Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

16.1. Сущность и разновидности современных альтернативных движений


Массовые движения, возникшие в капиталистических странах за последние полтора-два десятилетия, известные под наименованием альтернативных, зеленых и нетрадиционных. Они направлены на поиски новых экономических, политических, культурных форм организации жизни современного общества.
Целостная система альтернативных доктрин отсутствует. Однако их базовые идейно-политические принципы можно определить достаточно четко. Каркасом указанных доктрин является новая, постматеріальна система ценностей, которая переносит акцент с материальных благ и доходов как главной жизненной цели индивида в капиталистическом обществе на нематериальные потребности - самореализацию личности, участие в общественной жизни, признание со стороны общества и т.д. В соответствии основополагающими являются параметры «нового стиля жизни». Основной упор делается на обосновании необходимости изменения лицо существующего общества (капиталистического и социалистического), а также развивающегося мира путем выхода за его пределы, опираясь на новый тип производства и создания децентрализованных самоуправляющихся общественных структур.
Альтернативные движения не выступают от имени некоего класса, их социальная база довольно пестрая. Однако среди сторонников этих движений преобладают мужчины, а не женщины, одинокие, а не семейные, молодежь, жители городов. И все же при всей социальной неоднородности ядром этих движений новые средние слои. Именно это определяет их идеологическое лицо.
Возникновение альтернативных движений обусловлено несколькими факторами, а именно:
- разрушением традиционных ценностных ориентаций,
- отсутствием условий для саморазвития и самосовершенствования личности,
- тотальной угрозой естественным основам жизни,
- углублением неравенства между общественными группами и регионами.
В определенных аспектах альтернативізм является порождением острой идейно-духовного кризиса современного общества, ее сочетание с идейной кризисом консерватизма, либерализма и социализма.
Альтернативные доктрины резко дистанціонують от всего, что касается идеологии. Вместе с тем ідеологізується все то, что относится к сфере ценностей. Ценности, культура и идеология рассматриваются как причина кризисных явлений современного общества и как наиболее действенный способ его лечения. Продукты индустриального развития - ориентация на потребительство, массовая культура, стандартизация толкуются как факторы разрушения жизненных предпосылок развития личности.
При исследовании капиталистического строя альтернативісти опираются на выводы К. Маркса, Дж. Кейнса, Д. Лукача, Дж. Робинсона, Дж. Гэлбрейта. Однако основным идейным источником построения моделей общественного развития является наследие утопической мысли, прежде всего утопического социализма, политическая концепция екологизма и некоторые другие.
В отличие от «новых левых» альтернативные концепции меньшей степени направлены на слом социально-политических структур, а больше на трансформацию личности и общества. Используются утопические идеи:
- вера в добро, разум,
- надежда на педагогику,
- установки на счастье,
- преданность идее прогресса, который понимается преимущественно в контексте развития и самосовершенствования личности.
В полном объеме воспроизводятся утопические идеи коммунистического общества: справедливое распределение благ, свойственная общественному организму в целом и отдельным его элементам гармония единения человека с природой, непосредственное участие всех в принятии решений.
Как антибуржуазна утопия альтернативные доктрины имеют положительный потенциал, поскольку направлены на критику существующего строя. Их отправная точка - осознание опасности экологической катастрофы.
Основные принципы альтернативных взглядов на организацию общественной жизни такие:
- в сфере экономики - переход от задачи достижения материального благосостояния к цели материальной достаточности;
- в политической сфере - создание нового типа демократии, которая предусматривает децентрализацию власти и широкую политическую активность на массовом уровне;
- в сфере развития человека - необходимость совершенствования внутреннего мира. Распространена идея, согласно з. которой механизмы организации природы должны быть моделями организации общества, а социальная равновесие - и копией равновесия в природе.
В основе всех альтернативных доктрин лежит концепция «политической экологии». Она ставит целью обосновать необходимо объединение усилий, направленных на сохранение окружающей среды, с задачами демократического движения в борьбе против индустриального общества.
Марксова концепция отчуждения переносится на природу. Считается, что господство человека над природой оборачивается ее полным подчинением сложной технике. Поэтому борьба за новую технологию, способ производства является одновременно борьбой за справедливое общество и сохранения окружающей среды.
Предполагается ограничения экономического роста. Акцент делается на совершенствовании человека, его взаимоотношениях с природой. Выдвижение на первый план экологических задач означает поиск целей и ориентиров, способных конкретизировать постматеріальні ценности.
Непосредственной смысловым частью и выходным ссылкой альтернативных поисков является критика всего существующего как неістинного - то ли говорится об экономике, о политике, мораль, философию. При этом лейтмотивом является пересмотр существующей концепции прогресса. Речь идет об отказе от парадигм индустриальной эпохи, при которой центр деятельности человека переносится на стремление к материальным благам, а природа и гражданин рассматриваются лишь как источники доходов. Иногда производство товаров и услуг считается оптимальным путем достижения общественных целей. Указывается на опасность углубления научно-технической революции. С точки зрения альтернативістів, трансформация общества предусматривает создание принципиально новой картины мира и представление о человеческой природы. Она должна основываться на инициативе, психологізмі, религиозном опыте и отходе от западного материализма. Соответственно главный удар направлен против рационализации научных знаний и понимания общественного процесса. Снимается вопрос о классовое господство, эксплуатацию, классовую борьбу. Подчеркивается, что экологическое общество невозможно без радикального перераспределения богатств земли и средств производства на принципах децентрализации. В некоторых моделях, которые ориентируют на самообеспечение, отрицается рыночная система, как и государственное регулирование экономики. Высказывается мнение, что спасти человека может только отказ от стоимостных отношений в хозяйственной деятельности, постепенное расширение самообслуживания в пределах групповой самодеятельности (И. Ильич). Наряду с этим провозглашается необходимость «плюралистического компромисса» - сочетание альтернативной экономики с крупномасштабным современным производством.
Основа перестройки экономических и политических отношений - «демократия прямого участия». Она неотделима от таких политических принципов, как преодоление дискриминации, гарантия прав меньшинства.
Свобода провозглашается принципу социальной организации, который осуществляется на всех уровнях.
Утверждается лозунг «государство - минимум». Политическая цель видится в радикальном ограничении и деидеологизации власти. Отрицается представительная демократия как механизм отчуждения народа от власти, концентрации власти в руках элиты, социального и политического неравенства граждан.
В политическом плане центральная концепция «базисно-демократической политики», которая означает децентрализованную прямую демократию, предоставление преимущества решением базиса, широкой автономии и права на самоуправление децентрализованным объединением на местах. Речь идет о перераспределении власти, переход к общинной организации, которая основывается на полном самоуправлении.
В основе такого подхода - представления о нерушимую связь экономической и политической децентрализации. Не случайно в проектах, направленных в будущее, иногда отрицается политический масштаб государства-нации. Государственному устройству противопоставляется регионализация. На глобальном уровне речь идет о планете федераций, а не планетарную общность.
Итак, предполагается создать децентрализованное общество, которое бы состояло из мелких политических единиц. Это создало бы условия для прямого участия и контроля граждан во всех сферах общественной жизни. Одной из главных считается проблема равенства как социальной ценности. Однако подход к ней новый, нетрадиционный, в частности в том плане, что современное поколение, используя множество полезных ископаемых, дискриминирует будущие поколения. Трагического характера приобретает международная неравенство.
Универсальным средством оздоровления общества считается утверждение новых ценностей. Первой из них является личная подлинность. Подразумевается, что жизнь - это благо только при условии, что его содержание и стиль соответствуют склонностям и призванием человека. Второй ценностью считается самовизнання. В политике это означает право выбора, который бы диктовался исключительно сознательным стремлением к свободе и справедливости. Третья ценность - первичная коллективность, которая обеспечивает возврат к примату территориальных связей над социально-экономическими.
В целом альтернативные доктрины содержат в себе немалый гуманистический потенциал и уже поэтому не исключается рост их роли в будущем.
Альтернативные социальные идеи отражают стремление выйти за пределы традиционных идеологических систем и дать толкование новым социальным проблемам в конце нынешнего тысячелетия с позиций гуманизма через ведущее понятие «человек».
Носителями альтернативного мировоззрения выступают не классы, партии и социальные группы, а объединение единомышленников, которые образуются на основе их приверженности к определенным социальным ценностям.
К ним относятся:
- пацифисты (лат. «pacificus» - миротворний) - противники всевозможных войн, сторонники мира на Земле;
- феминисты - сторонники утверждения равноправия женщин и повышения их роли в социальной жизни;
- экологисты - лица, выступающие в защиту окружающей среды;
- сторонники развития альтернативных систем образования, демисифікації культуры и другие.
Альтернативные концепции и идеи - политические, экономические и этические - сводятся к нескольким обобщенных положений.
Исходным положением выступает тезис о бесперспективности индустриального общества, поскольку индустриальный тип развития неизбежно приводит к сращиванию крупного производства, образования политико-экономической «мегамашини», которая противостоит индивиду и в сочетании с разделением труда, что углубляется, ведет к отчуждению сущностных сил человека.
Теоретики альтернативных движений (Е.Шумахер, І.Ілліч, І.Штрассер) характеризуют современное общество как «систему», что является безликой централизованной структурой, которая лишает человека возможности самореализоваться и осознать собственные интересы.
При этом социальная природа «системы» отождествляется как с капитализмом, так и с социализмом (под ним подразумевается административно-командная модель общественного строя); они трактуются как две разновидности индустриального общества, ориентированы на максимизацию потребления за счет экономического роста. Такая «система» превращает человека не в цель, а средство экономического развития, поэтому она является аморальной и антигуманной.
Идея децентрализации является альтернативой современному социальному развитию; она имеет много аспектов и включает:
- разукрупнение, то есть конфликт с господствующей экономической моделью массового товарного производства;
- антиетсітизм, то есть конфликт с государством;
- самоуправление, то есть конфликт с механизмом представительной демократии;
- снятия отчуждения личности, неизбежного в больших социальных системах.
Суть предлагаемой альтернативы - общество, целью которого с свободное развитие личности. Альтернативщики формулируют главная задача на современном этапе движения к такого общества - это преодоление отчуждения человека в экономике, политике, культуре, частной жизни. Они исповедуют стратегию «малых дел» - внедрение «малых ниш» альтернативного образа жизни в существующий «большой социум». Все это является достаточно утопично, но стратегия «малых дел» представляет собой антипод радикализма в политических действиях, поскольку все формы политических акций альтернативщиков имеют ненасильственный характер.
Социальные движения альтернативииків руководствуются принципом «базисной демократии», что означает прямую децентрализованную демократию с ее постоянным контролем и выборными должностными лицами и возможностью их замінності. По своему содержанию «базисная демократия» не является новой, и все зависит от степени ее реализации.


Назад