Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 6. Принцип систематичности и последовательности


К. Д. Ушинский о значении системы знаний. В педагогической литературе принцип системности как отдельный не выделяется, а принцип последовательности и систематичности объясняется через системность. При этом авторы ссылаются на К.д.ушинского. На значение системы знаний в усвоении учебного материала К.Д.Ушинський действительно обращал особое внимание. Он писал: "Только система, конечно, умная, что выходит из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, несвязанными знаниями похожа на кладовую, в которой все без строя и где сам хозяин ничего не найдет; председатель, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в них пусто" [31, 22].

Привлекает к себе внимание выражение: "Председатель, где только система без знаний". По нашему мнению, Константин Дмитриевич имел в виду не систему вообще, а структуру системы, ее скелет. Из этих слов видно, что большое значение он придавал не только знанием, а их организации в целостность. Для следующего не менее важна и такая его мысль: "Настоящая педагогика, избегая крайностей, дает ученикам сначала материал и по мере накопления этого материала приводит его в систему" [31, 22]. Эту мысль великого педагога мы понимаем так, что сначала у ученика накапливаются знания материала, а затем эти знания организуются в систему. Возможно именно через такую авторитетную научную поддержку в программах многих школьных учебных предметов после изучения больших разделов предусмотрено уроки обобщения и систематизации (физика, химия, биология и др.). Однако, к принципа систематичности и последовательности, как мы считаем, приведенные выше слова прямого отношения не имеют.

Об суть принципа систематичности и последовательности. В педагогической литературе обращается внимание на то, что содержание принципа систематичности и последовательности к этому времени точно не определен, само название принципа формулируется тоже по-разному. При этом отмечается, что формулировка систематических и системных знаний - слит процесс осуществления одной и той же логической операции - систематизации знаний, то есть сведение их в определенную систему. Однако некоторые исследователи (П. Ерднієв, Л. Зорина) разделяют дидактические понятие системности и систематичности. В частности, систематичность - "такое качество знаний, которая характеризует наличие в сознании ученика змістово-логических связей между отдельными компонентами знаний", а системность - "такое качество некоторой совокупности знаний, которая характеризует наличие в сознании ученика структурных связей связей (строения), адекватных связям между знаниями внутри научной теории" [5]. Не будем пока анализировать суть системности, например, в понимании Л. Зориной, а проанализируем понятие систематичности.

Обратимся к толковых словарей. В словаре В. Даля сказано, что систематическое - это "стройное, порядочное, порядливое, последовательное, разумное, правильное, обдуманное, постепенное". Стройность, порядок, последовательность, разумность и т.д. - все это в определенной степени характеризует систему, но эти черты не являются атрибутивными характеристиками системы. Одно слово, В.Даль в понятие "систематический" не вкладывает понятие "системный", а точнее, здесь нет даже намека на принадлежность к системе, сам термин больше тяготеет к пониманию его как постоянный, регулярный, периодический, последовательный. Следовательно, принцип систематичности и последовательности в обучении не предусматривает системности. Во всяком случае, системность этим принципом не заложена. Некоторые из исследователей этих проблем считает, что понятие "системность" по объему больше, чем "систематичность", и поэтому качество знаний "системность" значительно шире, чем как их систематичности.

Выскажем свое понимание сути систематичности. "Систематический" относится как к процессу, так и к содержанию. В понимании процесса этот термин означает регулярный, постоянный, то есть такой, который все время повторяется, причем частота повторения значения не имеет. Например, ученик систематически учит уроки, это означает, что независимо от обстоятельств он не приходит в школу неподготовленными к урокам. Систематичность в понимании содержания означает, что знаниях нет пропусков, нет пробелов. Мы отличаем систематизацию от систематичности.

Систематизация - это приведение знаний в систему, это психологическая операция, приведение знаний в порядок. Однако, систематизация не обязательно приводит к появлению системы, это может быть только процесс упорядочения, но он может быть еще не закончен в том смысле, что на выходе еще не будет сформирована система знаний. По систематичности, то этот термин лишь указывает на то, что нет большого временного промежутка в обучении и нет пробелов в логической структуре знаний.

Еще Г. Еббінгауз (немецкий психолог, 1850-1909) доказал, - если не будет подкрепление или длительность между подкреплениями является большой, то информация очень быстро исчезает из памяти. Кроме того, скорость забывания существенно зависит от того, насколько информация, что запоминается, логично зв'язною. При отсутствии систематичности возникают большие пробелы в логической структуре знаний. Это, по нашему мнению, и является психологической основой понимания систематичности.

Относительно последовательности, то, очевидно, следует исходить из сути и результата процесса понимания. Ведь понимание - это сравнение неизвестного с известным, подведение нового понятия под старое, ранее приобретенное, это установление связи нового со старым. Пояснювальне новое должно опираться на ранее усвоенное. Поэтому, понятно, что сначала нужно изучать тот учебный материал, с которым будет производиться сравнение следующего, то есть нового, и только потом начинать изучение нового.

Знания - это связи. Поэтому нужно идти от более простых связей к более сложным. Пополнение знаний - это наращивание связей, их углубление и расширение.

Систематическим, регулярным должен быть и контроль за обучением ученика, ведь только такой контроль приучает его работать ежедневно, а не "сезонно", эпизодически. Только при этом условии у ученика выработается привычка работать ежедневно, систематически, регулярно.

Систематичность и последовательность имеют существенное значение и для развития ученика. Постоянное, регулярное установления связи между языком и мышлением развивает и язык, и мышление. Только тогда, когда ученик сможет правильно выразить свою мысль словами, он ее правильно поймет. Постоянное обучение устному выражению мнения развивает мышление, память, воображение, то есть развивает интеллект. Это достигается систематической, то есть регулярной работой.

Не меньшее значение имеет систематичность и последовательность в воспитании взглядов, убеждений, привычек культуры поведения, положительных человеческих качеств. В этом и заключается суть принципа систематичности и последовательности в обучении и тех требований, которые он ставит к содержанию и процессу обучения.

Что означает последовательное? Осмысление последовательности как требования, которую ставит принцип систематичности и последовательности к процессу обучения, основывается на том, что усвоение материала начинается с самого простого, элементарного.

Очень важный и следующий момент. Размещение, структурирование содержания учебного предмета не соответствует структуре науки, учебный предмет не включает все положения науки, поэтому логика учебного предмета не тождественна логике науки. Из этого следует, что на основе принципа научности и доступности нельзя однозначно построить структуру учебного предмета. Должно быть своеобразное дополнение к принципа научности и доступности, которое бы дало возможность разработать структуру учебного предмета. Эту функцию и выполняет принцип систематичности и последовательности.

Итог. Требование систематичности обосновывается закономерностями памяти. При систематическом обучении нет больших пробелов в усвоении логической структуры материала в связи с тем, что регулярно действует подкрепление. Последовательность обусловлена необходимостью обеспечения понимания, поскольку последнее основано на сравнении неизвестного с ранее усвоенным, на подведении более сложного к более простому, элементарного. Принцип систематичности и последовательности является неким дополнением к принципа научности и доступности.



Назад