Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

17.5. Этнонациональная политика в Украине


На современном этапе развития Украины национально-этническая сфера становится неотъемлемым измерением общественно-политических реалий. В связи с этим этнонациональный развитие украинского общества требует адекватного обеспечения политическими средствами и механизмами. Первоочередными потребностями являются:
- научное осмысление отечественной этнонациональной самоорганизации, проблем национальной государственности и государственного управления национальной структурой;
- формирование социально-политических рычагов решения противоречий в сфере этнонациональных отношений;
- всесторонний анализ существующих форм национального объединения и моделирования новых, их реализация в сочетании с фундаментальными ценностями украинского демократического самовідродження.
Решения национального вопроса в Украине на современном этапе можно определить как:
а) суверенизацию личности, воплощение в жизнь национальных прав человека;
б) политико-правовое закрепление демократического развития украинской нации;
в) обеспечение коллективных прав этнических меньшинств.
Совершенствование жизнедеятельности украинской нации на современном этапе предусматривает полноценное национальное бытие, гармоничное развитие и эффективное функционирование украинского языка, культуры, фольклора, этнографического элемента. Национальное возрождение является своеобразной формой создания возможностей для реализации неповторимости и самодостаточности человеческой личности. Этнонациональная политика в Украине означает возрождение и сохранение духовного и культурного наследия не только украинцев, а каждого из этносов, населяющих его территорию.
Возможно, через то, что Украина почти не имеет собственного опыта решения проблем отношений государства и нации, решения национального вопроса, ее этнонациональный развитие в условиях переходного периода, по сути, не вышел за пределы конституирования атрибутики государства. Не произошло самоидентификации украинского общества, самоосознания его подлинной сущности, отсутствует целостный стратегический план его развития. Поэтому и в дальнейшем остается ощутимой несбалансированность интересов, ценностей и традиций населения разных регионов Украины, в результате чего не удается преодолеть в некоторых из них - особенно восточных и южных - центробежных тенденций. За отсутствия общенациональной доктрины, этнонациональной политики в Украине энергия национального самосознания недостаточно задействована в процессе государственного строительства. Отсюда - накопление в обществе социального и национального недовольство, духовно-морального угнетения, социально-политического разочарование.
Пока что концепция национальной политики сведена к этнополитики в западном понимании, стержень которой - отношение «государства-нации» в национальных (этнических меньшинств). Это - серьезная ошибка, которая может нанести большой вред духовно-культурному развитию украинской нации, ее социальном, политическом, экономическом развитии. Такое понимание сущности этнонациональной политики означает не гармонизацию, а отчуждение государства от нации, противопоставление государственных интересов национальным, государственной идеи - национальной. Культурная направленность государственной этнополитики граничит с уклонением от собственно политических проблем, выдвинутых этническим возрождением, политизацией этносов и етнізацією лица, что может
Привести к этническим осложнений, ощутимо затормозили процесс развития украинского государства. В связи с этим существует необходимость создать подлинно научную прогностическую теорию, которая отражала бы реальные межэтнические проблемы, предусматривала, б обеспечения подлинного равноправия, объективного права народа на национальное самоутверждение.
Важной задачей современной этнонациональной политики должна стать выработка позиции по всем принципиальным аспектам развития этнонациональных процессов - законодательных, правовых, политических, экономических и идеологических. Ее цель - формирование общества, в котором гармонично развиваться все этносы и этнические группы, а этнонациональная политика будет средством духовного развития украинской нации, и социального, экономического, политического развития.
Это соответственно предусматривает:
- содействие эффективному местном етнолідерству и инициативе, расширение управленческих знаний представителей новой администрации, политических и общественных деятелей, доступ национальной элиты к принятию решений и контроля над ними;
- обеспечение этнической согласия, народовладної множественности, многообразия культур, преодоление этнической недоверия;
- подход к этнонациональных проблем, который будет способствовать выработке новых законопроектов в сфере национально-государственного строительства, конституционного права, межэтнических отношений, развития государственного строя, управленческой сферы;
- укрепление государственности, территориальной целостности, демократии, недопущения этнических противостояний.
Для этого необходимы мир в обществе, гражданское согласие общенационального характера, основанные на соблюдении и защите прав человека, уважению достоинства личности и коллектива, сосуществовании политических, религиозных, историко-культурных взглядов и убеждений, разных этнических традиций и предпочтений. Конкретные признаки такого согласия -
- терпимость, взаимопонимание;
- сотрудничество, взаимодействие всех общественных сил;
- мировоззренческая множественность;
- национальная, социальная, конфессиональная толерантность;
- цивилизованные нормы взаимоотношений между людьми.
Социально-политическим следствием воплощения вышеупомянутой цели должны стать:
- обеспечение политического согласия, достижения равновесия, устойчивого развития общества;
- поиски эффективных путей выхода из экономического и культурно-духовного кризиса;
- социально-политическое единение как залог безопасности государства и гражданина;
- подъем духовности общества, обеспечения всестороннего развития науки, культуры, образования;
- утверждение в сознании граждан людинолюбної морали, толерантности, веротерпимости.
Лозунги вроде «государство превыше всего» противоречат и украинской идеи, и специфической роли Украины в европейской и мировой истории. Эта роль имеет духовное, культурно-художественный характер и, по важным наблюдением М. Бердяева, не связана с внешней государственной могуществом. Согласно этому новый подход к этнонациональной сферы заключается в содействии унезалежненню лица, жизнедеятельности украинской нации; утверждению равноправия и удовлетворения специфических интересов и потребностей всех этнических групп в Украине, полном преодолению каких-либо привилегий или превосходства на национальной почве.
Государственное и правовое возрождения этносов Украины, в том числе и украинского, предусматривает осуществление следующих основных задач:
- разработка научной концепции о правовом статусе национальных меньшинств в Украине раскрытием содержания прав этносов (субетносів), соотношение этих прав с «индивидуальными» правами и свободами человека и гражданина малочисленных народов, национальных меньшинств;
- четкое определение полномочий органов законодательной и исполнительной власти по созданию условий для возрождения, сохранения и развития всех этносов Украины;
- правовое обеспечение самостоятельности национальных меньшинств в решении вопросов, касающихся их интересов и свободного выбора ими путей своего национального возрождения и развития.
При этом следует избегать стремление к единообразию, заранее определенного алгоритма решения национальных и социальных проблем, централизованной упорядоченности и заформалізованості. Цель и задачи отечественной этнонациональной политики должны исходить из необходимости достижения ее гармоничного ритмического утверждения на всех уровнях и потребностях, обеспечения этнонациональных интересов украинского народа.
Этнонациональная проблематика требует переосмысления ситуации в контексте становления украинского государства, осознание того, что демократические преобразования зависят не только от состояния экономики, но и от расстановки политических сил и социально-культурных факторов. Вважливе место в указанном контексте принадлежит этнонациональной факторе, который существенно влияет на достижение общего благополучия, согласия и партнерства, утверждение в Украине плюралистического общества, которому присущи рост значение прав человека и этносов, человека и территорий, естественной социальности, духовности индивидуумов и форм их воспроизведения. Такие приоритеты - решающее условие формирования новой общенациональной идеи в Украине в начале XXI века.
Проблемы соотношения прав нации, гражданина и государства - основа национального возрождения, стержнем которого должно быть общегосударственная идея. Следовательно, национальное возрождение и государственное строительство должны определить деятельность государственных и общественных организаций Украины. Возрождение и обновление национального жизни этносов Украины - неотъемлемая составляющая формирования гражданского общества, правового государства. Жизнь убеждает, что энергия, творческий дух этносов не только не затухает, но развивается по восходящей. Важно направить ее в русло созидания. Всестороннее учета этнонационального бытия народов, «отталкивания» от этнического возрождения, обеспечивает етнонаціональне обновление. В то же время важно развивать специфические черты этноса и его потенциальных возможностей на новых стадиях его развития.
Учет этнонационального потенциала дает возможность:
- в духовно-культурной сфере всесторонне поддержать Возрождение культурно-этнической самобытности украинского народа и етноменшин Украины, его морально-ристических норм; обосновать () выработать новые нормы; способствовать ценностно-культурологическом осмыслению фольклора, эпоса и всего духовно-исторического достояния этноса; обеспечить обновление и углубление языково-культурных достижений; способствовать возрождению религиозно-этических ценностей прошлой истории этноса;
- в экономической сфере обеспечить значительный рост производственных сил общества, развитие творческого труда людей, поднятие общего уровня материальных и духовных благ, технико-технологической творчества народа; выработка новых взглядов на собственность, способы трансформации хозяйственной заботливости, бережного отношения людей к природным богатствам и естественно-экологического среды; качественно новое подъема трудолюбию народа, развития творческого влечения к труда как источника всех богатств и т.д.;
- в политической сфере поддержать политико-демократическую творчество и общественно-общественную активность этноса; способствовать обновлению критериев и уровня реализации политико-государственного независимости этноса как исторического субъекта и всего украинского народа; учитывать партийно-политическую структуру общества; создавать политико-юридические учреждения национально-этнической направленности; обеспечить новое прочтение прошлого этноса с уточнением его происхождения и этнокультурной среды;
- в социально-бытовой сфере способствовать корректировке устоявшихся коммуникативных связей, восстановлению забытых народных обычаев, традиций и норм бытового общения людей; обеспечить выработку новых ценностных ориентаций образа жизни группы и лица; способствовать повышению чувствительности общественного сознания к социальной справедливости, добра, добропорядочности.
Этнонациональная политика в Украине должна основываться на идеологии государства, сопряженной с развитием и углублением национальной идеи. Эта политика невозможна без выработки механизмов согласования национально-специфических интересов украинцев, этносов и регионов относительно тактики и стратегии развития государства.
Принципы национальной политики - основополагающие ценности (идеи), реализованные на всех уровнях общества. К ним относятся:
- уважение прав человека и основных свобод, в том числе национальных, независимо от пола, веры, социального положения и региона проживания;
- равные права этносов за различных форм их самоопределение с обязательным условием сохранения соборности, государственности;
- равные права и ответственность районов и областей;
- многонациональное единство государства, ее этносов и граждан;
- развитие многонационального украинского общества путем диалога, отказа от применения силы;
- государственная поддержка украинского и других народов, сохранение их культуры, языка, традиций, среды дроживання;
- создание международных гарантий защиты прав и свобод украинцев в иностранных государствах.
Эти принципы взаимосвязаны и создают органическое единство, а реализация каждого из них является условием для реализации других. Утверждение предусматривает: точное учета .ретних исторических условий развития этносов и целого государства; создание общепризнанных законных механизмов и норм, которые обеспечивали бы воплощения этих принципов в жизнь.
Этнонациональная политика является отраслью внутренней политики, обеспечивающей национальную безопасность в сфере межэтнических отношений и внутреннюю стабильность страны. Она охватывает проблемы этнической региональной политики и разнообразные факторы межэтнических и международных отношений. В переходном обществе ими являются:
- эффективность системы государственного управления;
- конституционный строй и конституционные проекты его реформирования (модели государственного устройства - федерация, унитаризм);
- федералистские и регионально-автономные политические движения;
- етнонаціоналістичні политические движения и этническое голосования;
- сепаратистские движения;
- внешние факторы.
В современных условиях важно выяснить, какой суверенитет принадлежит реализовать в Украине - народный, государственный или национальный? Они не тождественны, ибо каждый имеет собственный субъект: народ, государство, нацию. Задача - добиться их органической взаимосвязи, осознавая, что государственный и национальный суверенитет являются различными формами народного суверенитета. А это требует обеспечения:
- суверенитета украинской нации - национального суверенитета, то есть полновластия нации в решении всех вопросов национального жизни, укрепления национального государства, гармонизации отношений с другими этносами;
- суверенитета украинского государства - государственного суверенитета как верховенства, полноты государственной власти Украины в пределах ее территории.
Опыт современных стран свидетельствует, что принцип самоопределения этносов, нации реализуется в самых разнообразных формах - региональной автономии, культурно-национальной автономии, предоставлении всем этническим группам (этническим меньшинствам реальных возможностей для свободного развития.
Етнодержавознавчий подход имеет реальную возможность поставить в центр этнонациональной и государственно-правовой деятельности этническую человека, его жизнь, честь и достоинство, материальные и духовные блага, личную неприкосновенность и другие права и свободы, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах по правам человека и других документах НБСЄ. Исходя из этого, личность и нация являются равными субъектами этнонациональной политики, а национальные права - неотъемлемая составляющая общепризнанных прав человека.
Важной проблемой в этнонациональной развития является права национальных меньшинств. Часто их рассматривают как особые права, иногда неоправданно приравнивают к привилегий. На самом деле специальные права национальных меньшинств отражают концепцию реального, а не формального равенства (т.е. фактического равенства, а не юридической). Термин «специальные» означает, что определенная категория прав предоставляется национальным, этническим группам с целью защиты их культуры, вероисповедания, языка и т.д.
Права национальных меньшинств е с правами человека, ведь только правовой режим, который гарантирует основные права (для всех) и специальные права (национальных меньшинств), способен создать справедливые условия для всех групп, в том числе и этнических. Обе группы прав важные для развития национальных меньшинств и не являются антагонистическими: защита прав национальных меньшинств не будет эффективным в государстве, которое не обеспечивает прав человека, и наоборот, определенный объем гарантирования одной группы прав является необходимой предпосылкой для реализации другой группы.
Этнонациональная политика одновременно с обеспечением прав национальных меньшинств должно обеспечить жизнедеятельность титульной нации. Поэтому важно, чтобы признаки украинской идентичности играли функциональную роль самосохранения и воспроизводства украинского этноса как целостного организма, структуроутворюючої составляющей украинского социума.
Неотложными задачами нашего времени являются:
- всестороннее содействие консолидирующим процессам в среде украинской нации, превращение ее на общественный етносоціальний организм в украинском социуме;
- выработка и закрепление самобытного стереотипа поведения, мироощущения и мировоззрения, создание эффективной системы воспроизведения всех уровней общества - индивидуального, коллективного, этнического, национального;
- преодоление в развитии украинского общества комплекса неполноценности, вторичности.
Не менее значимыми е преобразования национального самосознания в действенный фактор создания государства, концентрацию «национального духа» в плоскости саморазвития, самореализации этноса, формирование государственной воли народа, развитие самого государства.
Государственная этнонациональная политика должна стать важным фактором реализации одного из главных задач государства: способствовать каждом из неукраинских народов занять в процессе этнонационального пробуждение то место, которое бы больше всего соответствовало его объективным потребностям и одновременно укрепляло бы украинскую государственность. Осуществление такой политики должно происходить через обеспечения национальных прав, к которым относятся:
1. Право на свободную национальную самоидентификацию. В соответствии с ним каждый человек имеет право свободно избирать национальную принадлежность или же признавать себя лицом без национальности. Национальность граждан некоторых государств в государственных документах не фиксируется. Однако это не исключает возможности национальных кадастров (реестров), в которые на добровольной основе может быть внесена определенная лицо с правом свободного исключения из них: Подобные кадастры составляют с целью статистического учета национальных потребностей, для правозащитной деятельности.
2. Право народа (нации) на самоопределение. Все народы пользуются им в соответствии с международных пактов о правах человека. Это означает, что каждый человек имеет право свободно обеспечивать свой политический статус, экономическое, социальное и культурное развитие. В основе народа как субъекта самоопределения находится, как правило, каждый этнос, с которым идентифицируется определенная территория.
3. Право на национально-территориальную автономию. Им пользуются этносы, которые по разным причинам не могут создать свою государственность, а также народы (суб-этносы), компактно проживающих за пределами своих государственных образований. Национально-территориальная автономия предполагает создание национальных административно-территориальных единиц с соответствующими органами местного самоуправления, с учетом местных особенностей в рамках действующего законодательства разрабатывают и реализуют меры по удовлетворение национальных потребностей населения. Нередко право на национально-территориальную автономию подвергается серьезной критике, поскольку его реализация содержит потенциальную угрозу целостности государства (особенно унитарной).
4. Право на культурно-национальную автономию. Ее целесообразность очевидна в тех случаях, когда национальность, компактно проживает, не составляет большинства населения региона и в городах. В такой ситуации свои национально-культурные потребности суб-этносы обеспечивают через деятельность национальных общин (национально-культурных обществ, центров, ассоциаций) или же специально избранных органов культурного самоуправления.
5. Право на защиту от дискриминации по национальному признаку. Ни один человек не может быть ограничено в правах в связи с ее национальной принадлежности. Как отдельный человек, так и народ в случае дискриминационных действий, геноцида в отношении них имеют право на полную и всестороннюю реабилитацию и ликвидацию последствий этих действий.


Назад