Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

16.3. Анархизм как форма общества


Критиками политических доктрин либерализма кроме социалистов и коммунистов были и представители политических концепций анархизма, из-среди которых наиболее заметными являются фигуры М. Штірнера, П. Прудона, Г. Бакунина и Ж. Сореля.
Макс Штірнер (настоящее имя Каспар Шмидт) (1806-1856) выступал с крайних идеалистических и эгоистических позиций. Он называл себя "смертельным врагом государства", в которой есть только одна альтернатива: "она или я". Собственность для него лишь то, что в его власти. Следовательно, основное кредо М. Штірнера: "Для меня нет ничего выше Меня".
Пьер Жозеф Прудон (1809-1865), депутат Национального собрания Франции, отрицал любую государственность как основное общественное зло, не одобрял идею классовой борьбы, а важнейшим условием свободы личности считал мелкую собственность. Его идеал - общественная ассоциация мелких собственников, которые бы имели равное по размерам собственность. П. Прудон отрицал коммунистическое и капиталистическое общество, отстаивая "третью форму общества" как синтез общности и собственности. Это идеальное состояние он и называл анархией.
По мнению П. Прудона, надо свергнуть буржуазную государство, ликвидировать центризм и общенациональную власть, заменив их федерацией самостоятельных территориальных единиц на основе соглашений между ними. Такие территориальные единицы могут образовывать любые группы населения: расы, национальности, города и т.д.
Организация общества на принципах коммунального устройства должна иметь "аполитичен" характер и не предусматривать разделения на обладателей и подчиненных. А вместо политики должно появиться научная организация общества, где законодательная власть должна принадлежать ума, а исполнительная - народа как охраннику закона. Именно поэтому П. Прудон писал о "научный социализм", который должен победить ненасильственным путем при условии становления рабочего класса как движущей силы прогресса.
Российский теоретик анархизма Михаил Бакунин (1814-1876) призвал к полному уничтожению государства, церкви и частной собственности, установление "коллективной и невидимой диктатуры", создание комитетов общественного спасения. Основные положения его концепции изложены в произведении "Государственность и анархия" (1873). Пытался воплотить свои идеи в жизнь, принимая участие в нескольких вооруженных восстаниях, а на склоне лет убедился в утопичности своих идей.
Французский анархист Жорж Сорель (1847-1922), увлекшись марксизмом, постепенно перешел к его критики. Сформулировал политическую доктрину синдикалізму (от фр. sуndісаt - профсоюз) и стал признанным лидером и идеологом одноименного движения, сотрудничая с Всеобщей конфедерацией труда, основанной 1895 г.
Он отрицал демократию, парламентаризм, социализм - все, что имело отпечаток государственности, считал, что после смерти К. Маркса и Ф. Энгельса и утверждение либеральной демократии марксизм находится в кризисном состоянии, а преемники К. Маркса и Ф. Энгельса исказили их учение. Главным методом революционной борьбы считал насилие, средством перманентной мобилизации масс - всеобщая забастовка, фактором объединения их - революционные мифы, энтузиазм, новую революционную мораль. Однако результаты Октябрьской революции в России сделали его пессимистом. А в историю Же. Сорель вошел как основатель доктрины анархо-синдикалізму, с которой, бесспорно, надо ознакомиться, чтобы иметь представление об полный спектр и эволюцию политической мысли мира.
Напоследок отметим, что анархизм является совокупностью довольно разноцветных политических течений, настроений и ориентаций, которые существенно влияют на политические процессы, особенно в переломные моменты истории. Анархические течения и связанная с ними практика основываются на культе индивидуалистического бунтарства.
Однако анархизм вообще не способен к масштабных политических действий, не говоря уже о длительное осуществления власти в обществе.
Основными принципиальными и неизлечимыми недостатками анархизма есть такие:
- размытость представлений будущего общества, к которому призывают анархисты;
- неумение организовывать свои действия и управлять ими в соответствии с условиями, динамично изменяются;
- наличие острых противоречий внутри анархических течений, что обескровливает их и делает нереальным достижения их политических целей.
Однако социальное и политическое неравенство, бюрократизм, ограничения социального поведения постоянно создают почву для желание перераспределения имущества и тоски по индивидуальной свободой.


Назад