Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

13.1. Сущность и типы политических конфликтов


Изучение конфликтов является одной из главных задач политологии, а управление ими относится к числу важнейших условий обеспечения социально-политической стабильности внутри страны и на международной арене. Актуальность теоретических и практических аспектов этого понятия обусловлена обострением разноплановых конфликтов в Украине и в других посткоммунистических странах, необходимостью фундаментального изучения общественно-цивилизаций-них и ненасильственных форм их регулирования. Поскольку они являются естественным явлением общественной жизни, изучению конфликта в общественном развитии, методов социального управления, гармонизации общественных отношений обусловило возникновение конфликтологии как самостоятельной отрасли знаний на стыке социологии, политологии, политической психологии.
Понятие “конфликт” рассматривали с разных точек зрения:
- специалисты-словесники толковали его как столкновение противоположных сторон, мнений, сил, серьезные разногласия, острый спор;
- социологи характеризовали как высшую стадию развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, общества в целом;
- психологи расценивали как столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия;
- политологи считают, что конфликт выражает не простое столкновение, а столкновение, связано с осложнениями и борьбой во властных отношениях.
Политический конфликт - столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с борьбой за получение власти, ее перераспределение, изменении своего политического статуса, а также с политическими перспективами развития общества.
По советских времен конфликт толковали как высшую стадию развития противоречий, разделяя их на антагонистические, присущие “эксплуататорскому” ладу, и неантагонистические, присущие социалистическому обществу. Научная несостоятельность этого подхода заключается не только в том, что “социалистические” конфликты были часто острее от “капиталистических”, а в утверждении о возможности существования общества или вполне бесконфликтного, или с незначительными локальными конфликтами.
Проблематика социально-политического конфликта имеет давние традиции в истории политической мысли. Наибольший вклад в его теории сделали Аристотель, Т. Гоббс, H. Макиавелли, Д. Веко. Токвиль, К. Маркс, M. Вебер. При всем разнообразии подходов общим для них является понимание политического конфликта как постоянно действующей формы борьбы за власть в конкретном обществе. Так, Т. Гоббс значительное место в образовании государства отводил конфликтном факторе, а естественное состояние общества представлял, как “войну всех против всех”. При этом Гоббс указывал на три основные причины конфликта: соперничество, недоверие, жажду славы. Проблематика конфликтов является определяющей в толковании социально-политических явлений в работах В. Парето, Е. Дюркгейма, Т. Парсонса, Г. Дарендорфе.
В современной литературе по истории конфликта научные направления разделяют на две группы в зависимости от того, какое место отводится проблеме социального конфликта. Эти два подхода ярко иллюстрируют две системы постулатов - Т. Парсонса и Г. Дарендорфе.
Т. Парсонс:
1) каждое общество - относительно устойчивая и стабильная культура;
2) каждое общество - хорошо интегрированная структура;
3) каждый элемент общества имеет определенную функцию, то есть нечто вкладывает для поддержания устойчивости системы;
4) функционирование социальной структуры опирается на ценностный консенсус членов общества, который обеспечивает стабильность и интеграцию.
Г. Дарендорф:
1) каждое общество меняется в каждой своей точке, социальные изменения - постоянные и имеющиеся везде;
2) каждое общество в каждой своей точке пронизано разногласиями и конфликтами, конфликт - постоянный спутник общественного развития;
3) каждый элемент общества вносит свой вклад в его дезинтеграцию и изменения;
4) каждое общество основано на том, что одни члены общества вынуждают к подчинению других.
Эти модели отличаются тем, что первая делает акцент на сотрудничестве, а вторая - на конфликте и изменениях. Но оба компонента взаимодействия - сотрудничество и конфликт - постоянно присутствуют в общественной жизни в определенных сочетаниях.
К попыток рационального осмысления природы социального конфликта прибегали еще древние философы, но выработки собственно конфліктологічних концепций можно датировать началом XX ст. И эти исследования, впервые сделаны Г. Зіммелем, который предложил термин “социология конфликта”, на протяжении нескольких десятилетий не выходили за пределы общетеоретических толкований. Лишь после Второй мировой войны они приобрели прикладной направленности, сосредоточились на анализе и решении реальных конфликтных ситуаций. В Украине, как и в бывшем СССР, конфліктологічну сферу начали серьезно анализировать лишь в конце 80-х годов.
О сущности социально-политического конфликта существует много определений. В политологических словарях самым распространенным является трактовка конфликта как столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия. Д. Истон твердил, что источником конфликта является социальное неравенство в обществе и система распределения таких ценностей, как власть, социальный престиж, материальные блага, образование. Л. Саністебан считает, что конфликт отражает особый тип социальных отношений, за которого его участники противостоят друг другу через несовместимые цели; он может быть различной интенсивности, частичным или радикальным поддаваться или не подвергаться регулированию. По мнению Б. Краснова, конфликт - это столкновение противоположных интересов, взглядов, острый спор, осложнения, борьба враждующих сторон разного уровня и состава участников. Российский ученый А. Здравомислов рассматривает политический конфликт как постоянно действующую форму борьбы за власть в конкретном обществе. Л. Козер подчеркивал, что важным условием конфликта есть желание нечто владеть или кем управлять. Г. Дарендорф предметом конфликта считал власть и авторитет. Польский ученый К. Полецький утверждал, что политическая власть является причиной противоречий и источником конфликта, основной сферой жизни, в которой происходят изменения в результате конфликта.
Итак, в основе социального, социально-политического конфликта является противоречие, столкновение. Это, хоть и необходимая, но не основное условие. Конфликт предполагает осознание противоречия и субъективную реакцию на него. Субъектами конфликта становятся люди, которые осознали противоречия и выбрали как способ его решения столкновение, борьбу, соперничество. Такой способ разрешения противоречия в основном становится неизбежным тогда, когда затрагивает интересы и ценности взаимодействующих групп, за откровенного посягательство на ресурсы, влияние, территорию со стороны социального индивида, группы, государства (международный конфликт). Субъектами конфликтов могут быть индивиды, малые и большие группы, организованные в социальные, политические, экономические и другие структуры; объединения, которые возникают на формальной и неформальной основе как политизированные социальные группы; экономические и политические группы давления, криминальные группы, которые добиваются определенных целей.
В политической науке еще не выработано универсальной типологии конфликта. Наиболее распространенным является деление их на конфликт ценностей, конфликт интересов, конфликт идентификации.
Конфликт ценностей. Он предстает как столкновение различных ценностных ориентаций (левые - правые, либералы - консерваторы, інтервенціоністи - изоляционисты и др.). Расхождения в ценностях - одна из предпосылок конфликта, а когда они выходят за определенные рамки, возникает конфликтный потенциал, формируется предконфликтная ситуация. В Украине конфликт ценностей в процессе своего формирования прошел три стадии:
1) девальвация колективістських ценностей коммунистического (лівототалітарного) общества;
2) относительная победа індивідуалістських ценностей свободного демократического общества;
3) реанимация колективістських ценностей в лево - и правототалітарних формах.
Конфликт интересов. Связан со столкновением различных, прежде всего политических и социально-экономических, интересов. Вызревания их в посткоммунистических обществах начал процесс приватизации. Правящие верхушки, удерживая властные рычаги, определили свои интересы как номенклатурно-бюрократической приватизацию. Это дало им возможность с политическое правящих групп превратиться в экономически господствующий класс. Такой интерес вступил в противоречие с интересом широких слоев населения, которое было настроено на народную приватизацию.
Конфликт идентификации. Оказывается он как противоречие относительно свободного определения свободным гражданином своей этнической и гражданской принадлежности. Присущ прежде всего странам, которые образовались в результате распада коммунистических империй (СФРЮ, СССР). Прослеживается и в странах, где национальные меньшинства, компактно проживающих в районах, некогда принадлежавшие их этническим батьківщинам (проблема трансильвании и словацких венгров). Вызревания конфликта идентификации было обусловлено тем, что после краха коммунистических режимов человек получил право свободного самоопределения своей этнической и гражданской принадлежности. Через это во многих странах часть населения не желала признавать себя гражданами государства, на территории которой она жила.
Некоторые ученые придерживаются разделения конфликтов на неантагонистические (примирении) и антагонистические (непримиримые). Они считают, что неумение или нежелание решения неантагоністичного конфликта способствуют его перехода в хроническую форму и даже перерастание в антагонистическое. Зато поиск взаимных компромиссов, способов урегулирования конфликтов может снять остроту и превратить конфликт на неантагоністичний.
Известны ситуации имитации конфликта как попытки идеологического, политического, морального давления. Такие конфликты называют воображаемыми, но они могут превратиться в реальные, если возникнет противоборство между сторонами, чьи интересы окажутся под угрозой.
В объективном историческом процессе различают конфликты, которые несут положительный и отрицательный потенциал. Они могут быть положительными, продуктивными, а при определенных условиях - негативными, что тормозят историческое развитие и деструктивны в отношении субъектов-участников конфликтов.
Существует две формы течения конфликтов:
- открытая - откровенное противостояние, столкновение, борьба;
- закрыта, или латентная, когда откровенного противостояния нет, но идет невидимая борьба.
Примером латентной формы конфликта являются межнациональные конфликты на территории бывшего СССР, где “национальный вопрос был решен раз и навсегда”.
Любой социальный конфликт, приобретая значительных масштабов, объективно становится социально-политическим, то есть затрагивает деятельность управленческих институтов, влияя на механизмы и способы этой деятельности, на их структуры, политику, которую они осуществляют. Политические институты, организации, движения, втягиваясь в конфликт, активно отстаивают определенные социально-экономические интересы. Соответственно, политические конфликты делятся на два вида:
- конфликт между властью и общественными силами, интересы которых не представлены в структуре властных отношений;
- конфликт внутри существующей власти, который связан с внутригрупповой борьбой за распределение властных полномочий и соответствующих позиций, с попытками обоснование нового курса в пределах существующего политического строя.
Конфликты приобретают политической значимости, если они касаются международных, классовых, межэтнических, межнациональных, религиозных, демографических, региональных и других отношений. В настоящее время часто наблюдается одна из разновидностей социального конфликта - межэтнический, связан с противоречиями, которые возникают между нациями. Особой остроты он вступил в странах, которые потерпели крах формы государственного устройства (СССР, Югославия). Понятие “конфликт” используют в политическом контексте, когда речь идет о крупномасштабные столкновения внутри государств (революция, контрреволюция), и между государствами (войны, партизанские движения).
Некоторые ученые (И. Прокопенко, В. Малышенко) определяют несколько уровней развития политического конфликта, связанных с генезисом властных отношений:
1) в масштабах всего политического пространства по легитимации власти, ее признание или непризнание (речь идет о “народную” легитимацию, основанная на доверии масс к власти, на поддержке политической элиты);
2) конфликтные отношения в политической элите относительно объема властных полномочий, обоснование их необходимости;
3) борьба и противостояние политических элит на международной арене.
Каждый конфликт можно изучить с помощью базовых параметров, к которым относятся:
- уровень;
- масштабы;
- острота;
- сфера возникновения;
- динамика развития;
- технология урегулирования.
Выделяют определенные этапы развития конфликта, то есть его динамику. Российский ученый В. Смолянский предлагает выделять следующие стадии:
1) потенциального конфликта (наличие конфликтной ситуации);
2) перехода потенциального конфликта в реальный (осознание посягательство на собственные интересы);
3) конфликтных действий;
4) разрешение конфликта.
Конфликтная ситуация не всегда перерастает в конфликт, но с началом конфликта наступает его эскалация (англ, eskalation - постепенное расширение, усиление) в кульминационных точек, а затем - спад и завершения. Конфликту присуща многомерность, поскольку завершение одного конфликта может привести к другой, к тому же в другой сфере. Часто после завершения конфликта возникает еще один этап - постконфліктний синдром, который характеризуется напряженностью в отношениях сторон, которые только что конфликтовали. В случае обострения он может начать новый конфликт. Эту гипотезу иллюстрируют перманентный ближневосточный конфликт, конфликт в Северной Ирландии, Испании и др. Завершение конфликта может быть классифицировано по степени решения - как полное или частичное решение, и по характеру последствий - как успех, компромисс, выход из компромисса, поражение.
Французский политолог Бы. Гурней отметил, что в мире существует только одно место, где нет конфликтов, - кладбище.
Современный период развития общества характеризуется значительным усилением напряженности, ростом противоречий, возникновением многочисленных конфликтов в различных сферах жизни. Но субъекты управления не всегда понимают внутренние причины того, что происходит, не в состоянии адекватно реагировать на опасные процессы. Нередко это является следствием отсутствия прикладных методик мониторинга, экспертизы и оптимизации конфликта.
Современные исследования акцентируют внимание на проблеме, связанной с регулированием конфликтов и управлением ими, с соотношением соперничества и сотрудничества. На время переход украинской конфликтологии общетеоретических исследований и анализа фундаментальных категорий к прикладных аспектов, от объяснительных функций к конструктивным. В их основе должны быть такие понятия, как регулирование и управление социальными конфликтами, конфликтный мониторинг и конфликтный менеджмент. Исследователи В. Кремень, А. Чумиков, В. Бекешкина, В. Небоженко, Г. Пирен, Е. Степанов, К. Боулдінг и другие рассматривают конфликт как динамический тип социальных отношений, связанных с потенциально возможным реальным ли столкновением субъектов на почве определенных противоречиво осознанных преимуществ интересов или ценностей, которые постоянно присутствуют и не поддаются полному устранению.
За нынешнего социально-политического развития Украины актуальным является исследование конфликтов в социально-политической сфере. Необходимость этого связана со слабым знанием закономерностей возникновения, течения и урегулирования конфликтов за таких специфических обстоятельств, как переходный период.
Современные исследователи на примерах событий в бывшем СССР, а затем в Украине и в некоторых других постсоветских государствах исследуют в политико-конфліктологічній плоскости проблемы баланса ветвей власти, доверия к власти, отечественной многопартийности, политико-экономические коллизии в государственном и частном секторах экономики, а также политическую подоплеку этнических процессов. Наряду с теоретическим анализом предлагают механизмы, которые могут обеспечить снижение негативных последствий.
Большинство социально-политических конфликтов может быть оптимизирована на любом уровне и стадии, но для этого необходимо овладеть механизмом управления ими.
Управление конфликтом - урегулирование, решения, подавления, а также инициирование определенных конфликтных ситуаций в интересах общества в целом или отдельных его субъектов.
Правильно организованное управление обеспечивает минимизацию неизбежных политических, социальных, экономических и моральных потерь, оптимизации определенных сфер общественной жизни. Социально-политическое развитие не является следствием конфликта, как и не является следствием мнимой бесконфликтности. Положительную его качество обеспечивает умение влиять на конфликт в нужном направлении.
Считают, что оптимальным вариантом действий относительно конфликта е предупреждения и предотвращения. Ведь конфликт возникает, когда нарушается консенсус, а консенсус появляется, когда урегулирован конфликт.
Для локализации конфликтогенного поля важно уметь выбрать способы и стиль поведения в конфликтной ситуации. Их условно делят на морально-правовой, силовой, реалистичный (принудительно-переговорный), идеалистический, интегративный.
Морально-правовой (нормативный) подход. За этого подхода возможно урегулирование конфликта с помощью правовых и моральных норм. Результативность зависит от того, есть ли между сторонами согласие относительно этих норм.
Силовой подход. Используется, когда сильная сторона пытается подавить послабее, навязать ей свою волю. Но его использование в основном не устраняет причины, сохраняет угрозу нового обострения. Кроме того, слабая сторона может не подчиниться, оказывать пассивное сопротивление, что может провоцировать “двойной”, “заблокирован” конфликт. Победа с использованием силы является переходной, а при определенных условиях победитель может стать побежденным. Такими средствами пользовался тоталитаризм, пытаясь устранить конфликты. Этот подход влечет за собой углубление, осложнения конфликтов, вызывает активное сопротивление и моральное осуждение в массовом сознании и поведении.
Однако это не означает, что силовая модель не может использоваться вообще. Будь-яка государство владеет первичной функцией применения насилия в случае нарушения законов, защиты чести и достоинства отдельных граждан, общества в целом. При таких обстоятельствах, если для власти (как и для любой существующей структуры) сила становится средством достижения цели, она, в конечном счете, превращается в инструмент, с помощью которого оппозиция сбрасывает эту власть. Поэтому в современном мире политической становится тенденция к ненасильственных форм разрешения конфликтов.
Реалистичный подход. Его еще называют методом торга, или принудительно-переговорным. За такого подхода суть конфликта рассматривается как врожденное стремление человека к господству. Поскольку все господствовать не могут, происходит принуждение со стороны тех, кто властвует. Сторонники данного подхода понимают, что мира не может быть никогда, возможно только перемирие, которое долговременной стабильности не приносит, потому что происходит не решение, а временное урегулирование проблемы. Этот подход е актуальным учитывая противоречивые коллизии становления новых экономических отношений в Украине.
Идеалистический подход. Эффективный, когда между заинтересованными сторонами, независимо от состояния и статуса, установленные отношения, которые вполне соответствуют индивидуальным взглядам каждого. В основу положено признание того, что в настоящее время все стороны несут нежелательных потерь, но в то же время и все выиграют. Удовлетворение интересов происходит без явного или скрытого принуждения, что обеспечивает “самопідтримку” достигнутой ситуации. Много отечественных политиков конца 80-х - начале 90-х годов XX в. считали такой подход компромиссом, наилучшим способом разрешения конфликтов.
Интегративный подход. Предусматривает, что каждая из сторон, отказавшись от своих прежних целей и ценностей, находит новые, взаимоприемлемые. А поскольку выбор целей и средств их достижения теоретически безграничен, то обязательно найдется выбор неконфликтного характера.
Относительно поведения в конфликтной ситуации выделяют такие типы:
- прямое противоборство ли конкуренция;
- уклонение;
- приспособленчестве;
- уступки, сотрудничество.
Важную роль в урегулировании конфликта играет изучение принципов и стадий управления конфликтным процессом. Некоторые ученые среди стадий называют следующие: институционализация, интернационализация, рационализация.
В политологии существует разделение управления конфликтным процессом на этапы:
1. Институционализация - установление четкой процедуры урегулирования конфликта. Первоначальный конфликтный анализ должен получить дальнейшее развитие в решениях государственных органов и в нормативных актах.
2. Легітпимізація конфликта. На этом этапе следует проанализировать нормы и правила в форме законов, указов, протоколов, меморандумов.
3. Управление конфликтом - структурирование конфликтующих групп. На этом этапе важно не мешать, а помогать оформлению новых партий, движений и подобных организаций. Конечно, они станут конфликтной силой косвенно к групп, которые представляют другие интересы, но в то же время - и посредническими структурами, которые объединят индивидов в сообщества. Неорганизованные индивиды потенциально опаснее для конфликта, чем те, что принадлежат к организованных групп.
4. Последовательное ослабление конфликта благодаря переводу его на другой уровень. Для реализации данной процедуры используют шкалу, которая охватывает возможные уровни напряженности конфликтов в таких вариантах: “друг - союзник - партнер - партнер - соперник - противник” и др. Французский исследователь Же. Фове выделяет следующие уровни: “отношения сотрудничества - отношения противодействия - отношения противоречий - непримиримые отношения”. Американский политолог М. Амстутц включает в пространство конфликта такие этапы: напряженность - несогласие - соперничество - спор - вражда - агрессивность - война. Это необходимо для понимания, насколько реальным является редукция конфликта, а также для того, чтобы разместить на определенной шкале имеющийся спектр личностей или организаций и определить перспективу конфликтных отношений с ними.
Для решения конфликта существуют и специальные конфліктологічні процедуры: парламентские дебаты, в згоджувальні комиссии, гражданский, арбитражный, третейский суды, административный процесс, уголовное судопроизводство, конституционный суд.


Назад