Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

15.1. Либерализм и неолиберализм.


Политическая идеология является одной из самых влиятельных форм политического сознания. Она реализуется в доктринах, которые оправдывают стремление определенных общественных сил до завоевания и использования власти и пытаются согласно этому подчинить общественное мнение. Каждая из политических доктрин не только содержит определенные политические ценности и ориентиры по оптимизации различных сфер общественной жизни, но и пытается пропагандировать свои цели и идеалы, требует целенаправленных действий граждан по достижению определенной цели.
Понятие “либерализма” попало к политического словаря в 30-40-х годах XIX в. Но его идейно-теоретическое корни и первые попытки практического воплощения (в Англии И США) достигают XVII-XVIII ст.
Либерализм (лат. liberalis - свободный) - политическое и идеологическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя, свободного предпринимательства и демократических свобод и ограничивает сферы деятельности государства.
Идейно-нравственное ядро классического либерализма сформировали такие положения:
- абсолютная ценность человеческой личности и равенство всех людей;
- автономия индивидуальной свободы;
- рационализация и благотворительность деятельности человека;
- признание невідчужуваності прав человека на жизнь, свободу, собственность;
- существование государства на основе общего консенсуса с целью сохранения и защиты естественных прав человека;
- договорный характер отношений между государством и индивидом;
- ограничение объема и сфер деятельности государства;
- защищенность от государственного вмешательства в личную жизнь человека и его свобода действий (в пределах закона) во всех сферах общественной жизни;
- утверждение высших истин разума в качестве ориентиров в выборе между добром и злом, порядком и анархией.
Исторически возникновение классического либерализма связано с появлением нового для феодального общества класса - буржуазии.
Однако в классическом либерализме свобода еще не вступала в драматические отношения с новыми капиталистическими отношениями. Она рассматривалась как равенство, как свобода для всех, а индивидуализм - как развитие и самовыражения личности.
Идеологом буржуазного либерализма Франции первой половины XIX в. был Бенжамен Констан (1767-1830), который считал, что свобода утверждается не через власть народа, а через независимость индивида от государственной власти. Свобода человека - это личное, гражданская свобода. Права гражданина существуют независимо от государственной власти. Политическая свобода, государство, по мнению Констана, является лишь средством обеспечения гражданской свободы. Власть, которая нарушает гражданскую свободу, превращается в тиранию, ликвидирует основы собственного существования. Отсюда вывод: политическая власть, кому бы она ни принадлежала - монарху, народу, - не может быть абсолютной. Пределы ее - в правах личности.
Английский мыслитель Иеремия Бентам (1748-1832) в произведениях “Принципы законодательства”, “Руководящие основы конституционного кодекса для всех государств” сформулировал теорию утилитаризма, взяв за основу принцип полезности.
Соответственно, действия человека мотивируются практической выгодой, тесно связанной с поиском удовольствия и избежанием страданий. Общее благо является совокупностью индивидуальных благ. В этом заключается главный закон социально-политической жизни. Личность (ее выгода и счастья) е целью, а государство - средством. И. Бентам отрицал революции, полагаясь на реформы. Задача государства усматривал в том, чтобы на основе принципа полезности обеспечить наибольшее счастье для наибольшего числа людей. Этой цели можно достичь через политику либерализма: свободное развитие частнособственнических отношений, демократизацию государственных институтов, обеспечения законности, подконтрольности деятельности должностных лиц.
Как политическое течение либерализм развивался не только в Западной Европе, США, но и в Российской империи, к которой входила Украина, что было обусловлено развитием капиталистического строя.
В последней трети XIX в. начал складываться новый тип либерализма - неолиберализм, или “социальный” либерализм (Дж. Гобсон, Т. Грин, Ф. Науман, Дж. Джеліотті, Дис. Дьюи и др.).
Неолиберализм (греч. neos - новый и лат. liberals - свободный) - современная политическая течение, вид традиционной либеральной идеологии и политики, сформировавшийся как отражение трансформации буржуазного общества от свободного предпринимательства к государственно-монополистического регулирования экономики, институализации новых форм государственного вмешательства в общественную жизнь.
Под названием “кейнсианство” (от имени английского экономиста Дж. Кейнса) постепенно утвердилось соответствующая система экономических взглядов, которая предусматривала усиление экономической и социальной роли государства. Архаичные принципы свободного рынка и свободной конкуренции, по мнению сторонников этой системы, вращаются нищетой и бесправием одних ради процветания и господства других. Реализация кейнсіанських принципов призвана смягчить, предупредить экономические кризисы или даже устранить их, а следовательно, укрепить капитализм. В соответствии без государства вообще невозможно обеспечить минимум политических прав для граждан. Отсюда требование сохранения за ней значительных регулирующих функций, признание закономерности существования профсоюзов. Концепция “государства благосостояния” обосновывала необходимость и возможность преодоления социальных конфликтов. В политической сфере провозглашалась идея “плюралистической демократии”, согласно неою политическая система - механический процесс уравновешивания конкурирующих групповых интересов. Неолиберализм исходит из необходимости партнерства между правительством, бизнесом и работой на всех уровнях хозяйственного механизма. В XX в. он обнаружил себя в “новом курсе” Ф. Рузвельта (США).
В 50-е годы XX в. отличилась социально-охранная функция доктрины современного либерализма, направленная на сохранение капитализма, реформирование его отдельных звеньев и институтов. Однако в конце 60-х - начале 70-х годов он потерял динамизм и способность оперативно откликаться на проблемы общества. Его вытеснил неоконсерватизм.
В середине 80-х годов неолиберализм снова начал крепнуть в борьбе с правоконсервативними и левыми течениями, в частности, была предпринята попытка переосмыслить характер отношений общества, государственно-политической системы и индивида, сформулировать концепцию “передового либерального общества” (В. Жискар Д'Эстен).
Неолиберализм является неоднородной течению. “Правое” крыло считает, что решение проблем современного общества возможно через создание правительства в соответствии с требованиями морали, выступает за “минимальную” государство, будучи в этом солидарен с консерваторами. “Левое” крыло, разделяя основные положения концепции “нового общества” Ф. Рузвельта, отрицает классовые противоречия, сводит их к конфликту между производством и потреблением. Главной считают не противоречие между богатыми и бедными, а между теми, кто пытается сохранить “индустриальное общество” и кто хочет двигаться вперед. Среди теоретиков этого крыла - Джеймс Гэлбрейт, известен как автор теории конвергенции, согласно которой интернационализация экономической, политической и культурной деятельности ведет к политического и социального сближения различных систем, а также и Дэниел Велл, который сформулировал основные принципы концепции “постиндустриального общества”.
Разновидностью либеральной теории постиндустриального общества является концепция информационного общества 3. Бжезинского и О. Тоффлера. Рассматривая общественное развитие как “смену стадий”, они акцентировали внимание на доминировании информационного сектора экономики.
В основе неолиберальных теорий фигурируют не столько проблемы собственности, сколько проблемы распределения и перераспределения национального дохода, структура социальных потребностей общества и способов их удовлетворения. Социализм, социальную справедливость неолибералы трактуют как общие гуманистические направления, которых очень трудно достичь, поскольку “природа человека” неизменна.
Ныне либеральный движение насчитывает до 110 партий; 60 из них объединены в Либеральный Интернационал, созданный в 1947 г. В Украине либерализм как политическая доктрина представлен группой различных либеральных партий и движений. Его сторонники выступают за формирование свободного рынка, обеспечение условий для различных форм экономической деятельности, развитие конкуренции.


Назад