Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

17.6. Этнонациональные измерения и механизм совершенствования украинского общества


Современное развитие украинского общества требует новых подходов к организации общественной жизни, осмысления новой сущности общества и национальной политики с учетом регионально-территориального измерения. Основные принципы етнонаціопальної политики следует применяться с учетом общественно-политического, экономического и духовного развития общества, конкретных проблем этнических групп в соответствующих регионах. А будь-каким действиям должен предшествовать анализ социально-экономической и етнопрофесійної структуры конкретного региона, его важнейших характеристик относительно существующих и потенциальных этнокультурных проблем. Все это может послужить существенным основанием для сотрудничества государства и национальностей, национального возрождения этносов и территорий на общеукраинском и региональном уровнях.
Главная цель етнорегіональної политики - обеспечение реализации национальных потребностей, конфессиональных особенностей различных сообществ, не игнорируя общенациональных стратегических интересов государства.
Речь идет о создании необходимых условий и механизмов регенерации национального жизни народов, сохранение и развитие национальных культур, языков, традиций, об их духовной сотворчество. Регионы, будучи этнически неоднородными по составу населения, территориальное воссоздают культуру разных национальностей. Поэтому каждый из них должен иметь собственную программу оптимизации межэтнических отношений. В связи с этим децентрализация должна сочетаться с сильным местным самоуправлением. Расширение прав, возможностей местных сообществ может способствовать решению многих проблем межэтнических отношений, благотворно влиять на сохранение традиций и своеобразие этнических культур.
Гармоничная етнорегіональна политика дает возможность институтам власти, государственным службам приблизиться к потребностей, запросов и интересов различных по культурой групп, проживающих в одном государстве. Она должна учитывать этнические параметры социально-профессиональной стратификации общества, что особенно важно в связи с рыночными реформами, трансформацией государственной собственности. Не менее важной является национально-территориальная специфика рыночного хозяйства, что работает на горизонтальных связях и учитывает сезонные особенности, профессиональные традиции, потребности населения региона.
Управление межэтническими отношениями в политической сфере - главное звено в системе этнонациональной политики. Политическими регуляторами межэтнических отношений является государственный строй, принципы государственной деятельности, политическая система, система демократии в целом, конституционные и правовые нормы, политические отношения. И если система общественных отношений является объективным регулятором межэтнических отношений, то государство как политический институт. Непосредственной орган управления этнонациональными отношениями. Государственный управленческий строй не может дискриминировать етнонаціональну сферу, навязывать ей принципы государственной жизни, а должен быть в системе этих отношений.
Эффективная этнонациональная политика нуждается и в соответствии информационно-аналитического обеспечения, которое предусматривает:
- разработку социального паспорта региона;
- изучение социальной, профессиональной, национальной структуры, демографической ситуации и динамики развития региона;
- анализ структуры политических сил, цели политики и поведения национальных групп, партий и движений, действия национальных элит и административных аппаратов;
- изучение политических и экономических установок и поведения основных групп национальной, социальной, политической и административной структур региона;
- изучение динамики социальной и политической обстановки в регионе, факторов напряженности и безопасности;
- согласование конфликтных альтернатив политического и экономического развития регионов.
Национальное возрождение предусматривает:
- восстановление изначально присущих украинству духовно-нравственных и культурно-художественных ценностей;
- гуманизацию и демократизацию межэтнических отношений, предупреждение этнонациональных конфликтов;
- сохранение территориальной целостности, отказ от территориальных притязаний, применения силы в решении любых спорных вопросов;
- этническую, политическую консолидацию каждого этноса на почве общности культурно-исторического прошлого, национальных ценностей и интересов.
При этом недопустимы любые противопоставление одного этноса другим, проявления агрессивности, национального эгоизма, национального превосходства и т.д. Первостепенную важность приобретает формирование национальной (этнической) сознания, самобытных культурных ценностей всех этносов, национально-патриотического воспитания.
Путь, который избрала Украина, - это построение такого государства, которая будет придерживаться принципа национальных интересов и национальных приоритетов в государственном, а не в этническом аспекте. Объединяющим фактором в процессе создания государства стала идея Украины как отечества всех граждан, что связали свою судьбу с украинской землей. В сфере межэтнических отношений Украина придерживается принципа множественности - поддержки и развития этнической и культурной самобытности всех национальностей страны. В то же время одним из приоритетов является укрепление единства и солидарности украинского общества, формирование самосознания и патриотизма всех граждан.
От национального самочувствие украинцев зависит духовное развитие всех других этнических групп Украины, межнациональное согласие в обществе. Поэтому важным является создание условий для их этнокультурного развития. Это вопрос регулирующих и регламентирующих Конституция Украины, законодательные акты, соответствующие государственные программы. Учитывая последствия многовековой политики денационализации во многих регионах Украины, отдельные аспекты национального бытия украинского этноса нуждающихся в специальной государственной поддержке. Обеспечивая жизнедеятельность украинцев, государство призвано гарантировать равные права всем гражданам независимо от их национального происхождения, способствовать свободному развитию их культур и языков.
Украинское государство исходит из того, что в полиэтническом обществе социально-экономические и духовно-политические преобразования должны согласовываться с политикой в сфере межнациональных отношений, принципами которой являются:
- конституционное гарантирование равных возможностей для участия граждан во всех сферах общественной жизни независимо от их национальности;
- признание национальных прав человека неотъемлемой частью прав человека и гражданина, ее основных свобод;
- соблюдение баланса общенациональных, региональных и этнических интересов;
- обеспечение прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, содействие сохранению их культуры, языка и традиций;
- восстановления прав депортированных этносов, не допуская при этом новых дискриминационных притеснений по национально-культурным признакам;
- создание атмосферы взаимопонимания и терпимости, культурного диалога между всеми этническими группами, гражданами независимо от пола, веры, национального происхождения, социального положения и места проживания;
- развитие полиэтничного украинского общества на принципах диалога, мирного разрешения конфликтов, отказа от применения силы, кроме адекватных действий при угрозе массового нарушения прав человека и отдельных этнических общностей;
- использование существующих и содействие в создании новых международных механизмов защиты прав и свобод украинцев в зарубежных странах.
Реализация этих принципов предполагает, что введение в действие одного из них не должно приводить к нарушению других и нуждается: создание соответствующих законных (легитимных) механизмов, принятие правовых норм, которые на практике бы обеспечивали осуществление и воплощения этих принципов в жизнь; присоединение Украины к международным соглашениям, пактов, конвенций ООН, ОБСЄ, Совета Европы, определяющие права человека, права национальных меньшинств; сотрудничества с международными организациями и независимыми экспертами относительно оценки ситуации межэтнических отношений в Украине.
Формируя механизм обеспечения национальных прав, Украина исходит из безусловного уважения прав человека, основных свобод, с признания верховенства закона. В то же время все граждане, независимо от их этнической принадлежности, должны придерживаться Конституции и законов Украины, оберегать ее государственную независимость, территориальную целостность, уважать язык, культуру, традиции, обычаи, религиозную самобытность друг друга.
Полиэтнический состав населения Украины побуждает государство к поиска соответствующего механизма ее функционирования, который упереджував бы противостояние по этническому, культурному и языковому признакам. Высокая оценка украинцами вклада всех этнических групп страны в обретения ею государственной независимости, сочетается со стремлением цивилизованного сосуществования с ними по принципам равенства, гуманизма и социальной справедливости, равного участия в развитии Украинского государства. В то же время, как национальная большинство, они должны осознавать ответственность за всестороннее развитие национальных меньшинств, состояние межнациональных отношений. В процессе формирования демократического, социального, правового государства актом гуманизма и исторической справедливости восстановления прав крымских татар, болгар, армян, греков, немцев, которые по национальному признаку были принудительно переселены с территории Украины. Осуждая эту преступную деятельность сталинизма. Украинское государство прилагает усилия для их правовой, политической, социальной и культурной реабилитации. Признано право лиц, которые были насильственно выселены, и членов их семей на возвращение в местности, где они постоянно проживали до депортации. Однако осуществление этого права не должно нарушать права и законные интересы граждан, проживающих в настоящее время в этих местностях.
В целом эта политика ориентирована на обеспечение компактности переселенных народов с целью создания благоприятных условий для удовлетворения их этнических, культурных и духовных потребностей. Государство гарантирует лицам-репатриантам право на сохранение и развитие культурного наследия, получение образования на родном языке, что должно способствовать всесторонней и равноправной участия граждан и их объединений в консолидационных процессах украинского общества. Прежде всего это касается возрождения и развития крымскотатарского, болгарского, армянского, греческого, немецкого и других культур.
Возвращение и обустройство депортированных лиц имеет и внешнеполитический аспект. Речь идет о привлечении к участию в финансировании, материально-техническом обеспечении процесса переселения (компенсации за проезд, оставленное жилье, перевозки багажа, обустройство на новом месте, пенсионное обеспечение и т.д.) стран-участниц СНГ путем заключения соответствующих двусторонних соглашений. Одновременно изыскиваются новые механизмы привлечения финансовой и материальной помощи от государственных, общественных и благотворительных организаций Германии, Турции, Греции, Болгарии, армянской диаспоры, международных организаций и фондов.
Державотворчість открыла широкие возможности для сотрудничества с украинцами, которые проживают за рубежом, для их участия в политическом, социально-экономическом и духовном развитии страны. Политика Украины в отношении лиц украинского происхождения, которые являются гражданами других государств и с точки зрения международного права там рассматриваются как национальное меньшинство, формируется с учетом ее обязательств перед мировым сообществом в соответствии с международными стандартами в области прав человека, законодательством зарубежных стран, а также собственным. К основополагающих международно-правовых документов по этому вопросу относятся: Устав ООН, всеобщая декларация прав человека. Международный пакт о гражданских и политических правах и факультативный протокол к нему. Декларация ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным, этническим, культурным, религиозным и языковым меньшинствам и другие документы.
В соответствии с принципами международного сотрудничества в основе налаживания связей любого государства с семейной меньшинством, что проживает в другой стране, является, с одной стороны, право этого государства на защиту семейной меньшинства, с другой - право меньшинства на связь с государством происхождения. Украина ратифицировала основные международные документы, содержащие нормы защиты меньшинств. Придерживаясь международных обязательств по обеспечению прав национальных меньшинств в своем государстве, формируя собственную законодательную базу в этой сфере, Украина стремится, чтобы аналогично были защищены права зарубежных украинцев в странах их гражданства. В то же время предполагается, что такая деятельность не должна препятствовать процессам интегрированности украинцев зарубежья в общества, где они проживают, адаптации к местным культур, установление атмосферы взаимоуважения и толерантности между всеми лицами независимо от этнических, культурных, языковых и других признаков в пределах страны их проживания.
Деятельность Украины в формировании международно-правового механизма сотрудничества с зарубежными украинцами предусматривает:
- внесение в международно-правовых документов положений о всестороннюю поддержку украинцев в странах их расселения;
- содействие реализации мер защиты и поддержки зарубежных украинцев через посольства и консульские учреждения;
- заключение двусторонних соглашений, разработка и реализация двусторонних программ обеспечения потребностей национальных меньшинств Украины и стран-партнеров;
- участие в международных переговорах и консультациях с целью улучшения положения лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам;
- использование международных механизмов, позволяющих государствам и отдельным лицам присылать информацию по вопросам дискриминации в международные организации;
- обращение к международным механизмам урегулирования конфликтов, когда национальные механизмы правовой защиты в государстве проживания украинцев предвзятые и политизированы;
- содействие развитию непосредственных связей и сотрудничества как государственных, так и негосударственных организаций с представителями родственных меньшинств за рубежом;
- поощрение приграничного сотрудничества.
Не менее важным является создание необходимых условий для духовно-культурного взаимообмена с зарубежными украинцами, расширение его объемов, участие государственных, общественных организаций в осуществлении совместных программ, проведении разнообразных мероприятий, взаимном обмене духовными достижениями. Воплощение этих принципов в жизнь будет способствовать созданию украинских учебных заведений, центров украинской культуры и искусства, обеспечению потребностей в украинских книгах, учебниках, периодике.
Украинское государство исходит из того, что правовые процедуры и политические методы, основанные на принципах и нормах международного права, являются надежными механизмами предотвращения конфликтных ситуаций, эффективного осуществления ее политики в сфере межэтнических отношений. Своевременное согласование этнических интересов, удовлетворение культурных и духовных потребностей лиц разных национальностей, содействие свободному развитию каждой этнической группы и раскрытию ее духовного потенциала, преобразования этнического многообразия на источник позитивного взаимовлияния и прогресса - важные факторы консолидации украинского общества.


Назад