функционирует;

- тип функционирования; отношение, что соединяет знаки внутри
системы;

- природа и число знаков.

Значение знака определяется той системой, в которую он включен. Например, красный цвет в дорожной сигнализации (красный свет светофора запрещает переход улицы) и красный цвет крови.

Надсистемних знаков не бывает, будь-который из них является элементом системы знаков, и только как элемент ее может иметь конкретное содержание.

Какие признаки знаково-символических средств?

Первая - конвенціональність знака (от слова "конвенция" - договор, договор, соглашение). Под ней понимают условность согласно которой устанавливается связь между тем, что сказывается, и тем, чем сказывается. Конвенціональність основывается на том, что структура любой части предметов действительности может быть обозначена в различных ізоморфних друг другу знаковых системах, которые все так или иначе детерминированные структурой данной отрасли и теряют какое бы то ни было значение вне связи с ней.

Противоположным конвенціональності есть термин "естественный". Конвенціональність - общая характеристика знаково-символических средств.

Вторая характеристика знаково-символических средств - произвольность. Под ней понимают отсутствие любого связи между тем, что сказывается, и тем, чем сказывается.

Системность как свойство системы знаков характеризует наличие единиц синтаксиса, иерархическую структуру, уровне иерархии. Огромная производительность языка знаковой системы, способность продуцировать и разум идти бесконечное число новых предложений возможна потому, что речь строится как система на основе правил грамматики, а не на основе заучивания на память большого количества словосочетаний.

Существенными характеристиками знаков является дискретность и неоднородность единиц, которые могут иметь различные степени выраженности и давать возможность различать знаковые системы.

В языке дискретность означает возможности комбинирования элементов между собой, неоднородность в образовании количества разнообразных систем за счет комбинирования элементов системы.

Замещение - это замена любых объектов или предметов равнозначными предметами. Этот срок многозначен. В широком смысле он включает все виды деятельности по знаково-символическими средствами. В узком смысле - это функциональное использование заменителя. Замещения может быть в игровой (например, каштан вместо конфеты) и в других видах деятельности (дидактический материал в учебной деятельности).

Кодировка: заключается в переводе реальности (или текста, описывающего эту реальность) на знаково-символический язык и в следующем декодировании информации. Декодирование - это деятельность по распознавания того, что стоит за конкретными знаками. Задача того, кто осуществляет декодирование, заключается в осуществлении правильнішого распознавания того, что закодировано в знаково-символических средствах.

В сфере пространственно-графических знаково-символических средств были сформулированы следующие принципы кодирования и декодирования:

  • лаконичность - чтобы закодировать любую информацию, графические
    средства должны иметь только те элементы, которые являются необходимыми для сообщения ее сущности;
  • обобщение и унификация - основные формы графических средств
    не должны очень дробиться;
  • акцент на главных смысловых элементах - самые существенные элементы выделяются форме, размеру, цвету, нарушением пропорций;
  • автономность - части, которые передают самостоятельное сообщение, необходимо выделять и отделять одну от другой, что облегчает восприятие, а если графическая конструкция сложная, то лучше расчленить ее
    на элементы;
  • структурность - каждая автономная единица комплекса должна иметь дифференцированную четкую структуру;
  • стадийность - должен быть пространственное распределение всей информации для последовательного ее восприятия и соответствующего размещения.

Кодирование в учебной деятельности предполагает умение воспроизвести содержание в знаково-символической форме. Переход к различным видам знаково-символического выражения содержания - необходимый компонент теоретического мышления, который способствует ограничению формы от содержания, которое является очень важным для полноценного усвоения знаний. Например, одно и то же число можно изобразить (записать в различных системах счисления) в десятичной системе счисления и в двоичной. Исследованиями установлено, что обучение с первого класса не одной, а нескольким системам счисления способствует осмысленному пониманию. Для многих учеников форма и содержание числа неразделимы, вследствие чего не формируется понятие числа, затруднено усвоение теоретических основ его природы, записи. Задачи на использование кодировки устраняют это явление.

Итог. Большие познавательные учебные возможности имеет знаково-символическая наглядность. Как считают специалисты, знак обозначает содержание, а символ его раскрывает. Символ - это то, чем изображается знак. Знак выступает в роли заменителя другого предмета, явления, свойства, то есть функция замещения является главной функцией знака. Большая роль принадлежит системе знаков, а язык изучают как форму существования знаний в виде системы знаков.

Знаково-символические средства обучения имеют целый ряд признаков, среди которых: конвенціональність, произвольность, дискретность, неоднородность. Исключительно важная роль принадлежит знаково-символическим средствам в развитии абстрактного, теоретического мышления.



Назад