Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

12.4. Сущность политической идеологии ее структура и функции


Политическая идеология является стержнем политической сознания индивидуального, коллективного социального субъекта и решающей степени определяет уровень его политической культуры.
Политическая идеология - система концептуально оформленных политических, правовых, религиозных, эстетических и философских представлений, взглядов и идей, которые отражают отношение людей к действительности и друг к другу, способы познания и интерпретации бытия с позиций целей, идеалов, интересов определенных социальных групп и субъектов политики.
Впервые термин “идеология” (греч. idea - слово, учение) употребленное французским философом и экономистом Дестютом где Трассе в начале XIX в. (“Элементы идеологии”).
Возникла идеология не сразу. При определенных условиях жизни сообщества сначала стихийно появилась социальная психология, которая создала основу для выработки, распространения и усвоения идеологии данного сообщества. Непосредственно ее создают представители класса, социальной группы (или субъекты, которые выражают их интересы) - теоретики, политические деятели, лидеры и т.д. Они теоретически приходят к тем же выводам, которые социальная группа, класс утверждают практически. На основе систематизированных и обоснованных взглядов, пропущенных через призму интересов, идеалов класса или социальной группы, формируются их самосознание и политические отношения. А совокупность политических интересов, идей и идеалов, программ и политических отношений определенного класса (группы) с другими социальными сообществами и составляет предмет политической идеологии.
Политическая идеология выполняет ряд функций:
Защитная функция. Предусматривает защиту интересов и идеалов класса (группы). В ней теоретически осмысливаются и формулируются положение и потребности этих сообществ, что способствует реализации их интересов в жизни, выработке соответствующих им типов мышления, поведения и программ деятельности. Официальной (государственной) является идеология экономически и долітично господствующего класса, хотя в демократических странах сейчас такой статус идеологии постепенно ослабляется. Это означает, что на современном этапе цивилизации все вільше формируются общечеловеческие интересы и ценности, приоритетные относительно идеологии. Все сужается сфера идеологической борьбы, она все меньше распространяется на межгосударственные отношения, на политическую деятельность. Современное общество требует мировоззренческой терпимости, демократических форм борьбы. Именно таким образом происходит процесс деидеологизации сознания, которая не является отказом от идеологии вообще (каждый имеет право исповедовать свои идеи). Это - отрицание идеологических стереотипов, нетерпимости и монополизма, предоставление разным идеологиям цивилизованного содержания и плюрализма.
Познавательная функция. Ее сущность - вооружение граждан знаниями о политическую действительность, содействие росту их политической культуры. Однако политическая идеология не всегда адекватно отражает реальность, часто обнаруживает предвзятость. В отличие от “чистой” науки, которая ищет истину с помощью различных научных методов познания, она заботится еще и о защите интересов и идеалов класса, определенного режима. К тому же ей не хватает объективных методов познания, ее носители часто оперируют ритуально-догматиками стереотипами, апробация которых в лучшем случае и осуществляется здравым смыслом, а чаще - корпоративными интересами субъектов. Поэтому не удивительно, что политическая идеология в угоду тем, кого защищает, нередко. Освещает политические явления и процессы предвзято, односторонне, а то и фальсифицирует их.
Социально-регулирующая функция. Политическая идеология способствует формированию и координированию отношений между социальными общностями по определенным принципам, влияет на реализацию социально-экономических, политических и других программ развития общества, на политическую активность и социальный выбор граждан. Благодаря этому она становится средством сплочения определенной группы и ее сторонников, фактором наладка или разрушение отношений между объединениями людей.


Назад