Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

18.1. Международные отношения и внешнеполитическая роль государства


Актуальность проблем международной политики постоянно растет за кардинальных изменений в мире, обострение глобальных проблем, нерешенность которых угрожает существованию человечества. Решение проблем мирового сообщества будет зависеть от политики на международной арене как отдельных государств, так и международных организаций.
Международные отношения очень сложный и многоаспектный механизм. Его изучением занимается специальная отрасль политической науки - теория международных отношений.
Международные отношения - совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и других связей между государствами и системами государств, между главными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, которые действуют на мировой арене.
Международные отношения является особой разновидностью общественных отношений. С одной стороны, они - своеобразное воплощение внутрісуспільних отношений, с другой - качественно новая система с присущими только ей особенностями. Они характеризуются взаимодействием таких субъектов политической жизни, как государства, народы, политические и общественные организации, движения и даже отдельные лица разных стран. Обеспечивают интересы социальных групп за пределами национальных государств, отношения между государствами, межгосударственными организациями, партиями, компаниями, частными лицами разных государств, интеграционные связи, которые формируют человеческое сообщество.
Формируются они под влиянием внешней политики стран мира, в определенной степени регулируясь многими международными нормами и ценностями, выработанными человечеством на протяжении его исторического развития. Поэтому международные отношения следует рассматривать как систему систем, макросистему, в которой функционируют в противоречивом единстве и взаимодействии различные ее элементы и звена, представляющих различные интересы государств, идеологические установки их общественных движений и организаций. С глобализацией мирохозяйственных связей, интенсивной политической интеграцией государств, усилением зависимости человечества от оружия массового уничтожения, экологической опасностью на международные отношения активно влияют общечеловеческие интересы. В отличие от внутригосударственных отношений в международных отношениях отсутствует аппарат их регулирования, единый регулирующий центр, которому безоговорочно подчинялись бы субъекты международного политической жизни.
Стержневым элементом международных отношений является политические отношения, которые, взаимодействуя с другими отношениями, своеобразно направляют их. Главным субъектом международных отношений является государство. В современных условиях на международной арене все активнее выступают и негосударственные, неправительственные организации, общественно-политические движения, но их роль нельзя сравнивать с ролью государств в международных отношениях, особенно в политических.
Государства представляют на международной арене общества в целом, а не отдельные социальные группы или политические организации. Такие важные вопросы, как суверенитет, безопасность, территориальная целостность решает через свои структуры только государство.
Государство - единственный общенациональный институт, который имеет легитимные полномочия осуществлять политику на международной арене: заключать двусторонние и многосторонние договоры о сотрудничестве в определенных сферах, объявлять войну и подписывать мирные соглашения и т.п. Совокупная внешнеполитическая деятельность суверенных государств определяет всю мировую политику.
Каждое государство, проводя внешнюю политику, преследует свои интересы. Категория “национальный (государственный) интерес” - главная в теории международных отношений, определяющая относительно внешней политики государств.
Национальный интерес охватывает:
- проблемы сохранения нации независимого государства;
- безопасности от внешней угрозы;
- рост благосостояния населения государства;
- защиты ее экономических и политических позиций в отношениях с другими государствами;
- сохранение и расширение ее влияния в мировой политике.
Он реализуется во внешнеполитическом курсе государства, в политике его правительства, который определяет конкретные цели относительно других государств и пути их достижения.
Формирование внешнеполитического курса государства - сложный, противоречивый процесс. В борьбе за власть в стране различные политические силы демонстрируют свое видение национального интереса и внешнеполитического курса, который не всегда соответствует внутренним и внешним условиям его реализации, не всегда адекватный национальным интересам.
В своем внешнеполитическом курсе государство должно:
- учитывать свое геополитическое положение,
- опираться на свой экономический, демографический, военный, научно-технический и культурный потенциал.
Этот потенциал обуславливает внешнеполитические возможности государства, определяет приоритеты в решении конкретных внешнеполитических проблем.
Организация и контроль за осуществлением внешней политики возложены на специальные органы государства:
- министерства иностранных дел (внешних связей);
- парламентские комитеты по вопросам внешней политики;
- посольства;
- представительства в других государствах;
- научные и культурные центры за рубежом;
- официальные и полуофициальные миссии и т.д.
Следовательно, прав французский исследователь Г. Арон, утверждая, что “содержанием международных отношений является прежде всего отношения между государствами”.
Однако не все политологи разделяют мнение, что главная роль в международных отношениях принадлежит государству. Так, американский исследователь Д. Капорозо считает главными действующими лицами в международных отношениях не государства, а классы, социально-экономические группы и политические силы. Другой американский специалист в области международных отношений Д. Розенау утверждает, что структурные изменения, которые произошли за последние десятилетия в мировой политике, вызвав взаимозависимость народов и обществ, в корне изменили и международные отношения. Главным в них уже не государство, а конкретная личность, поскольку образовался так называемый “международный контінуум (лат. continuum - непрерывное, сплошное), символическими субъектами которого являются турист и террорист”.
Международные отношения нельзя сводить только к межгосударственных, тем более к деятельности негосударственных субъектов. Значительное расширение числа субъектов международных отношений, рост активности в международной политике и международном жизни негосударственных субъектов, в том числе личностей, свидетельствует о необходимости учитывать роль этих субъектов, их влияние на международную политику. Несмотря на заметную удельный вес каждого субъекта в международных отношениях, главными, решающими из них, как показывает практика, остаются государства.
Внешняя политика государств связана с внутренней. В политической науке преимущество как решающем факторе предоставляется или внешней или внутренней политике. Однако приоритет внутренней или внешней политики определяется в каждой конкретной ситуации. В целом все-таки преобладают внутренняя политика, внутренние интересы государства, ради которых проводится и внешняя политика.
Международные отношения проявляют себя в разных типах, видах, состояниях. В советской и восточноевропейской литературе их классифицировали, исходя из классового критерия, разделить на следующие типы:
- отношения господства и подчинения (в рабовладельческом, феодальном и капиталистическом обществе);
- сотрудничества и взаимопомощи (между “социалистическими странами”);
- переходные отношения (между развивающимися странами).
Реальное международное жизни не вписывалось в такую схему, ведь между капиталистическими странами существовали и существуют отношения подлинного сотрудничества, а между некоторыми “социалистическими” странами возникали серьезные противоречия, даже вооруженные конфликты.
В настоящее время большинство специалистов разделяет международные отношения на два типа:
1) отношения, которые основываются на балансе сил;
2) отношения, опирающиеся на баланс интересов.
Виды международных отношений различают также:
- за сферой общественной жизни (экономические, политические, военно-стратегические, культурные, идеологические);
- за субъектами взаимодействия (международные, межрегиональные, отношения между различными общественными ассоциациями и т.п.);
- по степени их развития (высокий, средний, низкий).
Уровне развития международных отношений иногда определяют через такие понятия:
- “региональные”;
- “субрегиональные”;
- “глобальные”.
Наконец, с точки зрения степени напряженности различают разные состояния международных отношений:
- нестабильности,
- соперничества,
- вражды,
- конфликта,
- войны
- мирного сосуществования,
- доверия,
- сотрудничества,
- политическому решению проблем на основе цивилизованного согласования государствами своих интересов.
Последовательная смена состояний международной политической жизни обусловлена особенностями мирового политического процесса, который является результатом взаимодействия всех политических институтов и сил, задействованных в международной жизни. В этой взаимодействия сталкиваются различные, иногда совершенно противоположные интересы, идеологические позиции, цели и намерения субъектов международной политической жизни, прежде всего государств. Весомую роль играет и то, что мир поделен на зоны политического влияния государств, группировок государств, блоков, которые, преследуя свои интересы, нередко соперничают с другими. Поэтому результат взаимодействия субъектов международного политического жизнь может проявляться в различных тенденциях мирового политического процесса: в тенденциях смягчения климата на международной арене или обострения, противостояния, конфронтации и т.д. В этом заключается противоречивость и неравномерность развития мирового политического процесса.
В пространстве международных отношений отсутствует центральное ядро власти, решения которого были бы обязательными для всех государств, других субъектов международной политической жизни. Поэтому мировой политический процесс в определенной степени является стихийным, хотя в последние десятилетия прослеживаются попытки его благоустройство, укрепление мира и стабильности в мире. На течения мирового политического процесса обозначаются как рациональные, взвешенные с точки зрения интересов человечества политические действия и решения государств и межгосударственных объединений, так и спонтанные, иррациональные, непредсказуемые действия. Наряду с прогрессивными организациями на международной арене действуют и реакционные, экстремистские силы.
А


Назад