Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

11.1. Элиты в политике: понятие и эволюция теории


Интерес к феноменов политической элиты и политического лидерства и первоначальные попытки их толкования достигают глубокой древности. Систематическое осмысления, самый высокий уровень обоснование и практическое применение теоретических обобщений относительно них приходятся на XX ст. Выводы ученых-политологов, а также общественно-политическая практика возникновения и функционирования политических элит и политического лидерства удостоверяют, что они - реальность нынешнего и, вероятно, следующих этапов развития человеческой цивилизации.
Начиная с XII в., термин “элита” использовали для обозначения товаров высшего качества, а впоследствии - в сфере общественной жизни для различения групп “лучших” людей - высшей знати, духовенства, военных.
Политическая элита (франц. elite - лучшее, отобранное, избранное) - самостоятельная, высшее, в отношении привилегированная группа людей, наделена особыми психологическими, социальными и политическими качествами, которая принимает непосредственное участие в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или влиянием на нее.
В период античности элитарный мировоззрение нашел свое отражение в трудах Платона, который считал, что государственные функции могут выполнять только избранные - те, кто получил особое воспитание и имеет опыт управления государственными делами. Людей, которые не обладают надлежащими знаниями, следует отстранить от осуществления управленческих функций, чтобы избежать хаоса в государственном руководстве. Он отличал три своеобразные социальные группы: правителей-философов, воинов-охранников и простых граждан, которые составляют управляемое большинство. Эти группы существуют в жестких социальных пределах. Однако Платон считал возможным переход (как исключение) одаренного человека с низшей социальной группы к высшему и наоборот. Опираясь на это положение, американские исследователи теории элит К. Прюитт и А. Стоун называли Платона предшественником теории “циркуляции” элит. И небезосновательно: его теория оказала значительное влияние на ученых, которые развивали теорию элит на рубеже XIX-XX вв., - итальянских социологов В. Парето и Г. Москву, немецкого философа О. Шпенглера, французского ученого Же. Сореля и многих других.
В. Парето определял элиту как группу, к которой принадлежат самые продуктивные и самые способные в различных сферах деятельности лица, которые получили “наивысший индекс” в своей деятельности. Выделение элиты - исходный пункт теории Парето. Совокупность лиц, каждая из которых получила в своей сфере наивысшую оценку, Парето и называл элитой. Например, талантливый юрист получит 10 баллов, средний - 6, неспособный - 0. Именно так он рассматривал принцип определения и формирования элиты, выводя необходимость ее существования с неравенства индивидуальных возможностей человека: состоятельные, талантливые, одаренные являются элитой общества. Для объяснения социальной динамики он сформулировал теорию “циркуляции элит”, согласно которой элиты возникают из низших слоев общества, в процессе борьбы поднимаются в высшие, там расширяют свое влияние, достигают расцвета, а затем перерождаются и, в конце концов, исчезают. Этот круговорот и является универсальным законом истории. Качества, необходимые для получения и удержания власти, меняются на протяжении исторического развития в соответствии с конкретной ситуацией. Парето отличал два главных типа элиты: львы, для которых характерен консерватизм, и лисы - мастера политических комбинаций. При стабильной политической системы доминируют львы, в нестабильной ситуации - лисы.
Г. Моска, как и В. Парето, делил общество на меньшинство, которое правит, и большинство, которой правят. Он определял элиту как политически активную группу людей, ориентированных на получение и утверждение власти. Моска считал, что основой общественного развития является не экономика, а политика. Правящая элита концентрирует в своих руках руководство государственным механизмом, а потому имеет непосредственное влияние на экономическую ситуацию в стране.
Немного под другим углом зрения рассматривал эту проблему М. Вебер, который, характеризуя роль личности в общественной жизни, место и роль элиты в управлении государственными делами, применил известно с христианской богословской литературе понятие “харизма” - исключительная одаренность. Вебер рассматривал харизматического лидера как человека, который имеет особые способности, верит в свое предназначение, а его последователи непременно должны верить в своего лидера. Харизматический авторитет сначала не располагает никакой организованной силы, его влияние основывается исключительно на личностных характеристиках.
Существует много подходов к обоснованию необходимости существования элит. Приведем наиболее распространенные из них.
Биологический подход. Представители его вмотивовують необходимость разделения общества на элиту и массу, опираясь на утверждение, что различие между ними является генетической: люди, которые принадлежат к элите, обладают ценнее, высшим биологическим, а соответственно - физическим и умственным потенциалами. На такие аргументы опирался, в частности, фашизм.
Психологический подход. В соответствии с ним элита и масса наделены особыми, только им присущими психологическими качествами. Среди психологических толкований элит распространенной является концепция 3. Фрейда, который считал, что дифференциация общества на элиту и массу возникла из родового авторитета. Человеческой массе и отдельному человеку свойственна потребность в авторитету как воплощению родительской опеки, что существовала в детстве. У взрослого человека это существует в сфере подсознательного и проявляется в необходимости подчиняться установленным властью нормам и правилам. Внешние противоречия - это проявление внутренних. И у каждого человека, по Фрейду, есть два начала - желание жизни (эрос) и желание смерти (танатос). У элиты преобладает первое, а в массы - второе. Массу Фрейд рассматривал как проявление агрессии первобытной орды, поэтому насилия, что оказывает элита, является благом для массы.
По мнению неофрейдистів (Е. Фромм), противоречие в существовании элиты и массы обусловлены садистсько-мазохистскими механизмами. Характерные для элитарной ориентации садистские тенденции означают желание сделать других зависимыми от своей воли; стремление использовать человека для своих целей; влечение к физическому, моральному насилию. Массе присущ мазохизм, который, по Фроммом, является одним из защитных механизмов, помогающих человеку предотвратить изоляции. Она убегает от свободы, ответственности за самостоятельные решения и подчиняется установленным властной элитой принципам. Отсюда вывод: существование элиты и масс психологически и политическое необходимое.
Функционально-технократический подход. Его представители объясняют существование элиты как функции социальных отношений, обеспечения потребностей общества в управлении. Этот принцип нашел отражение в трудах Дж. Бернхэм, А. Фриша и др. Они считают, что формирование элиты зависит от функций, которые в определенную эпоху играют в обществе главную роль. Дж. Бернхэм в книге “Менеджерская революция” утверждает, что капиталистическую систему заступит менеджеризм, то есть элита руководителей - директора, руководители крупных компаний. В соответствии с функционально-технократичними конкуренціями в настоящее время происходит процесс отчуждения управления от собственности, новая элита рекрутується из всех категорий и слоев населения, развитие НТР создает условия для утверждения интеллектуальной элиты. Власть теперь - это доступ к знаниям и информации. Так происходит переход власти от элиты владельцев к элиты профессионалов, специалистов производства.
Все названные концепции сходятся в том, что управление не может реализовываться всем обществом, а имеет, хотя бы по техническим причинам, осуществляться квалифицированным элитой. Главным орудием, с помощью которого элита достигает своей цели, является государство, в котором основные посты занимают представители элиты (правящая элита).
Правящая элита - это группа лиц, решение которых существенно влияют на процесс функционирования и развития общественных институтов.
Если рассматривать элиту в плоскости структуры власти, то она состоит из группы, которая выносит политические решения, и группы, которая осуществляет политическое давление.
Правящая элита состоит из трех взаимосвязанных элементов:
1. Политическая элита, которая является частью правящей, выступает носителем властных функций. Ее влияние на систему властных отношений определяется соотношением сил внутри самой элиты, соотношением политических сил в государстве, формой политического устройства, наличием и остротой политических конфликтов. Политическая элита обладает необычными психологическими, социальными и политическими качествами, принимает непосредственное участие в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или влиянием на нее.
2. Бюрократическая элита охватывает представителей управленческого аппарата. Они имеют властные полномочия, влияют на выполнение важных государственных функций.
3. Коммуникационная и идеологическая элита - представители науки, культуры, духовенства и средств массовой информации.
Классические концепции элит. Парето, Г. Моски и других ученых, заложивших основы макіавеллістської школы, ныне критикуют за чрезмерное ударения на психологических факторах, за игнорирование демократических и либеральных ценностей, а преувеличения роли лидеров, пренебрежение активности масс, недостаточный уровень учета сознания общества и циничное отношение к борьбе за власть.
Как альтернатива макіавеллізмові в современной политической науке распространены ценностные концепции элит, теории демократического элитизма, концепции плюрализма элит, либеральные концепции.
Ценностные концепции элит. Их объединяют следующие общие рекомендации:
- элита - самый ценный элемент общества, наделенный высокими способностями в важнейших для государства сферах деятельности;
- господствующее положение элиты отвечает интересам всего населения;
- формирование элиты является следствием естественного отбора обществом ценнейших своих представителей;
- элитарность - закономерное следствие равенства возможностей, она не противоречит современной представительной демократии.
Теории демократического элитизма. В соответствии с ними руководящая группа не только наделена определенными качествами, а также способна выполнять функцию защиты демократических ценностей (свободы личности, слова, печати, политической конкуренции).
Концепции плюрализма элит:
- Предусматривают признание наличия многих элит одновременно, влияние которых ограничен определенными сферами деятельности;
- пребывание элит под постоянным воздействием масс;
- наличие демократической конкуренции элит; изменчивость и неустойчивость отношений власти и как следствие - отсутствие устойчивых позиций господствующего класса;
- условность различий между элитой и массой учитывая широкие возможности доступа к лидерству.
Ліволіберальні концепции элит. Базируются на критике элитарности общества с демократических позиций, структурно-функциональном подходе к элиты; признании глубоких различий между элитой и массой, сложности структуры господствующей элиты.


Назад