Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

17.2. Социально-этнические общности: народ, этнос, нация


 
При выяснении сущности этнонациональных отношений чаще всего употребляют понятия, связанные с их развитием: «народ», «нация», «этнос». Нередко их трактуют как синонимы, хотя они имеют существенные отличия. Так, етнологічно «народ» и «нация» - идентичные понятия, определяющие биологическое происхождение группы людей, но в социально-политическом аспекте они не являются тождественными.
Народ - биологическое единство, группа, объединенная кровными, биологическими связями.
Схематически диалектику его формирования можно смоделировать следующим образом:
- из семьи выросла семья,
- из семьи - род,
- род превратился в племя,
- племя - народ.
В результате длительного сосуществования племена смешивались. Ученые доказали, например, что:
- французский народ - следствие смешения римлян, кельтов и германцев;
- украинский - славянских и тюркских племен Киевской Руси;
- благодаря смешению славян, угро-финских племен, гуннов, монголов и татар поставь русский (московский) народ.
И сущность народа не исчерпывается биологическим происхождением, поскольку он живет в определенном пространстве. Именно пространство как место постоянной оседлости народа является очень важным фактором его существования. Люди издавна были связаны природой, пространством, который для них был близким, родным, а всякий другой - чужим. Коллективными усилиями народа облаштовувалася определенная территория. Рождалось понятие «родина». До этого примкнул еще один важный компонент - язык. С ее помощью люди общались между собой, благодаря ей начиналось духовную жизнь народа. Каждое социальное явление - это явление народное: народная культура, народное искусство, народная религия и т.д.
Если народы существовали с давних давен, то нации выкристаллизовались лишь в XVII-XVIII ст. (немцы стали нацией в XIX ст.). В отличие от народа, нация не является творением природы, а рождается исторически. Конечно, сложно установить, когда народ исторически становится нацией. Процесс перерастания народа в нацию - это медленная кристаллизация национального сознания, сохранение своего этноса перед сокрушительными силами извне. Итак, нация формируется с этноса.
Этнос - устойчивая совокупность людей, которая относится к определенному народа, проживающего на определенной территории или в составе другого народа и сохраняет свою культуру, быт, языковые и психологические особенности.
Этнос формируется в основном на основе единства территории и экономической жизни, но в процессе исторического развития многие этносы теряют общность территории. Например, украинцы живут сейчас во многих странах ближнего и дальнего зарубежья. Там они образуют этнические группы (национальные меньшинства), относящихся к единой нации определенной страны.
Согласно данным переписи общая численность наличного населения Украины по состоянию на 5 декабря 2001 года, по уточненным данным Всеукраинской переписи населения, составляла 48 млн. 457 тыс. человек, что на 3 млн. меньше, чем в соответствии с переписью 1989 года.
По результатам Всеукраинской переписи населения, численность мужчин составила 22 млн. 441 тыс. человек (46,3%), женщин - 26 млн. 16 тыс. человек (53,7%).
Данные по наиболее многочисленных национальностей, проживающих в Украине, приведены в таблице.
 
К-ть,
тыс. человек
В% к итогу
2001 г. в% к 1989 г.
2001 г.
1989 г.
Украинцы
37541,7
77,8
72,7
100,3
Россияне
8334,1
17,3
22,1
73,4
Белорусы
275,8
0,6
0,9
62,7
Молдаване
258,6
0,5
0,6
79.7
Крымские татары
248,2
0,5
0,0
в 5,3 г. б.
Болгары
204,6
0,4
0.5
87,5
Венгры
156,6
0,3
0,4
96,0
Румыны
151,0
0,3
0,3
112,0
Поляки
144,1
0,3
0,4
65,8
Евреи
103,6
0,2
0,9
21,3
Армяне
99,9
0,2
0,1
в 1,8 г. б.
Греки
91,5
0,2
0,2
92,9
Татары
73,3
0,2
0,2
84,4
Цыгане
47,6
0,1
0,1
99,3
Азербайджанцы
45,2
0,1
0,0
122,2
Грузины
34,2
0,1
0.0
145,3
Немцы
33,3
0,1
0,1
88,0
Гагаузы
31,9
0,1
0,1
99,9
Другие национальности
177,1
0,4
0,4
83,9

В национальном составе населения Украины подавляющее большинство украинцев, численность которых составляет 37541,7 тыс. человек, или 77,8% от общего количества населения. За годы, прошедшие после переписи населения 1989 года, численность украинцев возросла на 0,3%, а их удельный вес среди жителей Украины - на 5,1 процентных пункта.
Второе место по численности занимают россияне. Их численность по сравнению с переписью 1989 года, уменьшилась на 26,6% и насчитывала на дату переписи 8334,1 тыс. человек. Удельный вес россиян в общей численности населения уменьшился на 4,8 процентных пункта и составил 17,3%.
По переписи 1989 года в Украине существенно возросло количество только крымских татар, румын, армян, грузин и азербайджанцев. Количество армян, грузин и азербайджанцев резко возросло в областях Юга и Востока Украины. Количество румын выросла в местностях их этнического расселения.
Количество украинцев, венгров, ромов (цыган) и гагаузов фактически осталась такой же.
Тогда как рост числа крымских татар, армян, грузин и азербайджанцев объясняется, прежде всего, миграционными процессами, то рост количества румын объясняется изменением национальной самоидентификации части молдаван Украины, которые начали считать себя румынами.
Этим же фактором обусловлен и факт неизменности количества тех, кто записался украинцем во время переписи 2001 года по сравнению с переписью 1989 года, несмотря на то, что население Украины за это время уменьшилось на 3 миллиона, и совершенно исключается, что этот процесс уменьшения населения не мог не заторкнути украинцев.
Учитывая то, что за последние десятилетия не было значительных миграционных потоков, которые могли бы радикально уменьшить количество русских в Украине, уменьшение их «переписной» количества предопределяется, прежде всего, изменением самоидентификации тех, кого во время переписи 1989 года записали этническими русскими.
Больше всего уменьшилось количество таких этнических групп, как евреи, белорусы и поляки. Если у евреев этот процесс обусловлен эмиграцией, то у белорусов и поляков - прежде всего быстрой ассимиляцией, которая объясняется слабостью этнической самоидентификации этих групп и спорідненістюоточуючого этнического среды.
По этническому составу можно выделить несколько групп областей в Украине:
Фактически моноетнічні области (количество украинцев от 90% до 98%):
Винницкая, Волынская, Житомирская, Ивано-Франковская, Киевская, Кировоградская, Львовская, Полтавская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая, Черкасская, Черниговская области, а также Сумская область, где украинцев около 89%.
Регионы Центральной и Южной Украины относительной этнической однородности:
Город Киев (82% украинцев, 13% россиян); Николаевская (82% украинцев и 14% россиян); Херсонская (82% украинцев и 14% россиян) и Днепропетровская области (украинцев 79,3%; россиян 17,6%).
Области Южной и Восточной Украины, где доля русских составляет около 25%:
Запорожская (71% украинцев, 25% россиян) и Харьковская области (70,7% украинцев, 25,6% россиян).
Области Востока Украины, где доля россиян больше треть населения:
Донецкая (58% украинцев, 38% россиян) и Луганская области (58% украинцев, 39% россиян).
Крым и Севастополь, где численно доминируют россияне:
Крым (58,3% россиян; 24,3% украинцев; 12% крымских татар); город Севастополь (71,6% россиян; 22,4% украинцев).
Полиэтнические области Западного региона:
Черновицкая (75% украинцев, 20% румын и молдаван) и Закарпатская области (80% украинцев и 12 венгров).
Полиэтническая область Юга Украины:
Одесская (63% украинцев, 21% россиян, 6% болгар, 5% молдаван).
Языковой состав населения Украины - это показатель, в реальном состоянии которого возможны значительные отклонения в сравнении с данными переписи. Так, в частности, возможное занижение количества граждан, которые считают русский язык родным на Западе Украины и занижение количества граждан, которые считают русский язык родным на Востоке Украины и в Крыму. Это обусловлено, прежде всего, установками интервьюеров, которые проводили перепись в этих регионах Украины. Языковой состав населения Украины по данным Всеукраинской переписи населения, характеризовался такими данными: украинский язык считали родным 67,5% населения Украины, что на 2,8 процентных пункта больше, чем по данным переписи 1989 года. Русский язык определили как родной 29,6% населения, по сравнению с предыдущей переписью населения этот показатель снизился на 3,2 процентных пункта. Удельный вес других языков, указанных как родной, за период между переписями увеличилась на 0,4 процентных пункта и составила 2,9%. Язык своей национальности считали родным 85,2% украинцев и 95,9% россиян. Наиболее склонны считать родным языком язык своей национальности русские, венгры, крымские татары и румыны. Наименее склонны считать родным языком язык своей национальности евреи, греки, поляки и белорусы.
За пределами Украины проживают украинцев: в России - 4,4 млн. (2,9% от всего населения); в Казахстане - 0,9 млн. (5,4% от всего населения); в Молдове - 0,6 млн. (13,8% от всего населения); в Белоруссии - 0,3 млн. (2,9% от всего населения). Сегодня в Украине проживают представители 127 этнических общностей.
Нация - это объединение людей, которое образуется на основе определенного этноса, к которому присоединяются представители других этносов, живущих на определенной территории и связаны между собой определенным типом социально-экономических отношений.
Так, во Франции живут французы, британцы, фламандцы, немцы, баски, корсиканцы; в Англии - англичане, шотландцы, ирландцы, валлийцы. Все они отдельно «народы-этносы». А все вместе являются представителями французского или английского (государственной) нации, поскольку нация - это совокупность граждан страны. И самое четкое этот процесс прослеживается на примере современных США, где из иммигрантов различного этнического и расового происхождения сформирована единая американскую нацию. В каждой из названных стран живут также украинцы, которые, с позиции этих государств, - американцы, англичане, французы украинского происхождения, хотя субъективно (этнически) эти люди считают себя представителями украинской нации.
Итак, существуют два понятия нации:
Первое: это нация-государство, которое с этносом не имеет ничего общего.
Второе: нация, как народ, этнос, который перерос в нацию.
В первом случае к нации принадлежат все, кто являются гражданами государства (а не только граждане, которые составляют этническое большинство). Во втором - к нации принадлежат только все родственные с определенным этносом (так, к украинской нации принадлежат только украинцы, но никогда - поляки, евреи, немцы, даже если бы они были бы гражданами Украины). Итак, нация-этнос может существовать в своем государстве, может быть розкиданою по разных государствах (диаспора) или жить в чужой национальном государстве. Например, к немецкой нации-этноса принадлежат немцы из Германии, Австрии, Швейцарии, России, Украины. В еврейской - евреи во всем мире.
В современных условиях вершиной развития социально-этнической общности является нация. В определении нации до сих пор распространено сталинское толкование: общность людей, которая имеет общие язык, территорию, культуру; единство экономических, социально-политических и духовных интересов. Однако многие политологи утверждают, что язык, территория, хозяйственные связи и культура является не признакам нации, а благоприятными условиями ее формирования и развития. А этнос становится нацией только тогда, когда у него возникает устойчивая потребность в политическом, культурном, экономическом, психологическом самоопределении.
Нация - политически, государственно организованный народ.
Подобные взгляды на сущность нации высказывал М. Бердяев, утверждая, что бытие нации не определяется и не исчерпывается ни языком, ни религией, ни территорией, ни государственным суверенитетом, хотя эти признаки и существенные для национального жизни. Правы те, кто определяет нацию как единство исторической судьбы. Осознание этого единства является национальным сознанием. Нация - вечно живой субъект исторического процесса. Государственность, по мнению М. Бердяева, не является признаком нации. Но будь-яка нация стремится создать свое государство, укрепить ее. Это - здоровый инстинкт нации.
Национальная идея - своеобразный путеводитель для нации.
И. Франко отмечал смысле практической политической деятельности в деле реализации национальных идеалов. «Всякий идеал, - подчеркивал он, - это синтеза желаний, потребностей и соревнований... Такие идеалы могут возникать, могут зажигать сердца широких кругов людей, вести людей к наибольших усилий, до самых тяжелых жертв, добавлять им силы в самых страшных муках и терпениях... Для украинцев таким идеалом должна стать самостоятельная независимая Украина».
М. Грушевский считал, что стержнем украинской идеи было признание неотъемлемого права украинского народа на самоопределение и поиск его оптимальных форм. «Наш край большой и богатый, один из лучших стран в мире, созданный для развития большого экономически сильного государства. Украинский народ полный большой жизненной силы, энергии, способный, выносливый, высоко способен к организации, к общественной солидарности».
За тоталитаризма сложился негативный стереотип украинской национальной идеи. На протяжении семи десятилетий национальную идею официально признавали реакционной, нации разделяли на «буржуазные» и «социалистические», национализм квалифицировали как «буржуазный», а, следовательно, реакционный. Национальную идею провозглашали несовместимой с интернационализмом, что фактически была политикой русификации. Длительное время в теории и на практике предпочитали интернациональном перед национальным; уничтожение национального гнета связывали с развертыванием мировой революции, предполагающее реализацию наставления К. Маркса: «Вместе с антагонизмом классов упадет и антагонизм наций». Однако мировой опыт свидетельствует, что приемлемой концепция интернационализма может быть при условии, если она основывается на признании национальных ценностей и интересов каждого народа, их диалектического синтеза с национальными. Следовательно, сущность интернационализма заключается не в покорении национальных интересов интернациональным, а в их согласовании.
В тесной связи с национальной идеей находится проблема национализма, которую изучают специальные науки: этнополитология и этносоциология. Они рассматривают национализм не только как негативное явление, но и как природный закономерный движение народа на защиту и утверждение собственной самобытности. В таком понимании национализм является основополагающим политическим принципом государственного устройства большинстве стран мира. Поэтому с национализмом как принципом политического устройства не стоит бороться, поскольку такая борьба бесперспективное.
Будь-яка государство допускает ошибки, отрицая национальную идею, свой идеал или не предоставляя им должного значения. В современных исторических условиях для Украины в социально-национальном смысле чрезвычайно важными являются следующие задачи:
- выработка форм и средств стимулирования политической активности украинского народа, содействие духовному обновлению общества;
- осуществление глубинных государственных процессов, утверждение и распространение в украинском обществе авторитета и популярности государственнической идеи;
- выработка целостной системы ценностных ориентаций общества.
Национальная идея, с одной стороны, должна направлять нации на самоопределение, а с другой - оставить ее в пределах общечеловеческой общности, утверждать в жизни общечеловеческие ценности, бороться за социальную справедливость.
Национализм существует и как идеология, означая фанатичную любовь к своей нации-этноса, сочетаемую с пренебрежительными чувствами других национальностей, что является негативным явлением и и реакционным. Когда национализм перерастает в государственную идеологию и политику, то это - нацизм, фашизм.
Национализм - явление многогранное и многолика. Он и имеет как положительные, так и отрицательные аспекты.
К положительным относятся:
- национальное самосознание,
- национальная гордость,
- национальный позор (что дает возможность самоочищаться),
- стремление к национального саморазвития, равноправия.
К негативным:
- признание национальной исключительности,
- противопоставление другим нациям,
- стремление обеспечить преимущества своей нации за счет интересов других народов,
- национальный нигилизм,
 
- поиск виновных в жизненных трудностях.


Назад