Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 7. Принцип связи теории с практикой и принцип единства обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития


Принцип связи теории с практикой. Этот принцип, как и все другие дидактические принципы, определяет целый ряд требований к содержания, методов, средств, организационных форм обучения и к самому процессу обучения. Раскроем их суть.

Целью познания мира является превращение его в соответствии с потребностями человека. Это положение является одним из основных в выборе содержания обучения и выборе методов и форм обучения. При изучении различных предметов учителя имеют возможность показать, как рождались и развивались науки в силу практических потребностей человека. Развитие производительных сил безусловно был и является двигателем научного прогресса. В свою очередь, новые научные теории помогали и помогают совершенствовать производство, развивать технику, технологию, в целом экономику производства.

В то же время, при изучении ряда предметов есть возможность показать и такое состояние развития науки, когда теоретическая мысль развивается самостоятельно, значительно опережая практику. Это особенно касается физики, математики, химии.

В организации учебной деятельности в одних случаях практика выступает в качестве отправной момент. Этому способствует работа в лабораториях, мастерских, в кабинетах. А в других - формирование у учащихся умений применять знания на практике, в производстве, в быту, раскрытие перед учениками тех научно-технических и производственных проблем, которые являются актуальными на ближайшие 10-20 лет для нашего общества и всей мировой общественности, и возможных путей их решения являются одним из направлений обеспечения единства науки и производства. Истинно научные знания - это такие знания, которые помогают человеку успешно взаимодействовать с природой, овладевать ее богатствами, превращать ее в интересах человека, совершенствовать технику, поднимать культурный, экономический и социальный уровень жизни людей.

Одним из путей сочетание теории и практики является политехническое обучение. Оно предусматривает обеспечение учащихся знаниями основ современного производства, основных направлений научно-технического прогресса, формирование у них умений применять знания законов науки для решения практически важных задач, способствует развитию конструкторских и изобретательских способностей, готовит учнівдо избрания технических профессий. Таким образом, действие принципа связи теории с жизнью и практикой создает условия для получения истинно научных знаний.

Принцип единства обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития охватывает следующие требования:

- Никакой работы никогда не выполнять за ученика, если он может выполнить ее сам. Это требование очень часто нарушается, поскольку учителю всегда легче самому сделать, доказать, обосновать, объяснить,
чем организовать до работы учеников.

- Учитель должен овладеть умением планировать и организовывать самостоятельную работу учащихся. Сохраняя логично-смысловой связь, он должен четко выделить, что именно должно быть вынесено на самостоятельную работу (на уроке или дома).

- Учитель должен учить учеников продуктивному труду, то есть самостоятельно определять цели деятельности, разрабатывать способы деятельности, реализовывать эти способы практически, оценивать степень достижения
целей, вносить коррекционные действия, направленные на полное достижение этих целей.

- Учитель должен очень требовательно относиться к определению объема домашних заданий. Очень часто можно увидеть, что учитель, считая, что его предмет является самым главным, и, следовательно, ему со стороны учеников должно быть уделено наибольшее внимание, поэтому, задает такой объем домашних заданий, что даже хорошо подготовленный ученик не способен их выполнить, а в слабых учеников при знакомстве с таким домашним заданием просто опускаются руки.

- Учитель должен стимулировать пробуждения у учащихся личного интереса к самоанализу и самопознания. Еще Г. Сковорода призвал:
"Слушай себя", "Познай себя", "Посмотри в самого себя". Весь ход учебно-воспитательного процесса должен подчиняться же идеи совершенствования и самореализации личности каждого ученика.

Итог. Целью познания мира является его превращение в соответствии с потребностями человека. Развитие производительных сил был и является двигателем научного прогресса. В то же время при изучении ряда предметов есть возможность показать такое состояние развития науки, когда теоретическая мысль в своем развитии опережает практику, создать хорошую основу для формирования глубокого интереса к учебе, к своему предмету как залога и необходимого условия эффективного обучения. В этом и заключается роль, функция и значение принципа связи обучения с практикой.

 В формировании личности ученика чрезвычайно важное значение самостоятельных шагов в направлении саморазвития, самосовершенствования приобретает ориентация на обеспечение единства внешних воздействий и самопродвижения, самообучения, самовоспитания.



Назад