Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

17.3. Этнонациональные отношения и проблемы национальной политики


Проблема этнонациональных отношений занимает одно из первых мест среди проблем современности. Под ее натиском распалось много империй, а в конце XX ст. - СССР и Югославия. Национальный вопрос остается сложной внутренней проблемой в Великобритании (Ольстер), Бельгии (фламандсько-валлонская конфликт), Канаде (англо-канадский и франко-канадский конфликты), в США (негритянское, мексиканское, кубинское вопрос) и др. Сам факт существования более 2000 национально-этнических общностей свидетельствует о наличии особого типа социальных отношений, которые характеризуются как отношения национальные (межнациональные).
Этнонациональные отношения - отношения между субъектами национально-этнического развития - нациями, народностями, национальными группами и их государственными образованиями.
Эти отношения бывают трех типов:
1) равноправны;
2) отношения господства и подчинения;
3) отношения, которые предполагают уничтожение других субъектов.
В этнонациональных отношениях отражена совокупность социальных отношений. Определяющее влияние на них оказывают экономические и политические факторы, причем политические чаще становятся ключевыми, решающими. Это обусловлено прежде всего значением государства как важного фактора развития нации.
Жизнь подтверждает, что этнонациональные отношения - это прочный сплав национального и политического.
Главными проблемами в этнонациональных отношениях являются:
- проблемы равноправия и подчиненности;
- неравенства экономического и культурного развития;
- межнациональной розни;
- раздора, недоверия и подозрения на национальной почве.
Политические аспекты этнонациональных отношений проявляются в:
- равноправия наций;
- соотношении национальных и межнациональных интересов;
- национальном самоопределении, выборе оптимального национально-государственного устройства народов;
- подготовке и представительстве национальных кадров в структурах власти;
- деятельности национальных движений, партий и общественно-политических организаций;
- деятельности международных организаций по урегулированию межнациональных конфликтов;
- взаимосвязь между национальными элитами;
- свободному развитию национальных культур и языков;
- формировании политической культуры межнационального общения, политических традиций народов.
По этнонациональных отношений необходимо различать два аспекта: загальноісторичний и конкретно-исторический. Так, известно, что Октябрьские события 1917 г. способствовали решению многих аспектов национального вопроса в Российской империи. Однако вывод, что якобы в СССР в 60-е годы было полностью решен национальный вопрос, был преждевременным. Объединение Германии также считают окончательным решением немецкого национального вопроса. Такое утверждение тоже необоснованное с позиций загальноісторичного развития, поскольку сущность национального вопроса заключается в том, чтобы нация не только самовизначилась, но и дала возможность равномерно и свободно развиваться всем сообществам. Именно в этом смысле национальный вопрос будет существовать всегда, потому что с точки зрения диалектики не может быть полного и окончательного его решения. Следовательно, национальный вопрос всегда имеет конкретно-исторический смысл, охватывающая совокупность национальных проблем на данном этапе развития страны. А конкретные обстоятельства всегда требуют от государства определенной национальной политики.
Национальная политика - научно обоснованная система мероприятий, направленная на реализацию национальных интересов, разрешение противоречий в сфере этнонациональных отношений.
В бывшем СССР национальная политика осуществлялась без должного анализа противоречий, порожденных расхождением интересов в разных народов-этносов, без учета материальных условий для их решения, что привело к краху Советского Союза как федеративного государства.
Міжетнонаціональний конфликт может возникнуть проблемы:
- вызванные отношениями национального неравенства, разделением наций на привилегированные и непривілейовані, на великодержавные и подавлены;
- порожденные разным уровнем экономического и культурного развития наций;
- порожденные национальной недоверием, раздорами и подозрениями на национальной почве.
Поскольку национальная политика в первую очередь направлена на предвидение и разрешения противоречий в сфере этнонациональных отношений, современные политологи и социологи постоянно осуществляют теоретические исследования (особенно в многонациональных государствах), которые дают возможность определить (преимущественно на примере СССР) основные сферы возникновения противоречий и конфликтов, связанных с национальными проблемами:
1. Отношения между центральными органами и республиками (землями, штатами, кантонами). Например, только на последнем этапе существования СССР законодательные акты, принятые высшими органами Литвы, Латвии, Эстонии, Азербайджана и Армении, были отменены или признаны недействительными в Москве. А республики игнорировали союзные постановления, документы. Подобная ситуация прослеживается в отношениях Квебеке с канадским центральным правительством, Северной Ирландии - с-английским.
2. Отношения между союзными и автономными республиками) (штатами, кантонами). В бывшем СССР национальные проблемы привели к обострению отношений между Азербайджаном и Арменией, Узбекистаном и Кыргызстаном, Россией и Украиной. Напряженность в отношениях Азербайджана и Армении переросла в настоящую войну.
3. Отношения внутри союзных республик. В постсоветских республиках наибольшей остроты противоречия достигли в Азербайджане (Нагорный Карабах), Таджикистане (гражданская война), Грузии (Южная Осетия, Абхазия), Молдове (Приднестровье), России (Чечня), Украине (Крым). Преодоление этих проблем возможно лишь при условии обеспечения права всех народов на выбор формы национальной государственности в соответствии с реальных возможностей каждого этноса. Этим правом воспользовались в Нагорном Карабахе и Южной Осетии, проголосовав на референдумах за свою независимость.
4. Проблемы национальных групп в республиках (в штатах), а также национальностей, которые не имеют собственных национально-государственных образований. Это касается прежде всего россиян, проживающих за пределами России (25 млн.). Остро встала проблема российских немцев (более 2 млн.), которых сталинский режим огульно обвинил в поддержке фашистской Германии и применил к ним массовые репрессии, ликвидировав национальную автономию. Хотя обвинения были сняты 1964, p. однако в целом проблема российских немцев остается нерешенной. Продолжается массовый выезд немцев в ФРГ. В сложной национально-государственной структуре Российской Федерации существуют и другие национальные трения: в Башкортостане - между башкирами и татарами; Татарстане - между татарами и чувашами; Дагестане - между аварцями, кумиками и лезгинами, Северной Осетии - между осетинами и ингушами.
5. Проблемы разделенных народов. Например, азербайджанцы (Азербайджан - Иран), таджики (Таджикистан - Афганистан); курды (Турция - Ирак - Иран); корейцы (север - юг) и др.
Принципами решения этих конфликтов является:
- демократизм, основанный на праве наций на самоопределение и учете национальных интересов;
- компромисс и диалог сторон с учетом реальной этнонациональной ситуации, соотношение сил;
- равноправие всех наций и народностей независимо от численности и уровня развития;
- непримиримость к любым проявлениям национализма, шовинизма и сепаратизма;
- общность исторической судьбы народов, обеспечения целостности государства.
Все эти противоречия могут решаться или обостряться, перерастать в конфликты в процессе проведения определенной национальной политики. Мировая практика выработала лишь один - демократический - способ урегулирования межнациональных отношений, который предусматривает обеспечение свободного волеизъявления наций, реализацию их законных прав на жизнь, отношения с другими нациями на основе равенства. Речь идет о предоставлении полной свободы нациям для установления ими экономических, политических, культурных и других отношений, а следовательно, о праве напиток на самоопределение, которое тесно связано с реализацией прав человека. Права и свободы человека и право народов на самоопределение взаимообусловлены. Сейчас право нации на самоопределение - один из важных принципов отношений между народами и нациями. Даже больше, самоопределение является общепризнанной основополагающей нормой международного права, обязательным для всех без исключения государств. Это зафиксировано и в документах ООН (вторая статья Устава). В этом документе отмечается:
- правомерности борьбы народов за достижение политической независимости и создание своей государственности;
- свобода народа или нации без вмешательства извне в ее политический статус;
- необходимость предотвращения вооруженного вмешательства в дела государств, которые стали на путь самостоятельного развития;
- запрещаются акты политической, идеологической, экономической агрессии.


Назад