Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

9.2. Основные принципы и признаки демократической организации общества


От критериев (признаков, показателей) демократии зависит не только оценка зрелости общества, но и определение направлений дальнейшей демократизации. Каждая новая историческая эпоха вносила коррективы в критериев демократии. Не утихают острые споры относительно них и сейчас. Однако общепринятый и важнейший среди них - возможность граждан принимать реальное участие в управлении, в решении государственных и общественных дел. Общество не может быть демократическим, если его граждане лишены таких возможностей.
Исторический опыт многих стран свидетельствует, что все попытки кардинально обновить общественную жизнь были обречены на неудачу, если они не підкріплювались активным привлечением различных категорий граждан в выработке решений и их воплощения в жизнь. Только создавая благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала граждан и Их преодоления социальной инертности, общество получает мощный импульс саморазвития путем привлечения к демократическому процессу главной действующей силы истории - народа.
Чрезвычайно важное значение при этом имеет возрождение идеи самоуправления, которую в бывшем СССР на протяжении длительного времени порочили как враждебную и ревизионистскую. Декларируя «привлечение широких народных масс в управление делами страны», партийно-государственное руководство игнорировало опыт западных демократий в развитии реального самоуправления (США, Испания, Израиль и др.). Ныне большинство политологов считает, что демократия сможет дать адекватную современной цивилизации организацию политической жизни, только реализуя принцип самоуправления.
Совпадая в основном, демократизация и самоуправления имеют и определенные различия. Известно, что развитие демократии не всегда означает углубление самоуправления. Например, возможность избрания достойнейшего представителя из нескольких кандидатов, что является важным : процедурой демократизации избирательной системы, может ничего не дать для развития реального самоуправления, если одновременно не будет расти роль представительных органов. То же можно сказать и о выборности руководителей на производстве с сохранением за ними монополии на основные управленческие функции.
Как справедливо заметил Г. Дарендорф (ФРГ), демократия не может быть «правлением народа» в буквальном смысле. Народовластие и самоуправления предусматривают, прежде всего, свободу выбора народом компетентных руководителей, а также возможность народа влиять на них и в случае необходимости заменять их более достойными и более компетентными. Но главным при этом является создание условий для управления всеми делами общества не только от имени народа и не только в интересах народа, но и осуществление этого управления самим народом. Другими словами, речь идет о переходе к политической организации, которая делает управление обществом и государством непосредственным делом самих граждан. Только при таких условиях происходит инверсия суб'єктно-объектных отношений, то есть з'являеться возможность быть не только объектом, но и субъектом управления, власти, что и является сутью самоуправления. Первоочередное значение имеет внедрение самоуправленческих начал в экономике, которая является решающей сферой жизни общества. Именно поэтому развитие демократии на производстве является важным рычагом, способным обеспечить широкое и активное участие людей и в других сферах общественной жизни. Для этого необходимо, чтобы каждый трудовой коллектив стал центром самоуправления, а каждый труженик - реальным владельцем (индивидуальным или коллективным).
Самоуправление не может развиваться только на чисто общественных началах. «Чистое» самоуправление вряд ли сможет прежде, даже в отдаленной перспективе, заступить государственные формы и механизмы управления, существуя рядом с ними и в них, переплетаясь и углубляя благодаря этому демократизм всей политической системы. Это, конечно, не исключает возвращения государством обществу, несвойственных ей функций, поскольку государственная монополия на них обусловила глубокий кризис экономической и социальной жизни.
Важное значение, учитывая указанное выше, имеет повышения статуса и расширения полномочий местных органов власти, что является общепризнанным показателем демократичности общества. Если для тоталитарного или авторитарного государства характерна бесправность местной власти, то в демократическом обществе осуществляется тщательно продуманный и рациональное распределение компетенций и полномочий различных уровней власти. В результате такого распределения местные органы в демократических странах имеют реальные права самоуправления. Центральная власть не вмешивается в сферу компетенции местной власти, хотя за федеративной модели государственного устройства неуклонно придерживается принципа верховенства федеральных законов над решениями местных органов власти. Прерогативой местных властей есть такие важные сферы общественной жизни, как образование, охрана здоровья, поддержания правопорядка, строительство дорог и т.д.
Среди главных критериев демократичности общества - наличие фундаментальных прав и свобод человека. Нормой современной политической культуры становится понимание приоритетности (верховенства прав человека над любыми другими правами и интересами (классовыми, партийными, национальными и др.), понимание этих прав и свобод как абсолютной ценности, без которого демократия невозможна. Подлинный демократизм требует устранения дистанции между провозглашенными правами и их реальным воплощением. Конечно, проблема прав человека является вечной, поскольку никогда не наступит такое время, когда права и свободы личности достигнут абсолютного совершенства.
Принципы демократии является чрезвычайно важным вопросом для общественного прогресса. Среди них - власть большинства, плюрализм, равенство, разделение властей, выборность, гласность, контроль. По тоталитарного или авторитарного правления вся полнота государственной власти узурпирована узким кругом правящей элиты, которая своими действиями игнорирует волю и интересы народа. В демократическом обществе в результате волеизъявления народа относительно некоего вопрос образуется большинство, которое в конечном счете и определяет позицию власти. Другими словами, демократия - это не просто власть народа, а власть именно его большинства, что является сутью народного суверенитета.
- Принцип большинства. Этот принцип нельзя абсолютизировать и считать безупречно демократическим, если игнорируется право меньшинства на оппозицию. В демократическом обществе и большинство, и меньшинство граждан является вполне равными в своих правах и свободах. История знает немало примеров, когда большинство из различных причин (недостаточной информированности, тенденциозной пропаганды, митинговых эмоций и т.д.) поддерживала неправильные, даже губительны, решения и действия. Правота была за меньшинством, которое от начала выступала против таких решений. Другими словами, жизнь опровергает сталинский постулат: «Правда всегда за большинством». Ничего общего с демократией не имеет тезис о «принуждение в отношении меньшинства» и «полное подчинение его воле большинства».
- Принцип плюрализма. Демократическая организация общества невозможна без его соблюдения. Он дает возможность управлять на основе учета множественного характера общественного мнения и позиций различных субъектов политики. В плюралистическом обществе с этой целью меньшинства предоставляется гарантированное законом право на оппозицию. Подчиняясь законам и другим решением государственной власти, принятым по воле большинства, меньшинство имеет узаконенную возможность выражать свое несогласие с такими решениями, снимать с себя ответственность за те из них, которые могут иметь негативные последствия.
Если тоталитарное государство подавляет оппозицию, а авторитарная всячески ограничивает, то в демократическом обществе она является органическим элементом политического процесса. Наличие оппозиции в парламенте, других сферах общественной жизни обеспечивает реальный плюрализм мнений и действий, что является необходимым условием выработки оптимальных решений. Без оппозиции, как свидетельствует исторический опыт, возникает реальная угроза перерождения демократии в диктатуру. Эффективным средством борьбы оппозиционных сил за реализацию своих интересов есть многопартийность. Как раз многопартийность, которая функционирует при условии, когда все политические партии имеют равные правовые возможности бороться за избирателей и за свое представительство в органах государственной власти, исключает монополию любой партии на эту власть.
- Принцип равенства. Этот принцип демократии провозглашен Великой французской революцией конца XVIII ст. В XX в. его было воплощено в Общей декларации прав человека. Первая статья этого документа гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Современное толкование принципа равенства исходит из того, что при демократии возможна и даже неизбежна социально-экономическое неравенство граждан. Демократия предусматривает лишь политическое равенство всех перед законом, независимо от социального и материального положения, но не может гарантировать одинакового уровня жизни. Подобное неравенство, хоть и по-разному, существует практически во всех современных демократиях. Однако государство под влиянием демократических сил принимает меры для обеспечения достаточного уровня социальной защищенности социальных групп, которые нуждаются в помощи.
- Принцип разделения властей. В соответствии с ним законодательная, исполнительная и судебная ветви власти отделены и достаточно независимы друг от друга. В то же время они постоянно взаимодействуют в процессе формирования и осуществления государственной политики. Такое разделение власти фактически отсутствует в тоталитарных и авторитарных режимах, где, по сути, и законодательная, и исполнительная, и судебная власть сосредоточены в руках монарха, узурпирована узкой группой правящей элиты или же находятся под контролем правящей партии. В демократическом обществе каждый из влад наделена полномочиями, но каждая из них уравновешивает друг друга и не позволяет ни одной из них занять господствующие позиции в обществе.
- Выборность основных органов государственной власти. Демократия предусматривает обеспечение свободных выборов, которые в корне отличаются от недемократических выборов и формальных. Все граждане при таких условиях имеют избирательные права и реальную возможность участвовать в выборах. Впрочем, демократия не исключает наличия ценза оседлости, согласно которому право избирать и быть избранным во многих странах имеют только те граждане, которые проживают там в течение определенного времени. Однако остальные ограничений в избирательных правах (по национальному, религиозному, половому, имущественным, профессиональным и другим признакам) явно противоречат природе демократии. Они запрещены в международных документах, конституциях и законах многих стран.
- Гласность. Она является одной из предпосылок свободы слова. Предусматривает свободный доступ прессы и общественности к информации о деятельности органов власти, хозяйственных, политических, общественных организаций.
В демократическом обществе заседание парламента открыты для средств массовой информации и общественности, частично, а иногда и полностью транслируются радио и телевидением. Элементом гласности является оперативная публикация стенограмм парламентских дебатов, результатов поименных голосований. Нормой является открытость государственных бюджетов, отчетов о деятельности министерств и ведомств. Другими словами, в демократическом обществе граждане имеют в своем распоряжении широкую информацию о деятельности избранных ими органов власти, партий и общественно-политических организаций. Особую роль в обеспечении такой гласности играют независимые статус и свободны от цензуры пресса и другие средства массовой информации. Конечно, они должны отвечать за свою информацию и могут быть привлечены к судебной ответственности за ее искажение, распространение недостоверных данных, клеветы как на официальных лиц, так и на обычных граждан, а также за разглашение государственных тайн. Но демократия не допускает ограничений на обоснованную критику будь-кого в средствах массовой информации.
- Независимый контроль. Осуществляется не только «сверху», но и постоянно и эффективно «снизу». Отсутствие контроля за деятельностью государственных структур со стороны общественности порождает бюрократизма, коррупции и т.д. Но демократический контроль не имеет ничего общего с государственным контролем «» за тоталитарного режима.
Для демократизации общества важным является выработка действенных средств борьбы с бюрократизмом: развитие реальной критики; радикальное укрепление законности и правопорядка; создание эффективного механизма своевременного самообновления политической системы. Для этого необходимо использовать те институты демократии, которые выдержали испытание временем, модернизируя их в случае необходимости, решительно отказываться от форм демократии, которые не отвечают конкретно-историческим условиям; создавать новые демократические институты для содействия развитию самоуправленческих начал в государственной и общественной жизни.
Демократизация общества, как показывает практика, может сопровождаться определенными потерями и ошибками, которые неизбежны для этого процесса, и все же ценности демократии значительно перевешивают ее негативные последствия. Так, демократически принятые решения могут быть не только не оптимальными, но и вполне ошибочными. Но важно, что они в отличие от принятых недемократично подвергаются оперативной коррекции, обеспечивают обратную связь и учат граждан искусству управления на собственном опыте.
Большой угрозой для демократии е вульгарное отождествление ее с вседозволенностью и безответственностью. Непонимание или игнорирование того, что демократия не может существовать вне закона и над законом, создает реальную опасность сползания общества к стихии и анархии, произвола и власти толпы (охлократии). Еще Платон говорил, что наибольшая свобода может превратиться в жестокую тиранию, если народ становится толпой, толпой, который руководствуется лишь инстинктом. Об этом же предупреждал и Аристотель, называя охлократию худшей из всех форм правления. Как свидетельствует исторический опыт, демократия, которая трансформируется в охлократию, неизбежно стремится к диктатуры и тирании. Демократия должна опираться на законность и власть, которая ее обеспечивает.
Главной силой, что гарантирует законность и сохранения демократических норм и ценностей, крепкая государственная власть. Распространено в массовом сознании представление о том, что при демократии государство слабее, чем за тоталитаризма и авторитаризма, является не только ошибочным, но и опасным. Ведь без жесткой и эффективной государственной власти общество не сумеет обеспечить правопорядок, добиться исполнения законов всеми гражданами, защитить их от произвола. Демократия при этом предполагает со стороны власти решительные действия, применение законного принуждения к преступников, экстремистов и других элементов, которые угрожают обществу. В случае возникновения особо острых социально-экономических или политических ситуаций государство может, оставаясь в пределах законности, пойти на временное ограничение отдельных демократических норм.
Демократизация общества требует такой политики, которая обеспечила бы разумный компромисс между ростом политической активности людей, с одной стороны, и сохранением порядка, соблюдением законности, исключением насилия во время решения возникших конфликтов - с другой. Для этого необходимо также, чтобы граждане, все субъекты политической деятельности учились жить в условиях демократии. Только тогда процесс демократизации обеспечит формирование правового государства и гражданского общества. Любые попытки сдержать демократию или прибегнуть к ее имитации будут означать торможения общественного прогресса.


Назад