Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

10.4. Политическая жизнь как олицетворение многообразия политических процессов


Политическая жизнь общества характеризуется многообразием политических процессов, которые раскрывают направленность политической деятельности социальных субъектов.
Политический процесс - последовательность событий, обусловленных определенными обстоятельствами; совокупность последовательных действий для достижения результата.
Политическое событие - конкретная, относительно ограниченное взаимодействие групп людей с политической властью с целью влияния на нее ради удовлетворения собственных требований и пожеланий.
Политические обстоятельства - условия политического функционирования и развития общества, которые выражаются в соотношениях политических сил относительно завоевания, удержания и использования политической власти.
В политическом процессе различают субъективный (мотивационный аспект) - деятельность индивидов и общественных групп, и объективный аспект - глобальный результат этой деятельности. Субъективный аспект деятельности людей составляют идеология, политическая доктрина, политическая программа, система ценностей и норм, что их люди разделяют, личные склонности и эмоции, знания ситуации, в которой люди реализуют свои цели. Следствием политической деятельности может быть изменение отношений: политической власти, общественных, межклассовых, межгрупповых, межнациональных и внутри этих сообществ. Объективный аспект политической деятельности часто не отвечает стремлениям субъектов политического процесса, потому что наряду с ожидаемыми результатами могут быть и неожиданны, что усложняет его прогнозирования.
Политический процесс осуществляется через различные коммуникации, каналы связи, взаимодействия. Это можно проследить на примере сопоставления «входа» и «выхода» в политической системе. Если на «входе» самым существенным учитывая функционирования политической системы является влияние на нее различных политических сил, которые словно «загружают» ее, то на «выходе» в полной мере проявляет себя властно-управленческая направленность политической системы, ее роль регулятора в обществе.
Поскольку политический процесс является деятельностью, он связан с определенными видами политической деятельности, а следовательно, по-разному проявляет себя по административно-командной системы, различных форм демократии (представительной или прямой), за самоуправления. Важнейшее значение всегда имеет степень участия в политическом процессе как широких масс, так и каждого гражданина.
Политический процесс охватывает способы и стиль политической деятельности, формы и методы ее осуществления в пределах политических институтов, способы реализации имеющихся политических норм, а также разнообразные виды политической деятельности сбор, анализ и использование информации, принятия и осуществления решений, социальный контроль. В политическом процессе происходит реализация политических норм, подготовка и проведение дискуссий по политическим проблемам, отстаивание политических позиций с использованием различных средств и методов политической борьбы. Характерная его черта - тесная связь с политической властью, а участники - различные общественно-политические силы, партии, движения.
Политические процессы могут быть близкими между собой, противоречивыми и несовместимыми. У них возникают и проявляются негативные явления, порожденные недовольством людей политическими надеждами, что приводит к разочарованиям, политического охлаждения и отчуждения, потери политического доверия к власти, разъединение и конфликтов. Политический спад при определенных условиях может перерасти в застой и кризис в политической жизни общества.
Политические конфликты и кризисы играют особую роль в политической жизни.
Политические конфликт - столкновение несовместимых, порой противоположных, интересов, действий, взглядов отдельных людей, политических партий, общественных организаций, этнических групп, наций, государств и их органов, военно-политических и политико-экономических организаций (блоков).
Политические конфликты могут быть внешне - и внутриполитическими.
Внешнеполитические - это межгосударственные конфликты как вооруженных, так и незбройні. Вооруженные конфликты представляют собой попытку противостоящих сторон достичь своей цели с помощью военной силы.
Они опасны вероятностью вовлечение новых сил, выхода из-под контроля. Межгосударственные конфликты без применения оружия - это дипломатическое противоборство, таможенные, финансовые, торговые и другие «войны», которые выражают экономические и политические интересы государств.
Внутриполитические конфликты - это конфликты внутри общества, государственной системы, политической партии или другой общественно-политической организации.
Политические конфликты имеют социальную основу, обусловлены разными интересами политических субъектов относительно политической власти, кадровой политики. Они возникают из многих причин, в частности:
- во время перехода к новым условиям жизнедеятельности общества (структурная перестройка экономики, становления новых экономических отношений);
- в условиях социальной неопределенности, неопределенности в политической жизни;
- за ухудшения экономической и экологической ситуации, снижение жизненного уровня;
- за военных авантюр; нарушение социальной справедливости, бюрократизма, силовых методов;
- за огромных размеров коррупции в государственных органах и во всем обществе;
- за неконтролируемых размеров преступности.
Эффективное решение политических конфликтов возможно на основе взаимных уступок через переговоры. Это предполагает выработку каждой из сторон позиции, которая определяет пределы возможных уступок и характер возможных компенсаций за них. На основе выработанных позиций возможные непосредственный контакт между сторонами конфликта (их представителями, наделенными соответствующими полномочиями) или обращение к третьей стороны, которая осуществляет функции третейских. Нерешенный конфликт всегда таит в себе возможность обострения. Вероятно, могут появляться и новые обстоятельства для решения конфликта, что затянулся, но тогда уровень возможных уступок и цена согласия будут другими.
Конфликт, который существует длительное время, вызывает кризис.
Политический кризис - фаза политического процесса, характеризующаяся нарушением политической стабильности в обществе, невозможностью эффективного функционирования политической системы; острый, тяжелый политическое состояние общества, государственно-правовой системы, партий.
Политический кризис ведет или к новому этапу, нового степени общественного развития, или к катастрофической ситуации, которая имеет свою логику - крах всего, что прогнило.
Частичными политическими кризисами в обществе являются:
- конституционная,
- парламентская,
- правительственная,
- внутрипартийная.
Самым тяжелым является политический кризис общества. Пути выхода из нее разные и зависят от степени развития демократии в обществе, от желания и готовности сторон пойти на взаимные уступки с учетом их границ и характера возможных компенсаций за них. Выход из политического кризиса предполагает осознание причин ее возникновения, формирования правительства, который пользовался бы доверием народа, консолидацию масс вокруг программы выхода из сложного положения. За политического кризиса возможна ситуация, которая требует восстановления стабильности в обществе, предотвращения экстремистских действий, грубых нарушений правопорядка и законности. Правомерным тогда является внедрение в соответствии с действующим законодательством особого (чрезвычайного) положения.
В современной политической практике при решении спорных общественно-политических проблем все чаще проявляется стремление сторон к политическому консенсусу - достижение общего согласия. Цель его - учет интересов всех сторон и достижения положительного результата. Основным условием консенсуса является признание чужих интересов как гарантии для осуществления собственных интересов. В этом заключается его гуманизм. Консенсусное решение является конструктивным, потому что все силы тех, кто договаривается, будут направлены на его выполнение, а не на борьбу со своим противником. В основе консенсусного системы - направленность на достижение положительного результата. Когда речь идет о консенсусе, о возможности его достижения, необходимо принимать во внимание состояние общества. За благоприятного общественного положения для достижения консенсуса не следует отвергать предложения другой стороны какой бы неприемлемой она не казалась, а заручиться согласием того, кто внес предложение на совместный поиск способов решения проблемы.
Важной задачей политической деятельности и обеспечения стабильности общественно-политической жизни.
Политическая стабильность - состояние динамического равновесия политических сил.
Она достигается благодаря интеграции общества на основе общих для всех граждан ценностей и норм, универсалистской правовой системы, расширение прав членов общества. Среди способов достижения политической стабильности:
- положительная интеграционная идея общественного развития;
- решение социально-экономических проблем определенных социальных групп населения или населения определенных регионов;
- решения территориальных и национальных конфликтов;
- подписание акта о национальном примирении;
- проведение «круглого стола» всех политических сил;
- установление моратория на забастовки и т.д.
Неотъемлемым компонентом, нормой демократического общества является политическая оппозиция.
Политическая оппозиция - легальная форма противостояния, противодействия определенной социальной или политической группы или партии официальном курсовые.
Она борется за власть, за влияние на нее, за симпатии избирателей.
Оппозиция - это и группировки партий, парламентских фракций, которые противостоят правящим политическим силам.
В целом она ограничивает монополию власти, является необходимым противовесом ей, своеобразным контролем за ней со стороны общества, осуществляемым с помощью критики, гласности. Оппозиция стимулирует политическую деятельность власти в интересах всего общества.
Политическая оппозиция бывает конструктивной и деструктивной. Конструктивная критикует ошибки правящей партии, властных структур и предлагает эффективные решения, нередко сотрудничает с властью в общенациональных интересах. Деструктивная превращает критику власти на цель, на средство дискредитации власти, первых лиц государства, правящей партии, отказывается от сотрудничества с властью.
В политической жизни современного общества получил распространение популизм. В 90-х годах XIX в. и в 20-х годах XX века в США он был идейно-политической доктриной и политическим течением, в целом положительным явлением, поскольку акцентировал на ответственности государства за благосостояние народа. Ныне практика популизма в основном возникает в негативном аспекте.
Популизм - заигрывание определенных попітнів и политических сил с массами, игра на их трудностях и обещания чрезвычайных успехов в решении социально-экономических проблем в случае прихода к власти.
Решения политических задач в обществе обеспечивается аппаратом государственного управления. Конечно, идеальная (веберовская) модель государственного механизма с «рациональной бюрократией» случается нечасто. Но в принципе государственный механизм и государственные служащие (бюрократия) занимают ведущее место и играют решающую роль в принятии политических решений. Важными факторами содержание бюрократии под контролем и в пределах принадлежащего ей места и роли является парламентский строй и развитая многопартийность.
Следовательно, политическая жизнь современного общества является сложным, многогранным и организованным, в нем каждый субъект занимает свое место и имеет возможность для самовыражения.


Назад