Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

13.2. Теория политической стабильности, общественной интеграции и организации


Политическая стабильность, а особенно конфликты и напряжение - это круг вопросов, на которых в значительной степени сосредоточено внимание политологов. Если на Западе они широко освещались и легли в основу соответствующих политологических концепций, то в странах, где царили командно-административная система и тоталитарные режимы, эти проблемы замалчивались как несуществующие. Зато утвердились официальные идеологемы об «усилении классовой борьбы в процессе строительства “социализма”, “морально-политическое единство общества” и др. Однако именно здесь проблемы стабильности и конфликтов стали особенно жгучими, поскольку непосредственно связаны со сложными и неоднозначными процессами демократизации и в значительной степени решали их судьбу.
Стабильность выступает как характеристика состояния политической жизни внутри государства, а также в системе международных отношений. В этом разделе указанное явление рассматривается именно как состояние политической жизни внутри государства.
Независимо от существующего режима, важной функцией политического руководства является создание условий для нормального функционирования общественных институтов. Это предполагает более-менее стабильное состояние (лат.: stabilis - постоянство) общества, без потери способности к динамичности, адаптации к изменений внутренних и внешних условий его функционирования.
Стабильность касается всех сфер жизни. Это явление обусловлено структурированием общества - горизонтальной и вертикальной, его дифференциацией - образованием соответствующих общностей, социальных групп и слоев с присущими им интересами, отражением этих интересов различными политическими организациями. Речь идет по сути о интеграцию людей для достижения определенных целей, решения тех или иных задач на основе разделения труда и обязанностей, а следовательно, и соответствующего иерархической структуры.
Возможны различные подходы к анализу политической стабильности. В отличие от традиции, которая делала упор на изучении классовых противоречий как источника социальных изменений (при недостаточном внимании к вопросам функционирования общества, что уже сложилось), политология США и других стран Запада, акцентирует внимание не на выяснении природы конфликтов. Главное ее направление - сохранение стабильности и целостности общественной системы. Наука предполагает поиски путей сплочения общества, отдельных групп и индивидов на почве общих интересов и ценностей. Теория ставит своей целью изучение эволюционных изменений в общественных приоритетах и поведении, а не идеологическое расшатывание и взрыв общественных эмоций. Отсюда и соответствующие концепции. Так, согласно концепции «социальной интеграции», в основе стабильности лежит интеграция общества. Под последней понимается состояние связанности отдельных дифференцированных частей общества в целое, а также процессы, которые ведут к этому. Взгляды относительно факторов интеграции разные. Например, Е. Дюркгейм, Г. Вебер, В. Парето считали, что интеграция происходит на почве общих для всех членов общества ценностей и норм. Современные функционалисты, в частности Т. Парсонс, считают, что интеграция обеспечивается такими механизмами, как универсалистская правовая система, добровольные ассоциации, расширение прав членов общества и др.
Несколько иные подходы к выяснению стабильности вытекают из «социальной теории организации». В ее возникновении было два направления:
- Первый - рациональный - от Г. Михельса, Ф. Тейлора. Предусматривался подход к организации с позиций «социальной инженерии», конструирования ее в расчете на потребности производства.
- Второй - природный - от О. Конта. Отмечалось на саморегулирующихся свойствах организации как біопсихологічній популяции, на неформальных отношениях между работающими в организации, борьбе между ними за влияние, ресурсы и информацию.
Утвердился своеобразный синтез - неораціональний подход (П. Блау, Ф. Селзник, Г. Саймон и др.). Заимствовано у рационалистов концепцию опосередненої организационной структуры, задача которой поглощать дезорганізуючі воздействия внешней среды - рыночных колебаний политической конъюнктуры, дефектов правовой системы. В то же время предполагается, что приспособленность организаций к изменению условий в зависимости от процессов внутри самих организаций больше, чем от внешних факторов. В общем, поскольку реальностью считаются индивид и малая социальная группа, то именно они являются отправными социальной, в том числе политической стабильности.
Политическая стабильность - одна из сторон социальной стабильности, ее можно определить как такое состояние соотношение социальных групп и политических сил, при котором ни одна из них не может существенно изменить политическую систему в своих интересах, то есть обеспечивается ее статус-кво. Предполагается состояние относительного равновесия, сбалансированности общностей, социальных групп и политических институтов как субъектов властных отношений.
Сбалансированность осуществляется по линии как вертикальных, так и горизонтальных связей, ей присущи две черты:
- Первая характеризует саму политическую систему - равновесие ее составных частей, отношения и взаимодействие между ее институтами - организационными, нормативными и ценностно-идеологическими.
- Вторая касается взаимоотношений в целом политической системы с другими сторонами общественной жизни.
В этом случае субъектами отношений политической стабильности выступают, с одной стороны, разнообразные латентные политические силы, с другой - институты политической системы. Именно этот аспект политической стабильности наиболее сложный и несет в себе большой потенциал неустроенности.
Политическая стабильность имеет и другие аспекты. Она может характеризовать состояние внутри партий, других общественно-политических организаций и движений. Речь идет также о взаимоотношениях между различными элементами управленческих государственных структур.
Как отражение разнообразия общественной организации выступает политическая стабильность в системе межнациональных, межэтнических отношений. То же касается отношений между социальными классами, слоями. Политический характер имеют и межконфессиональные отношения. Следовательно, и здесь возможен состояние определенного равновесия различных сил.
Стабильность означает нормальное функционирование политической системы, всех ее институтов, отсутствие сбоев в механизмах государственной власти, ее достаточное авторитетность. Она проявляется также в исполнении законов и других правовых нормативных актов, использовании в отношении мирных, ненасильственных форм политической борьбы. Объективной стороной стабилизации и ее составной частью является отсутствие политического напряжения.
В субъективном плане состояние политического равновесия дает гражданам, которые не находятся в оппозиции к существующему строю, ощущение безопасности и покоя, своеобразного политического комфорта, уверенности в возможности удовлетворения своих потребностей и ожиданий. Те, кто находится в оппозиции, также имеют чувство защищенности законом. Политические ценности и установки более-менее устойчивые, отсутствует политическая агрессивность. В условиях политической стабильности уровень политической активности у большинства населения относительно невысок, поскольку первое место среди их приоритетов занимают не политические, а обычные, будничные потребности.
Характер политической стабильности определяется общественной системой и ее политическим режимам. При демократическом устройстве все механизмы власти направлены на достижение определенного равновесия социально-политических интересов, конечно, исходя из потребностей господствующих кругов. Формируется механизм саморегулирования, в том числе политических отношений. В этом механизме ведущая роль отводится государству, которая призвана регулировать всю систему общественной жизни для сохранения существующего строя. По сути существует механизм адаптации политической системы к изменению условий существования общества. Подразумевается совокупность определенных институтов, процессов и отношения, с помощью которых обеспечиваются наиболее оптимальные условия нормального функционирования политической системы, поддержки хотя бы минимального уровня ее жизнедеятельности на различных этапах развития. речь идет о разнообразные экономические, социально-политические, организационные, правовые, психологические и идеологические факторы развития политической системы, ее приспособления к изменяющейся среды.
Как свидетельствуют исследования американских политологов для стабильности большое значение имеет наличие или отсутствие сильного среднего класса. Поддерживая демократические партии, маргіналізуючи правые и левые экстремистские группы, средние слои в некоторой степени снимают социальную напряженность, а следовательно, упереджують политические конфликты.
К числу долгодействующих факторов можно отнести способность справляться с анархией, эффективное использование для укрепления существующего строя достижений научно-технической революции, хорошо отлаженный механизм периодического обновления, постоянной трансформации политической системы, отработанную систему поддержки социального, политического и идеологического баланса в рамках государственного и общественного строя. Они воплощаются в жизнь с помощью многопартийности, парламентской оппозиции, независимых средств массовой информации и других социально-политических амортизаторов.
Важную роль играет обеспечение политической преемственности. В широком смысле речь идет об способ замещения или передачи политической власти от одного індивідума, правительства или режима другим. В. Кольверт отмечает, что в более узком смысле преемственность соотносится с таким законодательное установленным процессом передачи власти, который дает возможность избежать кризисных ситуаций, возникающих в подобных случаях, и держать этот процесс под контролем.
Существующий порядок политической преемственности способствует стабилизации, а также адаптации политических систем, режимов к новым условиям. В. Кольверт отмечает, что способность политической системы или режима осуществлять последовательную и контролируемая передача власти является индикатором политической стабильности, а политическая преемственность - важная черта практической политики.
Поскольку демократическое общество является открытой системой, то оно способно относительно безболезненно приспосабливаться к изменениям во внутренней и внешней среде своего существования. Такая стабильность является динамичной, ее можно считать «живой», конструктивной. Она выступает условием самовоспроизводству демократических режимов.
Авторитарно-тоталитарным режимам также присуща своеобразная стабильность, о чем свидетельствует их существования в феноменально сложных условиях. Однако это устойчивость замкнутой системы, которая ориентирована на формирование «со-циально однородного общества». В отличие от же-регуляторов демократических режимов, основанных на признании оппозиции, игре различных политических сил, в целом плюралистических, саморегулирования командно-административных систем обеспечивается репрессивными методами, направленными на устранение любой существующей или потенциальной оппозиции, утверждении монизма однообразия во всех сферах жизни. Такая стабильность приводит к состояния застоя, политической и общей стагнации. То есть речь идет о стагнаційну стабильность. Она имеет неконструктивный характер, в конечном счете, как правило, заканчивается распадом социума, национальной катастрофой. Об этом свидетельствует не только судьба нацистской Германии. Видим, к которой острого кризиса, усиление экономического, политического и социального хаоса привел застой в бывшем СССР.
Конструктивная политическая стабильность не является абсолютной. Вообще слишком высокую степень устойчивости любой системы, в том числе политической, уменьшает ее жизнеспособность. Она может быть следствием жестокого сопротивления изменениям. Обратная сторона этого состояния - неспособность адаптироваться к змея, что приводит к гибели системы. Сказанное в полной мере касается тоталитарных режимов. Поэтому политический процесс включает в себя совершенствование политической системы, а следовательно, ее определенную коррекцию в соответствии с изменениями в экономике и других сферах общественной жизни. Поскольку такие изменения происходят эволюционно, без политических катаклизмов, то можно считать, что царит состояние политического равновесия, т.е. обеспечение оптимального соотношения преемственности (идентичности) и модификации, обусловленное действием внутренних и внешних импульсов.
С позиций структурного функционализма (Т. Парсонс, Г. Мертон и др.) такой стабильности достаточно. Она отвечает требованию устойчивого и «нормального» функционирования системы. Но по сути речь идет об оправдании и рационализацию существующего. Вне тем развитие политической жизни, его адекватность политическим интересам и требует качественных изменений как условия равновесия.
Нельзя не учитывать, что сама устойчивость политического равновесия может быть неодинакова в различных звеньях общественной организации. Так, при общем для общества состоянии стабильности, политического спокойствия вероятная ее отсутствие в жизни тех или иных политических партий, общественно-политических движений. Например, сейчас при общей политической стабильности в странах Запада острый кризис переживают некоторые коммунистические партии, в целом рабочее и коммунистическое движение. Или же парламентские баталии не нарушают в целом зрівноваженість политической жизни страны.
То же самое наблюдаем в пространстве властных отношений. При общей политической стабильности в государстве возможны локальные очаги, где бушуют политические страсти, острая политическая напряженность и нестабильность.
В основе зрівноваженості политических процессов лежат в конце концов социально-экономические факторы. Однако непосредственно это явление социально-психологическое, поскольку характеризует определенный баланс политических интересов различных социальных групп и сил. А именно состояние их относительного примирения, консенсуса. При определенных условиях эта сбалансированность отсутствует и возникает дестабільність. Таким образом, альтернативой относительно стабильности является нестабильность, а не конфликт. Последний при определенных условиях на соответствующей стадии обострения обуславливает нестабильность и является ее непосредственной причиной.


Назад