Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 8. Принцип системности


Принцип системности, как и любой другой дидактический принцип воплощает в себе определенную ряд требований к построению содержания обучения, к организации процесса обучения, к участников учебно-воспитательного процесса - учеников и учителя. В основе этих требований лежит понятие системы, в частности, ее функционально-морфологического строения.

Рассмотрим суть требований к организации содержания обучения. Одна из них заключается в том, что содержание учебного материала должен быть организован в систему. Однако известно, что каждая система характеризуется уровнем иерархии. Итак содержание материала должен иметь иерархическую структуру, представляя соответствующие системы знаний. Очевидно необходимо выбрать такой базовый уровень иерархии, который бы позволял легко переходить от системы этого уровня знаний к системам знаний как высшего, так и низшего уровней иерархии.

В практике встречается такая организация содержания, когда "работает" лишь один или два уровня: один - высокий, второй - низкий. Это затрудняет переход от одного уровня к другому, а затем, - в результате этих трудностей, фактически размывается каждый из них и система знаний как такое вообще теряется.

Как показывает анализ этого вопроса является необходимость выделять три уровня иерархии построения системы содержания обучения: уровень учебного предмета, это самый высокий уровень, уровень явления, или художественного произведения, химического элемента, географического региона и т.д. - это средний уровень, и, наконец, третий уровень иерархии - уровень понятие закона, теории. Процесс обучения строят так, что работают со средним уровнем иерархии, вместе с тем совершая переходы к системам знаний как нижнего, так и высшего уровней.

Поскольку содержание обучения представлены в учебнике, то иерархическое строение содержания должна иметь место в каждом из них. Однако, в практике это требование вообще не находит своего воплощения, даже в учебниках высокого качества. Для примера рассмотрим учебник по физике для девятого класса, автор которого І.Кікоїн. За ним работали ученики девятых классов советской школы в последние 15 лет. В учебнике заложена глубокая научная основа, предложено надлежащий математический и научно-физический уровень. Конечно, каждый учебник не без недостатков, однако учебник, о котором идет речь, показал свою добротность.

В начале учебника дано описание предметной (высокого) уровня иерархии системы знаний, раскрыта идея, вокруг которой строится весь курс физики в девятом классе - идея определения положения материальной точки в пространстве (она выполняет функцию системообразующего фактора системы знаний по механике). Далее идет развертывание этой идеи на уровне понятий, величин, законов и т.п. Однако впоследствии эта идея исчезает из поля зрения сегодня и учеников, ученики "закапываются" в деталях и предметный уровень системы знаний теряется, исчезает. В поле зрения учащихся остаются узкие, мелкие вопросы, связь между которыми они не всегда видят. Это приводит к тому, что в сознании учеников держится множество несвязанного материала, который просто отпугивает от себя. Поэтому все, или, по крайней мере, подавляющее большинство девятиклассников утверждала, что физика в девятом классе "тяжелая".

Как показал наш анализ построения этого учебника его структура не предусматривала системы знаний среднего уровня иерархии, что привело к тому, что ни одна из систем двух других уровней иерархии (высшего и низшего) не получила своего полного отражения, следовательно системы знаний обоих этих уровней как собственного достояния ученика не могли сформироваться.

Обучение должно протекать так, чтобы между функциями систем знаний всех уровней иерархии все время "работал" связь. Другими словами, связь между уровням и иерархии реализуется через связь между функциями этих трех систем знаний. Для примера рассмотрим курс электричества. Самый высокий, предметный уровень предусматривает изучение такой формы материи как электромагнитное поле. Оно передает взаимодействие между подвижными и неподвижными электрическими зарядами. Однако, электромагнитное поле - это взаимосвязанная совокупность двух составляющих: электрического и магнитного полей. Поэтому базовым уровнем системы знаний "Электрическое поле" и "Магнитное поле". их изучение создает надежную основу для усвоения системы знаний высшего уровня иерархии, то есть системы знаний об электромагнитном поле.

Система знаний третьего, понятийного уровня иерархии предусматривает усвоение характеристик поля, которые имеют свою структуру. Например, поле характеризуется напряженностью, которая имеет свой смысл, формулу для определения, единицы измерения, приборы и способы измерения, скалярно-векторный характер, которая связана с другими величинами, характеризующими это поле.

Между средним (явишним) и самым низким (понятийным) уровнем приходится выделять промежуточные уровни иерархии: уровень закона и уровень теории.

Мы сделали попытку указанный выше недостаток снять, создав свой собственный пособие "Физика-9", в котором базовой является система знаний "Физическое явление". Это средний уровень иерархии, который позволяет построить учебный процесс так, чтобы можно было легко осуществить переход как системы знаний нижнего уровня иерархии, так и к системе знаний высшего уровня.

Изучение, например, творчества писателя тоже должно иметь трехуровневую системную строение содержания. Базовым здесь является уровень основного художественного произведения этого писателя, выше - уровень жизненного и творческого пути, а ниже-уровень системы знаний о главного героя, или систему художественных средств, с помощью которых автор достигает реализации поставленной задачи.

В содержании обучения в рамках системы знаний каждого уровня иерархии должны быть выделены элементы этих систем, их системообразующие факторы, структуры, системные свойства, словом все функционально-морфологические компоненты системы.

Поскольку отсутствие системы знаний среднего уровня иерархии затрудняет установление связи между системами знаний самого низкого и высокого уровней иерархии, то из этого следует, что трехуровневая строение содержания учебника (содержания обучения) является обязательным требованием для формирования системности знаний у школьников. Заметим, что это требование является обязательным в первую очередь учебников для старших классов.

Блок-система иерархического построения содержания обучения имеет вид, показанный на рис . 2.

 2.2

Рис. 2.2. Блок-схема иерархического строения содержания учебника (содержания обучения):

 

1 - система знаний предметной уровня иерархии;

2 - система знаний среднего (базового) уровня иерархии;

3 - система знаний понятийного уровня иерархии.

Известно, что в границах своего уровня иерархии система знаний выполняет определенную функцию. Поэтому содержание системы знаний каждого из уровней иерархии должен отражать эту функцию.

Процесс обучения тоже должен представлять собой систему-это следующее требование принципа системности. Как это нужно понимать? Дело в том, что все функционально-морфолгічні компоненты системы знаний (как и любой системы вообще) между собой связаны и схема этой связи является неизменной, жесткой, а именно: сначала устанавливается уровень иерархии системы, затем ее функция, выбирается системообразующий фактор, далее - выделяются элементы системы, на основе анализа связей между этими элементами разрабатывается структура этой системы знаний и, наконец, устанавливается и осмысливается системная (емерджентна) свойство этой системы и оценивается ее реляційний влияние на элементы и структуру системы. В таком порядке и должно идти развертывания содержания обучения в процесс обучения, то есть наполнение конкретным содержанием каждого из функционально-морфологических компонентов системы.

Относительно требований к участникам учебно-воспитательного процесса, то они ограничиваются тем, что и ученики, и учитель должны знать функционально-морфологическую системную структуру и быть психологически готовы к ее использованию. Наконец принцип системности требует того, чтобы всеми возможными средствами учитель развивал системность мышления ученика, а это означает, что различные виды учебных действий (доказательства теоремы, развязывание упражнений, задач, разбор предложений, изучения произведения, явления, факта и т.д.) осуществлялось под углом зрения системной "призмы".



Назад