Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

14.4. Демократический политический режим


Понятие “демократия” многогранна. Его используют для обозначения типа политической культуры, определенных политических ценностей, политического режима. В узком смысле “демократия” имеет только политическую направленность, а в широком - это форма внутреннего устройства любой общественной организации.
Классическое определение демократии дал А. Линкольн:
Демократия - правление народа, избранное народом, для народа.
Характерной особенностью демократического политического режима является децентрализация, рассредоточение власти между гражданами государства с целью предоставления им возможности равномерного воздействия на функционирование властных органов.
Демократический режим - это форма организации общественно-политической жизни, основанного на принципах равноправия его членов, периодической выборности органов государственного управления и принятия решений в соответствии с волей большинства.
Основными признаками демократического политического режима являются:
- наличие конституции, которая закрепляет полномочия органов власти и управления, механизм их формирования;
- определен правовой статус личности на основе принципа равенства перед законом;
- разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную с определением функциональных прерогатив каждой из них;
- свободная деятельность политических и общественных организаций;
- обязательная выборность органов власти;
- разграничение государственной сферы и сферы гражданского общества;
- экономический и политический, идеологический плюрализм (запреты касаются лишь античеловеческих идеологий).
При демократии политические решения всегда альтернативные, законодательная процедура четкая и сбалансирована, а властные функции являются вспомогательными. Демократии свойственна смена лидеров. Лидерство может быть как индивидуальным, так и коллективным, но всегда имеет рациональный характер. Демократический режим характеризуют высокий уровень общественного самоуправления, преобладающий консенсус в отношениях между властью и обществом. Одним из главных принципов демократии является многопартийность. В политическом процессе всегда принимает участие и оппозиция, которая производит альтернативные политические программы и решения, выдвигает своих Претендентов на роль лидера. Главная функция оппозиции за демократического политического режима - определять альтернативные направления развития общества и составлять постоянную конкуренцию правящей элите. Сущностными признаками демократии является электоральные (лат. elector - избиратель) соревнования, возможность распределения интересов, нацеленность на консолидацию общества. При демократии государство функционирует ради граждан, а не наоборот, существуют условия для дальнейшего развития гражданского общества. Демократия и в политическом, и в общечеловеческом понимании е магистральным путем, своеобразным идеалом будущего развития общества и человеческой цивилизации в целом.
В зарубежной и отечественной политической науке много теорий и моделей демократического развития. В. Парето создал модель “элитарной” демократии, утверждая, что переход общества к индустриальной стадии развития требует создания специального профессионального управленческого аппарата, без которого демократия невозможна. Актуальность этой модели было доказано историческим развитием общества, а отвергнуто только в 40-50-х годах XX ст., когда в политической деятельности возобладал либерализм. Согласно плюралістичною теорией демократии (теорией заинтересованных групп). Бентли, любые группы, преследующие собственные интересы, влияют на власть, пытаясь достичь своих целей через политическую деятельность. Модель А. Бентли отвергли через опасность паралича власти и дестабилизации. Автор модели демократического элитаризму Г. Даль доказывал, что элиты сотрудничают между собой и определяют правильный способ решения конкретных проблем.
Идеал демократии в принципе недостижима, но необходимо найти форму политической жизни, которая обеспечила бы соревнование политических сил, возможность политического консенсуса.
Немало современных ученых связывают содержание демократии с элитами и доказывают, что демократия благодаря выборам должен дать дорогу самым достойным представителям элиты, должен оберегать общество от людей, которые долго находятся при власти, предотвращать чрезмерной концентрации власти. Некоторые из современных практических политиков активно критикует толкование демократии как власти народа, предостерегает от тотальной политизации общественного Организма, не сомневаясь, однако, что именно демократия постоянно поддерживает в среде правящей верхушки состояние поиска и самосовершенствования. Отдельные ученые (особенно в России) доказывают опасность возведение демократии к высшего идеала.
Перед странами, которые отдали предпочтение демократическому развитию, возникает много не только экономических, социальных и политических проблем. Прежде всего это проблемы модернизации политической системы, приспособления ее к функционированию в условиях демократии, создание демократических политических институтов, решения гуманитарных проблем, вхождение в международные политические организации и т.д. Модернизация - процесс постепенный и многогранный, ее задачей является поиск новых парадигм с целью мобилизации общества. Особенно важной является модернизация для переходных обществ, которые характеризуются творческим конструктивным недостатком идеалов; отсутствием консолидирующих общество личностей и лидеров; политической ситуацией, которая не работает на будущее. Сама демократия, как отмечает К. Гаджиев, не может восприниматься однозначно, особенно в переходный период. Достаточно подходящим является предупреждение А. Токвиля о том, что тирания большинства может быть еще более жестокой, чем тирания меньшинства, на что тоже следует учесть во время построения демократической модели общественного развития.
Среди проблем утверждения демократии, связанных с экономикой и политикой, - отставание инфраструктуры рыночной экономики от развития собственности. Именно демократия должна обеспечить легитимизацию рынке. Рынок и капитализм не могут быть самодостаточными условиями утверждения демократии. Примером этого является піночетівський режим в Чили. Соотношение понятий “либерализм” и “демократия” тоже неоднозначное. Либерализм предпочитает свободы человека перед равенством, а демократия - равенства перед волей.
Наиболее рационально понимать демократию как форму политической самоорганизации общества, что означает определенную дистанцию между государством и обществом. Она является не только техническим аспектом определенных реформ, но и шкалой ценностей, системой жизни, основные постулаты которого - равенство и права человека. При демократии нет места застоя, идеология не заступает демократические ценности, плюрализм является источником власти, обеспечен абсолютный примат суверенитета народа.
Конституция государства, что стала на путь демократии, должна выполнять три основные задачи:
- фиксировать определенную форму правления;
- закреплять и выражать согласие народа;
- регламентировать полномочия правительственных структур.
И самое главное - следует сначала осознать демократические ценности, а уже потом воплощать их в политической деятельности.
Чтобы стать демократом, человек, учитывая психологию, должен вырасти и социализироваться в демократической среде. В посттоталитарных странах демократические государственные институты (органы различных ветвей и уровней власти и управления, политические партии и т.д.) недостаточно интегрированы в общественный организм. Скажем, в Японии капитализация совмещенная с корпоративностью, поэтому японскую демократию иногда называют корпоративной. Именно сохранение традиционных ценностей японской ментальности позволило Японии эффективно справиться с задачами модернизации, стать одной из самых развитых демократических стран. То есть модель модернизации должна быть оригинальной для каждой страны. Для постсоветских стран особенно важным является отыскание способов органического сочетания правового государства, рыночной экономики и исторических традиций государственности. Демократия в современном понимании, призвана обеспечить оптимальное сочетание экономической эффективности, социальной справедливости, свободы предпринимательства, социального равенства и т.д. Важными являются стабилизация законодательства, легитимный распределение функций власти и формирования сильного центра (как политического, так и духовного), утверждение демократического политического сознания и культуры, переосмысление собственного опыта государственного строительства и т.д.


Назад