Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

12.5. Политическая культура современной Украины


Политическая культура современной Украины имеет посткоммунистический, постсоветский, постколониальный характер.
Однако такая политическая культура на сегодня не является монопольным или тем более официальной, но она еще функционирует по инерции. Нынешняя политическая культура украинского народа является постколониальной. Это доказывает русифицированное состояние, комплексы национальной неполноценности, неспособность к адекватной оценке собственных национальных интересов, склонность больше рассчитывать на внешнюю помощь, чем на собственные силы. Однако характер современных социально-политических процессов позволяет утверждать, что политическая культура украинского общества становится национальной и незалежницькою.
За отношением к демократии и государства политическая культура Украины остается авторитарной, етатистською, патерналістською. Но в условиях суверенного существования возрождаются такие традиционные черты украинской политической культуры, как народоправие, толерантность, либеральное отношение к государству (не человек и нация для государства, а государство для человека и нации).
По идеологической направленностью для политической культуры Украины характерен раскол общества на сторонников коммунистических и социалистических ценностей, с одной стороны, и консервативно-либеральных - с другой.
Особенности политической культуры в условиях современной Украины:
- заидеологизированность мышления, непримиримость любых нетрадиционных взглядов;
- низкая компетентность в управлении делами общества и государства;
- правовой нигилизм;
- неразвитость гражданских позиций;
- недостаточно развит индивидуализм;
- пидданськи отношения к любого центра реальной власти.
Современной Украине вообще свойственна приверженность западноевропейских политических ценностей, но заметными являются черты ментальности и культуры восточных народов, в частности ориентация на харизматических лидеров, етатизм, патернализм, подчинение церкви государству.
Политическая культура украинского народа на сегодня еще не является целостной, потому что отсутствуют отдельные ее компоненты, а многие из существующих имеют несформировавшемуся характер. Много политико-культурных элементов не соответствуют национальному характеру, традициям украинской нации, то есть политической культуре присуща неорганічність.
В русле данного вопроса стоит упомянуть и о формировании политической культуры современной украинской молодежи.
Значение молодежи в поступательном развитии человеческого сообщества трудно переоценить. За будь-каких времен, едва человечество стало осознавать себя творцом собственного бытия, его лучшие надежды непременно связывались с молодежью, грядущими поколениями.
Не является в этом исключением и наше настоящее, когда нельзя не считаться с молодежью, с ее потенциалом, идеалами, интересами, надеждами, с ее радикализмом и нетерпимостью ко всему обманчивого и ложного, с ее откровенностью и прямотой. В целом проблемы молодежи в украинском обществе имеют три тесно связанные аспекты:
- что общество может дать молодежи? Речь идет не только о определенные льготы, но и об условиях развития, становления, социализации, формирования активной жизненной позиции молодежи;
- что сама молодежь может и должна дать обществу? Речь идет об активной деятельности молодежи во всех сферах государственного строительства;
- как полно, эффективнее использовать молодежный потенциал? Здесь все зависит от действий конкретных субъектов молодежной политики: государства, политических партий, объединений и т.д.
Радикальные политические и социальные изменения, структурная перестройка экономики Украины сопровождаются процессом формирования современного гражданина. Учитывая возраст, физические потенции и кондиции, духовные силы, нереализованные возможности и т.д . - молодежь является самой перспективной частью общества. Молодежную среду - это лаборатория, которая производит и апробовує неизвестные ранее ценности, отношения, модели поведения, культурные нормы и образцы. Вступление в жизни современной украинской молодежи сопровождается динамическими и неординарными процессами изменения не только политической системы или экономических механизмов хозяйствования, - впечатляющей является изменение системы духовных, нравственных ценностей, идеалов и ориентиров.
Молодежь Украины в настоящее время находится на этапе изменения идейных, моральных ориентиров. Она слишком сложно и достаточно медленно определяет свои позиции как в политической, так и в других сферах жизни и, следовательно, в обществе определенной степени нарушена естественная преемственность поколений в целом. К сожалению, далеко не все, от кого зависит судьба молодых людей в Украине, это признают и понимают.
Само понятие "политическая культура молодежи", как и более общее понятие "политическая культура", сегодня употребляется в довольно абстрактных, а порой и противоречивых и не понятных для массового сознания значениях. Политическая культура - это особый вид культуры, способ духовно-практической деятельности и отношений, отражающих, закрепляют и реализуют основные национальные ценности и интересы, формируют политические взгляды и ценности, знания и навыки участия граждан в общественно-политической жизни Украины. Политическая культура - это исторически и социально обусловлен продукт политической жизнедеятельности людей, их политического творчества, который отражает процесс освоения обществом, нациями, классами, другими социальными сообществами и индивидами - политических отношений, а также развитие их собственной сущности и деятельностных способностей как субъектов политической жизни.
Формирование политической культуры, по мнению многих людей в Украине, не может быть действенным, потому что демократия еще не отличается стабильностью, парламентский демократизм существует лишь теоретически, а выборы не отражают истинной мысли народа. Политическая культура, прежде всего, должна способствовать осознанию загальноісторичної ответственности украинцев как нации, а также воспитанию всех социальных и этнических групп в духе патриотизма, постоянному повышению значимости суверенного государства и единства народа Украины. К тому же политическая культура дает возможность проявить стремление к законности и порядку, к сохранению и развитию специфических украинских традиций. Сегодня нужны практические действия в направлении поощрения участия молодежи в процессах, нужна соответствующая молодежная политика. В процессе воспитания существенное значение имеет формирование индивидуального сознания молодого человека, определенных чувств, устойчивых настроений, идей, традиций, отражающих ее коренные интересы.
Современные молодые люди росли под влиянием перестройки не только общества, но и сознания предыдущего поколения, их родителей. Сейчас идейно-политическая зрелость сознания и культуры молодежи, а, прежде всего, студенческой молодежи, находится на противоречивом этапе становления, отказа от идеологических и политических стереотипов тоталитарной эпохи, утверждение новых политико-ценностных ориентаций, убеждений и социально-политических чувств, установок на выработку политической компетентности, формирование культуры толерантности, политической корректности. В то же время происходит переосмысление и переоценка политических идеалов, путей участия в общественно-политической жизни вуза, города, области, в развитии местного самоуправления.
Относительно формирования политической культуры молодежи есть ряд противоречий. Самодеятельность молодежи, связанная с ее инициативе, созданием определенных общественных объединений, довольно часто наталкивается на некоторую ее запрограммированности в государственных учреждениях образования, культуры, армейских коллективах. Определенную идеологическую направленность имеют и много средств массовой информации. Следовательно, логично встает вопрос о деполитизации, деідеологізацію, деконфесіолізацію воспитательного влияния на молодежь. То есть молодежь должна получать объективную информацию плюралистического характера.
Однако, попытки деполитизации студенческой и учащейся молодежи, управление их лишь на получение профессиональных знаний, навыков и умений приводит иногда к спада политической, общественной активности молодых людей.
Через свои особые характеристики молодежь является едва ли не самой важной социальной опорой радикальных перестроечных, прогрессивных общественных процессов и одновременно именно она является одной из наиболее беззащитных социально-демографических групп общества - ибо только готовится к жизни, к трудовой деятельности, то есть интегрируется в общество. Общество, а, прежде всего, государство должно учитывать такое противоречие, разрабатывая и практически реализуя молодежную политику.
Однако, углубления кризиса, трудности экономических преобразований в стране влияют на характер и направленность ценностей, социально политических ориентаций молодежи, уровень и формы ее активности.
На современном этапе различают следующие аспекты формирования политической культуры молодежи:
- семья, где происходит идентификация политических взглядов с родителями;
- школа (среднее, профессиональное, высшее), где ввиду рекомбінантне воспроизведения учебного материала, молодые люди лишаются активности, творчества, поиска и, соответственно, наблюдаются проявления пессимизма, апатии, раздражение;
- молодежные общественные и политические организации, но участии в них охвачено очень малый процент молодых людей;
- средства массовой информации (масс-медиа), которые исходя из данных социологического опроса, проведенного в нашем вузе, играют также важную роль.
Как свидетельствуют результаты исследования в молодежной среде наблюдается заинтересованность политической жизнью в Украине и мире. Ни один из студентов не признал, что совсем не интересуется проблемами политики. Более трети (37%) пытаются быть в курсе дел политических событий. Среди опрошенных студентов почти каждый девятый интересуется политикой лишь в том случае, когда это касается его лично. Ситуативное отношение к политике присуще трети (34%) студентов. Интересуются и принимают активное участие в политической жизни страны 18% опрошенных.
Вообще не ориентируются в идейно-политических направлениях всего 5% респондентов.
Об уровне политической культуры студентов в некоторой степени свидетельствует их отношение к политических партий, общественных, молодежных объединений, желание войти в состав таких объединений. Опрос студентов показал, что членами молодежных общественных организаций является 16% респондентов, общественных движений 9%. Равнодушие и отсутствие любого интереса к личному участию в каких-либо общественных, политических объединениях обнаружили 8%. В молодежной среде наблюдается также низкий уровень информированности и безразличие к существованию и деятельности молодежных общественных объединений. Большинство из них молодые просто не известны.
Важную роль в формировании политической культуры современной молодежи играет национальный менталитет, который и формирует особенности украинского политикума. Наиболее выраженными признаками ментальности является:
- кардоцентричність (сентиментализм, эмпатия, чувственность);
- анархический индивидуализм (стремление к личной свободы без надлежащего стремление к государственности);
- преобладание эмоционального, чувственного над волей и интеллектом.
Исследования, которые проводились Институтом социальной и политической психологии АПН Украины, доказали, что современная украинская молодежь довольно эгоцентрично. Поскольку ценности личностного порядка в ней явно преобладают, теоретически она вполне видит себя в контексте рыночных отношений. Преобладающим мотивом ее деловой активности является материальное благополучие. Не случайно 56% школьников и 54% студентов считают, что самым важным в будущем для них является материальная обеспеченность. В то же время наблюдается интересная для теоретико-методического анализа и довольно драматическая для государственного и педагогического процесса ситуация. Лишь 4% студентов и 4% школьников связывают свое будущее с Украиной.
В конце концов для общества, которое, вводя новую ценностную иерархию, не работает в этом направлении сознательно и ответственно, не вносит соответствующие коррективы в процесс формирования молодежного мировоззрения, такое положение вещей является абсолютно естественным. Также отметим, что материальное благосостояние человека никогда не был для нашего общества базовой ценностью. Сейчас мы наблюдаем, как на фоне выжимания общественно-значимых мотивов и маргинализации культурного пространства формируется качественно другая молодежная культура, образуется новый класс - класс предпринимателей, возникновение которого с самого начала пронизывает фундаментальное противоречие между собственными интересами и общественно-значимыми ценностями.
Видимо, понятными есть желание молодого человека быть материально обеспеченным. Но как совместить это с насущной необходимостью воспитания у молодежи качеств сознательного гражданина? Такой опыт сегодня активно обсуждается в науке.
Он присущ системе нравственного воспитания в японском обществе, где так называемое "моральное воспитание" основывается на понимании морали как средства самосовершенствования человека и отражает главный принцип японской национальной идеологии и морали, согласно которым каждый обязуется постоянно самосовершенствоваться ради лучшего служения своей нации.
Указанный опыт активно обсуждается на страницах англоязычной научной литературе и имеет, в частности, в американском обществе, условное название "гражданская религия".
Отечественные ученые все чаще рассматривают проблему формирования политической культуры молодежи в контексте решения вопросов, связанных с современной разработкой украинской национальной идеи как основы функционирования нации, краеугольного камня социально-политических устремлений. Ведь четкое осознание содержания национальной идеи как сложного интеллектуально-духовного, социально-экономического, политического, морально-нравственного и социально-психологического феномена народного бытия является одним из необходимых предпосылок самоосознания этносом, в частности молодежью, своей сущности, или "самости", где главный вопрос смещается не только в гносеологическую плоскость ("мы?"), а в практическую плоскость определение необходимых шагов для реализации политических смисложиттєвої идеи нации.
За такого подхода создаются предпосылки для разработки концепции национальной политической культуры как непременной составляющей выявления эффективных путей ее модернизации, в том числе модернизации молодежной политической культуры.
С провозглашением независимости Украины, казалось, что политическая активность молодежи чрезмерно возрастет, послужит существенным изменениям в обществе, однако этого не произошло. И хотя трудно согласиться с теми, кто считает, что молодежь сегодня полностью деполитизирована, аполитичный, говорить о высокую политическую сознательность многих молодых граждан Украины трудно. Поскольку ситуация в обществе слишком сложная, во многом не просто противоречивая, но и не поняла, следует вести речь не столько о политической культуре молодежи, сколько о политических настроениях, оценки тех или иных явлений, политические ориентации молодых людей.
Если говорить о месте молодежи в системе украинской власти, то здесь мало что известно, хотя с точки зрения Верховную Раду Украины, правительство, на представительские органы власти, нетрудно прийти к выводу о том, что молодежь у них представлена очень мало. Разве что немного больше на районном и сельском уровнях. Между прочим, за последние годы доверие молодежи до всех ветвей власти постоянно растет, хотя молодые люди все еще надеются, что их проблемы в конечном итоге будут замечены.
Другое дело, уровень подготовки молодого человека к политической деятельности. Понятно, что независимо от возраста, в политике нужны знания, навыки, умения, опыт. Объективно молодежь в этом может несколько проигрывать старшим. Именно поэтому встает вопрос о необходимости профессиональной подготовки молодых политиков.
Характерной особенностью современного политического сознания молодежи является полицентризм ее политических предпочтений. В целом нынешний уровень политического сознания украинской молодежи есть еще достаточно низким, что негативно сказывается и на уровне ее политической активности. Уровне политической активности и сознания не всегда совпадают. Молодежь может быть политически пассивной не потому, что она является политически бессознательным, а потому что не поддерживает ту или иную форму политического правления, тот политический курс, который не удовлетворяет ее специфические потребности и интересы. Но эта пассивность может мгновенно измениться политической активностью, если появится такая политическая сила, в которой молодежь найдет отклик своим интересам.
Сегодня для молодых людей в Украине, казалось бы, открывается все больше возможностей удовлетворять свои интересы и потребности, но одновременно усложняются и условия для такой самореализации. Сложный и противоречивый процесс перехода к рынку привел к тому, что имеем сегодня такие проблемы, как снижение занятости молодежи, рост безработицы, повышение профессиональной квалификации, социальной защиты отдельных социальных групп, в т.ч. и молодых людей, наблюдаются миграционные процессы среди них.
Заслуживает внимания еще одна проблема. Считается, что декларирование определенных нормативных ценностей и норм никогда не перейдет на уровень глубинных установок и стереотипов поведения молодежи, если общество не откажется от высказывания этих норм в форме категорических императивов. Речь идет о необходимости применения так называемого синергетического действия, т.е. действия, которая исходит из собственных форм существования, с молодежной инициативы. В результате, последняя предстает не только и не столько проблемой молодежи, сколько социальной проблемой.
Важно направить молодежь на поиск собственного оптимального для нее самой пути развития, обеспечить этот процесс таким образом, чтобы он имел тенденцию к самозакріплення и самоподдержки.
В Украине налицо проблема, которая заключается в том, что слишком много граждан, особенно молодых, оказались психологически не готовыми к развитию своего государства. Это досадно, но факт, что на сегодня мы не наблюдаем такого "взрыва" патриотизма, национального самосознания, который стал бы консолидирующим фактором экономического, политического, духовного возрождения, на базе которого формировался бы наш менталитет, крепла государство, формировалась бы новое поколение граждан.
По итогам различных исследований, проведенных в последние годы, абсолютное большинство молодых людей (около 80%) поддерживала действия, направленные на построение независимого, самостоятельного Украинского государства.
Итак, молодежная политика того или иного государства должна быть составной частью общей целостной концепции развития того или иного общества. А политическая культура в демократическом обществе должна быть направлена на воспитание молодежи, которое непременно должно опираться на украинские традиции, ментальность, историю, без которых невозможно формирование политической культуры молодых граждан.


Назад