Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

7.1. Понятие гражданского общества, его функции и особенности


Идея гражданского общества своими корнями уходит в Древних Греции и Рима, находит свое теоретическое воплощение в трудах Аристотеля, Цицерона, других мыслителей. Со временем выкристаллизовалось понимание гражданского общества как сообщество равноправных граждан, которая не зависит от государства, но взаимодействует с ней ради общего блага. В политической сфере гражданское общество обеспечивает гражданам свободной участие в государственных и общественных делах. Главным субъектом такого общества является человек, в нем свободно развивается индивидуальное и коллективное жизни, децентрализованная государственная власть и местное самоуправление, демократически решаются общественно-политические проблемы на основе взвешенных, консенсусных отношений.
Понятие «гражданское общество» по-разному толковали в общественных науках. Так, Ш. -Л. Монтескье, считая, что общество не может существовать без правительства, различал государство как союз граждан и государство как совокупность должностных лиц. Г. Спенсер согласно его органической теории общества сравнивал государство с биологическим организмом, считал ее агрегатом органов управления, властвования. Его «аппаратная» идея позднее была использована марксизмом.
Известно, что в первоначальном, додержавному обществе существовали органы правления, главный из которых - собрание взрослых родственников. Функции властвования еще не выделились в жизнедеятельности сообщества, община была одновременно источником и носителем власти. Постепенно происходила ієрархізація (греп. hieros - священный и archia - власть - разделение на высшие и низшие должности, чины; строгий порядок подчиненности низших по должности или чина лиц высшим) общественного управления, в результате чего рядовые общинники были отстранены от управления общиной. Народное собрание заменяются востоком военной жены. Совета старейшин превращаются во все более серьезных и более самостоятельны центры принятия властных решений, только часть из которых выносится на формальное утверждение собранием общины. Так постепенно отмежевалось общественное управление от общины. Осуществляли его отдельные институты, которым община была полностью подчиненной.
В дальнейшем благодаря христианскому вероучению стали различать государственную и частную сферу (Богу - Богово, кесарю - кесарево). Выкристаллизовывается представления о гражданском обществе как о средстве ограничения государственной власти, сдерживания ее неустанного стремления к абсолюту, авторитарности. Формируется и само гражданское общество.
Внедрение в обиход понятие «гражданское общество» связано с идеей «естественных прав» человека, который в XVII в. была основополагающей в формировании и распространении юридического сознания, политико-правовых концепций, прежде всего теории «общественного договора». Так, Г. Гроций и Б. Спиноза «естественными правами» считали свободу убеждений и мнений, свободу владения и использования собственности, равенство людей между собой, их защищенность от произвола и т.д. Различение гражданского общества и государства начал Же. -Же. Руссо в работе «Размышления о происхождении и основы неравенства между людьми». Гражданское общество, по его мнению, возникло вследствие формирования частной собственности, а государство созданная из него на основании общественного договора. Д. Локк считал, что люди договорились основать государство именно с целью надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности - ценностей гражданского общества.
Совокупность индивидов, которые неограниченное пользовались своими естественными правами, образовывала, по мнению сторонников договорной теории происхождения государства, общество в его «естественном состоянии» («status naturalis»). Это состояние полной свободы, который приводит к «войне всех против всех». Но при таких условиях иметь «право на все», Гоббс утверждал, означает фактически не иметь права ни на что. Чтобы избежать угроз, которые непременно возникают в естественном состоянии общества, люди вынуждены были заменить его на состояние гражданский («status civilis»). Переход от естественного состояния к гражданского дает возможность подвергнуть регулированию законами и другими нормами неупорядоченные отношения.
Согласно теории «общественного договора», люди заключают соглашение и создают государство, которое стоит над обществом, отчуждает и сосредоточивает в себе часть их естественных прав. Так возникает гражданское общество, которое, в отличие от природного, додержавного, является состоянием, в котором существует государство. В традиционных теориях государства (Дж. Локк, Вольтер, Ж. -Же. Руссо) гражданское состояние общества воспринимался как антипод природного состояния, а власть - как производная отношений, царящих в гражданском обществе.
Концепция гражданского общества, понимание его как области человеческой свободы, которая находится за пределами государственной регламентации, является порождением либерального мировоззрения. «Отец либерализма» Дж. Локк считал, что государство призвано, прежде всего, защищать личную свободу и собственность, добытое трудом людей; она действует только в строго очерченных рамках, выход за которые может привести к гражданскому неповиновению; люди должны иметь право противостоять произволу правительства, ему сопротивляться и даже прибегать к силе для его свержения, когда он направляет свою власть на завойовництво, узурпацию, тиранию, или в случае его развала.
Исходя из признания самоценности и приоритетности спонтанного человеческой жизни по сравнению с управленческим воздействием на него, просветители XVIII ст. (Дж. Локк, Ш. -Л. Монтескье) провозглашали, что гражданская идея высшее и значиміша, чем государственная идея. Гражданское общество и политическую государство различал Г. -В. -Ф. Гегель, который считал его опосредованной через труд системой нужд, основанной на принципе господства частной собственности и общей формальной равенства людей. Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Г. -В. -Ф. Гегель считали, что общество должно быть объектом воздействия государства, которая может действовать вполне самостоятельно. Политическая, государственная мудрость заключается в учете существующих в обществе отношений, мнений и обстоятельств. Классические взгляды на гражданское общество подготовили современное понимание этого феномена.
Гражданское общество - общество граждан с высоким уровнем экономических, социальных, политических, культурных и моральных качеств, которое совместно с государством образует развитые правовые отношения; это совокупность всех граждан, их свободных объединений и ассоциаций, связанных общественными отношениями, которые характеризуются высоким уровнем общественного сознания и политической культуры, которые находятся за пределами регулирования государства, но охраняются и гарантируются ней.
Формирование гражданского общества связано с утверждением буржуазного строя. Оно невозможно без существования правового государства, а только существование развитого, стабильного гражданского общества делает возможным создание правового государства. Высокоразвитое гражданское общество является основой стабильного демократического политического режима.
Нелиберальное (тоталитарное, авторитарное общество) полностью или преимущественно подчинено государству, которое регламентирует, централизует управление ими. Такой способ взаимодействия государства и общества называют етатизмом (франц. etat - государство). Етатизм как политика - это распространение полномочий государства на все без исключения сферы жизни. Сущность его заключается в признании государства важнейшим и единственным фактором интеграции общества. В тоталитарных обществах сфера гражданского, гражданского сводится к минимально возможных размеров, но никогда не исчезает полностью.
Развитое гражданское общество предполагает существование демократического правового государства, которая призвана удовлетворять и защищать интересы и права граждан.
Предпосылками гражданского общества является:
- рыночная экономика с присущей ей многообразии форм собственности;
- множественность независимых политических сил и партий;
- недирективно формирующая общественное мнение;
- свободная личность с развитым чувством собственного достоинства.
Гражданское общество - не только отделена от государства общество, автономная область общественного бытия, которая не подлежит прямом контроля и регламентации со стороны власти, а еще и структурированное общество. Оно предусматривает свободу ассоциаций индивидов с интересами и предпочтениями. Отдельные слои населения образуют свои группировки, добровольные объединения, призванные обеспечивать цивилизованные отношения с другими субъектами сосуществования в обществе. Поэтому гражданское общество является определенным механизмом неформального социального партнерства, которое делает возможным осуществление и баланс существующих интересов.
Гражданское общество в политологии, как правило, рассматривают как социальное образование, которое противостоит государству. Его можно понимать как плюрализм и организацию интересов независимо от государства.
Такое общество емансиповане от государства, область спонтанного самопроявления свободных индивидов и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан, защищенных законом от прямого вмешательства и регламентации со стороны органов государственной власти. Оно воплощается в частной жизни граждан, существовании свободного рынка, беспрепятственному распространению духовных, религиозных, нравственных, национальных ценностей и т.п. Основой гражданского общества является жизни индивидов как частных лиц, совокупность свободно установленных ими межличностных связей (семейных, общинных, экономических, культурных, религиозных и т.д.), разнообразие интересов, возможностей и способов их выражения и реализации.
Главные черты гражданского общества:
- наличие демократической правовой государственности;
- отделена от государства структура общества, к которой относятся разнообразные ассоциации, добровольные объединения людей;
- взаимная ответственность государства и граждан за выполнение демократически принятых законов;
- самоуправления индивидов, добровольных организаций и ассоциаций граждан;
- адекватный свободным отношениям обмена общественный строй, политическая система, при которых государство является производной от гражданского общества и процессов в нем;
- утверждение непосредственных и разнообразных интересов, возможность их выражения и осуществления;
- возможность обеспечения настоящей, реальной жизни, в отличие от государства - сферы условного формального жизни;
- разнообразие форм собственности (частной, коллективной, кооперативной и т.п.), рыночная экономика;
- наличие свободной конкуренции, отношений обмена деятельностью и ее продуктами между независимыми владельцами;
- непосредственное общение людей;
- уважение гражданских прав, которые считаются высшими за государственные законы;
- доступ всех граждан к участию в государственных и общественных делах;
- свобода личности;
- плюрализм идеологий и политических взглядов, многопартийность;
- плюрализм, совокупность всех неполитических отношений в обществе и разнообразной деятельности людей;
- наличие развитой социальной структуры;
- многообразие социальных инициатив;
- развитая гражданская политическая культура и сознание;
- регулирование действий людей непосредственно самими же людьми, прежде всего через нормы морали;
- контроль общества за деятельностью государственных органов.
Существование в гражданском обществе разных противоречивых интересов, которые оно не способно удовлетворить, вызвало к жизни государство как воплощение, реализацию всеобщего интереса, как институцию, обязанностью которой является обеспечение и защита прав человека. В таком обществе реально функционирует собственность, способна реализоваться в правовом поле.
Если в гражданском обществе действия людей обусловлены их реальными потребностями и требованиями здравого смысла, то государство и исполнители его воли превыше всего ставят формальная сторона дела. Любое событие, значимое и стоимостную для лица (рождение, брак и т.д.), государство считает реальным фактом только после выполнения необходимых формальных процедур, документального удостоверения (составления протокола, подписание акта).
Если гражданское общество отстаивает: естественные права, экономику, частную жизнь, сфера свободы, свободы; то политическое общество (государство) опирается на: установлены законы, политику, государство, публичное жизни, сферу обязанности.
Альтернативность признаков и ценностей государства и гражданского общества не означает их антагоністичності, а наоборот, предопределяет их взаимную потребность. Без государства невозможно гражданское общество, без гражданского общества невозможна полноценная правовое государство. Они являются взаимообусловленными аспектами одного целостного жизни человека, цивилизованного общественного бытия.
Развитое гражданское общество создает условия для свободной самореализации индивидов и их различных объединений и содержит государство от подавления индивидов и общества, делая ее более демократическим и правовым.
Уровень демократии в современном обществе в значительной мере определяется существованием системы независимых от государства самоуправляющихся объединений суверенных индивидов и свободно установленных связей между ними - гражданского общества. Сформированное на принципах плюрализма, толерантности и либерализма (уважение прав и свобод личности), такое общество способно противостоять как етатистським тенденциям со стороны государства, так и анархизма, добиваться оптимального общественного управления. Открытое соперничество общественных интересов инициирует политический процесс, способствует воплощению загальносоціального интереса. Поэтому для демократизации общества, реформирования государства необходима не только эффективная законотворческая, политико-юридическая деятельность, но и формирование гражданского общества - структурированность сообщества, осознание людьми ценности их интересов, ценность собственных и чужих прав, достоинства и свободы, уважения правил и процедур общественно-политического взаимодействия.


Назад