Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

16.2. Фашизм и неофашизм


Фашизм (лат. fascio - пучок, связка) - идейно-политическое течение, что сформировалась на основе синтеза сущности нации как вечной и высшей реальности и догматизованого принципа социальной справедливости; экстремистский политическое движение, разновидность тоталитаризма.
Исторически фашизм сформировался на идеях расовой и национальной исключительности, антисемитизма. Как политическое течение полно реализовался в Италии времен правления Бенито Муссолини (1883-1945) и Германии по режима Адольф Гитлер (1889-1945).
В фашистской идеологии ценности демократии, либерализма ничего не стоят, потому что они, по мнению ее адептов, будоражат “древние инстинкты” человека. Через политическую конкуренцию, борьбу за власть демократия “тормозит единство нации”. Идеал общественного строя для фашизма - тоталитарное государство, недостатков лишена “либеральной демократии”, способна к всеобъемлющего контроля за лицом и обществом во имя единства и процветания “великой расы”, а также вести войну. Война делает нацию сильным и закаленным, предотвращает ее “гниение”. Каждое поколение должно иметь свою войну. Тот народ, который не сможет завоевать себе жизненное пространство, должен погибнуть, - заявлял Гитлер. Ибо “кто хочет жить, тот борется, а кто не хочет в этом мире бесконечно соревноваться, не заслуживает права на жизнь”.
Фашисты любой национальности формировали свою идеологию на основе национальной исключительности, мессианской роли своего народа. Политическая доктрина фашизма отрицала понятие “класс” и “классовая борьба”, для него главные понятия “раса”, “нация”, поскольку классы разъединяют высшем и вечную общность людей - нацию. Фашистское государство не признавала никаких прав рабочих, служащих, считала, что профсоюзы возмущают “стадные инстинкты” работающих. Поэтому в странах, где функционировали фашистские режимы, профессиональные союзы запрещались.
Ликвидируя парламентскую форму правления, фашизм, как свидетельствует история, не способен создать стабильную структуру. Бесславно упали фашистские режимы в Италии, Германии, Испании, других европейских странах. Позорно закончились послевоенные попытки “черных полковников” в Греции и “горилл” в Латинской Америке. Но как идеология он не исчез, а, приспособившись к новым историческим условиям, трансформировался в различные модификации неофашизма.
Неофашизм - разнообразные варианты воспроизведения элементов идеологии и политической практики фашизма, социальную базу которых составляют маргинальные слои населения.
Стержнем неофашистской идеологии является расизм как неотъемлемая составляющая фашизма, которая модифицировала гитлеровский расизм, отодвинув на задний план его тезис о превосходстве немцев над другими европейскими народами.
Определенный окрас характерен для неофашизма в США. Его идеологи выражают расистскую идею о “высокую” и “низкую” расы в таких концепциях, как “преимущество англосаксонской расы”, “расовая война”. Один из “теоретиков” американского неофашизма М. Рут главными преимуществами англосаксов считал “здоровое чувство неравенства”, “заостренную недоверие к демократии”; пролетариат и служащих определял как “две неполноценные массы людей, борющихся за привилегии, размножаясь, загрязняя планету”.
Идеологи неофашизма постоянно обращаются к истокам фашистской доктрины, пытаются выступать под лозунгом возрождения “настоящего”, “первоначального”, “чистого” фашизма, внешне відмежовуючись от его преступлений. Они охотно подхватили теорию “нового”, “гуманизированного” фашизма французского писателя М. Бардина, который трактует фашизм лишь как психологическую склонность людей к решительным действиям, независимо от социальных интересов. Утверждение, что человек - хищная и зла, неофашисты используют для оправдания военных преступлений фашистов. “Так было и так будет” - мотив их выступлений по этому поводу. Из пыли веков они извлекают примеры жестокости Атиллы, Чингисхана, Тимура, зверства древних властителей, чтобы реабилитировать гитлеровских преступников.
В западном обществоведении функционирует даже направление вайоленсологія - наука о насилии. Признавая, что насилие стало неотъемлемой частью современного образа жизни, идеологи неофашизма пытаются представить его как фаталистическую тенденцию, присущую как современной эпохе, так и обществу в целом, выискивая аргументы в генетике, психологии, чтобы довести идею о врожденности, біогенетичну природу феномена насилия, унаследованную человеком от своих предков из животного мира, что передается из поколения в поколение через гены.
Неофашисты рассматривают человека как ничтожество, которая не имеет самостоятельного значения. Этот неофашистских взгляд изложены в концепции Е. Анріха. Предоставляя мистического содержания положению о наследственности духовной жизни поколений, Анріх до “народного общества” включает не только живых людей определенной национальности, но и многочисленные поколения мертвых, воля которых якобы живая и направляет действия потомков. Эта целостность всех поколений народа, в том числе и давно умерших, воплощается, по Е. Анріхом, в государство. Поэтому государство, ссылаясь на “волю мертвых”, имеет право навязывать свои неоспоримые решение всем гражданам.
Неофашизм как политическое течение возник в 60-х годах XX ст.; тогда же сформировались его идеология и организационные структуры. С 70-х годов эти организации проводят общие слеты. 80-90-е годы отмечены активными попытками неофашистов координировать свои действия в международном масштабе.
Неофашистские организации действуют во всех странах Европы, Америки, большинство стран Азии, в Австралии и странах Африки. Резиденция всемирного координационного неофашистского центра - Всемирного союза нацистов - находится в США.
Человечество уже выработало мощные политические и правовые рычаги для борьбы с насилием, поэтому неофашизм как реакционная и идеологическое течение обречен на поражение.


Назад