Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

18.2. Новые тенденции в развитии международных отношений и мирового политического процесса


На протяжении многих веков отношения между государствами определялись силой, насилием. Мощнейшие для своего времени государства удовлетворяли свои интересы за счет более слабых. В международном жизни преобладали вражда и нестабильность. Сила была гарантом иерархического порядка. Империи строились именно на силе и насилии. Правда, с утверждением капитализма, интенсификацией международных связей, формированием мирового рынка, развитием средств связи и коммуникаций государства начинают заключать многочисленные международные соглашения по различным вопросам. Возникают первые межгосударственные организации для решения важных для государства вопросов (Международный телеграфный союз - 1865 г., Всемирный почтовый союз - 1874 г.), начинает действовать институт международного арбитража для разрешения споров между государствами. Но эти международные организации и институты не могли существенно влиять на характер и состояние международных отношений. Конфликты, споры из территориальных, этнических, религиозных и других вопросов в основном перерастали в войны.
Подсчитано, что за последние 5,5 тыс. лет мир на земле царил лишь 250 лет. В мире за это время состоялось более 15 тысяч войн. Лишь в XVII в. в Европе погибло в войнах 3 млн. человек, в XVIII ст. - более 5 млн. в XIX ст. - 6 млн. в XX ст. - 70 млн. человек.
Войны рассматривали как выверенный путь достижения государствами своих интересов и целей. Вполне законными для расширения территории и обогащения государств считали также аннексию (насильственное присоединение, захвата одним государством территории другого государства) и контрибуция (принудительные денежные или натуральные взыскании с побежденного государства в пользу государства-победителя). Дипломатия в течение длительного времени была подчинена вопросам, связанным с войной, пытаясь обеспечить благоприятные условия для ведения войны, способствовать наиболее эффективному использованию результатов победы (в случае победы), добиться наименьших потерь в случае поражения. Ее задачей также было документальное закрепление в интересах государства последствий победы или поражения в войне.
Философы, историки, политики приводили разные аргументы для доказательства естественности, закономерности, неотвратимости войн. Среди них древнегреческий философ Гераклит и историк Фукидид, итальянский политический мыслитель и писатель Н. Макиавелли, голландский юрист и социолог Г. Гроций, английский экономист, демограф Т. Мальтус, немецкий философ Ф. Ницше и много других. Да и сейчас многие западные социологи и политологи пытаются обосновать тезис о неизбежность и закономерность войн между государствами, ссылаясь на различные факторы: природу человека, непредсказуемость последствий столкновения интересов государств на международной арене, иррациональность поведения людей и политики государств, наличие расовых и национальных различий между народами, неравномерность распределения плодородия почвы, расселение народов, утверждение суверенитета государств и др.
Так, X. Болдуин (США) отмечает, что причина войн в человеческой природе, а не в созданных человеком экономических или политических системах. И. Горовиц исходным пунктом философского изучения войны и мира считает человека. Человеческой природе, по утверждениям отдельных западных социологов и психологов, присущая инстинктивная агрессивность. Г. Ардри пишет, что человек - это хищник, природный инстинкт какой - убивать с помощью оружия.
А. Вінбауер в статье “Война как биологическая проблема” пишет, что война имеет биологические корни и является “большим кровопусканием”, которому периодически подвергается история человечества за определенными “законам биологической циркуляции”. По его концепции, в отношении мирные эпохи неизбежно меняются эпохами больших войн, а интервалы между военными периодами точно соответствуют периодам биологической регенерации человечества. Большие войны в Европе, за Вінбауером, возникали каждые 40-50 лет, что соответствует продолжительности жизни одного поколения.
Идея роковой обусловленности войн в обществе является центральной в “Энциклопедии военной истории” Г. и Т. Дюпуи, которые считают их спутниками человеческого существования с тех пор, как пещерный человек пытался убить своего соперника дубиной или камнем. В течение веков средства и техника конфликтов становятся более замысловатыми, но основные цели войны остаются неизменными. И даже появление современного оружия не изменила желание людей прибегать к войне, чтобы навязать свою волю другим.
Право государств на удовлетворение своих интересов путем войны даже закреплена в ряде международных соглашений. До середины XX в. войну считали привычным способом разрешения споров между государствами. Коренные изменения, произошедшие в мире в середине XX в., заставили мировую общественность, самые влиятельные государства признать пагубность разрешения международных конфликтов вооруженным, насильственным путем.
В таких глобальных изменений относятся:
- деидеологизация международных отношений;
- рассредоточение власти в мировой политике;
- переход от конфронтации к партнерству и сотрудничеству;
- демократизм и гуманизм мировой политики;
- расширение международных отношений;
- ускорение темпов экономического и технического прогресса не только в развитых странах, но и развивающихся странах;
- небывалое усиление взаимосвязей и взаимозависимости континентов и стран;
- превращение мира в целостную систему.
Несмотря на то, что человеческое общество состоит из более 230 государств, которые отличаются общественным строем, традициями, верованиями, уровнем экономического и культурного развития, национальными и государственными интересами, мир предстает как взаимосвязанная целостность. Между странами происходит активный обмен продукцией, сырьем, технологии, культурными достижениями. Ускорение всестороннего развития современных стран во многом обусловлено усилением всесторонних контактов, взаимосвязей между ними.
В отличие от внутриполитической жизни каждого государства, международные отношения не имеют единого центра управления. В этой сфере действуют практически столько регулирующих центров, сколько участников международных отношений, а это убеждает в том, что главную роль в международных отношениях должны играть переговоры, сотрудничество, взаимодействие.
Рядом с понятием “международные отношения” в политологии застососується и более интегральная категория “международная политика”, или “мировой политический процесс”.
“Суть международной политики идентична внутренней политике. И внутренняя, и внешняя политика - это бороть за силу...”, - писал в свое время Г. Моргентау.
Международная политика - это совокупная целенаправленная деятельность народов, государств, их институтов, социальных сообществ, объединений граждан в сфере международного жизни.
Международная политика базируется на таких принципах:
- невмешательство во внутренние дела других государств;
- равноправие;
- уважение суверенитета;
- добросовестность в выполнении государствами взятых на себя международных обязательств.
Субъектами политической жизни мирового политического процесса являются:
- национальные государства;
- организации регионального, межрегионального, межгосударственного характера (Европейский Союз);
- международные правительственные организации и их органы (Организация Объединенных Наций, Европейский парламент);
- негосударственные общественно-политические, общественные организации (Международная организация здравоохранения).
В последние десятилетия становятся более заметны позитивные изменения в отношениях между государствами, внешнеполитическая деятельность которых в первую очередь формирует “мировую политику”, направления развития мирового политического процесса. Наблюдается переход от методов принуждения к методам урегулирования и согласования при разрешении конфликтов и недоразумений между государствами. Пробивают себе дорогу тенденции к углублению демократизации, гуманизации международных отношений. Наблюдается политическое пробуждение масс, привлечения миллионов людей к международной политики, усиление их влияния на политические решения и действия как внутри стран, так и на международной арене.
Положительное влияние на международные отношения произвело устранения разделения мира на два враждующих лагеря.
За последние годы на международном уровне разработано немало важных социальных программ, договоров и соглашений в области экономического и политического сотрудничества, в гуманитарной сфере. С процессом демократизации и гуманизации международных отношений связан процесс демилитаризации, который предусматривает не только разоружения, но и ликвидацию военно-политических блоков, конверсию науки и невоенной промышленности, что выполняет военные заказы, перестройку сознания людей (особенно политических лидеров, работников политических и управленческих структур) на принципах гуманности и миролюбия.
В мировой политике начали формироваться качественно новые принципы международных отношений, которые предусматривают:
- суверенное равенство государств,
- неприменение силы или угрозы силой,
- нерушимость границ,
- территориальную целостность государств,
- мирное урегулирование споров,
- невмешательство во внутренние дела,
- уважение прав человека и основных свобод,
- сотрудничество между государствами,
- добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
Современное сообщество стремится выработать различные механизмы, нормы, процедуры относительно вопросов международной жизни. Функции дипломатии все больше смещаются от силового давления к процедур убеждению, разрешения и согласования.
Значительную роль на международной арене играют международные правительственные и неправительственные организации. Наиболее представительной из них является Организация Объединенных Наций, созданная в 1945 г., после Второй мировой войны, с целью сохранения мира и развития международного сотрудничества. ООН как сложный механизм взаимодействия государств ощутимо влияет на внешне - и внутриполитический курс стран, помогает, несмотря на противоречивость интересов государств, искать пути к международной согласия по важнейшим вопросам мирового развития.
Основным международно-правовым документом современности, в котором определены основные принципы международного права, предусмотренные меры по их соблюдению, является Устав Организации Объединенных Наций, принятый 1945 г. 50 государствами-основателями ООН. Устав определяет цели ООН:
1. Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира.
2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе равноправия и самоопределения народов.
3. Осуществлять международное сотрудничество в решении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении развития уважения к правам человека и основным свободам для всех, независимо от расы, пола, языка и религии.
4. Быть центром согласования действий наций в достижении этих общих целей.
Важнейшие принципы современной международной политики изложены также в “Декларации о принципах международного права” (1970), “Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам” (1960), “Декларации о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств” (1981), Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975) и др.
ООН играет заметную роль в урегулировании конфликтных ситуаций. По некоторым подсчетам с 1945 г. в мире произошло более 300 конфликтов, в урегулировании почти 200 из них принимала участие ООН. Результаты миротворческой деятельности ООН не всегда давали вполне позитивные последствия, однако они являются весомыми. Американские социологи Г. Ригас и Д. Плано, проанализировав действия ООН по урегулированию 123 конфликтов с 1945 по 1980 гг., пришли к выводу, что уровень успеваемости составляет 51%. А Л. Пир определил, что более 90% конфликтов были в определенной степени урегулированы в результате миротворческих усилий ООН.
В настоящее время ООН сосредоточивает свои усилия на обеспечении согласованной и надежной системы международного мира и безопасности. Важнейшим ее органом является Совет Безопасности, которая концентрирует в своих руках всю политическую власть. Согласно ст. 39 Устава Совет Безопасности определяет существование угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
В последнее время обсуждается целесообразность реформирования ООН, демократизации деятельности ее заведений. Подвергается сомнению правомерность сохранения положения, в соответствии с которым пять ядерных государств сохраняют статус постоянных членов Совета Безопасности, обладают правом “вето” по вопросам, которые имеют всемирное значение, а Генеральная Ассамблея, членами которой являются почти все государства мира, не имеет никаких контрольных функций Совета Безопасности.
Другие межправительственные организации призваны согласовывать действия в пределах определенного региона (Европейское Сообщество, Организация Африканского Единства, Организация Американских Государств и др.) или сферы общественной жизни - в области экономики, научного сотрудничества, обороны. Так, страны ЕС координируют свои действия с политических, экономических вопросов и вопросов безопасности, выступают в защиту прав человека во всех регионах мира, поддерживают ООН в ее миротворческой деятельности, способствуют формированию коллективной безопасности, выступают за мирное урегулирование споров, за соблюдение норм международного права.
Международные неправительственные организации разнообразные по своим целям и составом. Это - политические, профсоюзные, молодежные, женские, научные, культурно-образовательные, религиозные организации и объединения. Они формируют и выражают общественное мнение по проблемам международной политики. Их оценки определенных ситуаций в мире имеют большой политический вес, влияют на политиков относительно выработки важных для человечества решений.
В настоящее время ни одно государство единоличное не сможет контролировать международную ситуацию, диктовать свои условия, поскольку существуют серьезные ограничения для концентрации власти.
На современном этапе прослеживается тенденция к наращиванию усилий международных организаций, многих государств, политических и общественных организаций, политиков и ученых для преодоления конфронтации, отказа от насильственных средств решения конфликтных ситуаций, предоставление приоритета общечеловеческим интересам и интересам человека.
Эту тенденцию усилили распад СССР и социалистического содружества, ликвидация Совета Экономической Взаимопомощи, самороспуск Организации Варшавского Договора, что позволило покончить с конфронтационным противостоянием Запада и Востока, “холодной войной”, гонкой вооружений, которая требовала колоссальных затрат. По данным Стокгольмского международного института мира, в середине 80-х годов XX в. военные расходы составляли 1000 млрд долл. США в год.
Однако тенденция к демократизации и гуманизации международных отношений, стабилизации международного жизни наталкивается на серьезные препятствия.
В мире еще существуют попытки силового, даже вооруженного, решение проблем между государствами, о чем свидетельствуют локальные войны в разных регионах. В 1945-1986 гг. произошло до 250 войн, в которых участвовало до 90 государств, а потери в них превысили 35 млн человек. Многочисленными конфликтами сопровождались распад бывших СССР, Югославии, образование на их территории новых суверенных государств.
В войнах с применением новейшей неядерного оружия погибли миллионы людей. Только в іраксько-иранской войне (1980-1988 гг.) погибло более 1 млн. человек, в том числе гражданских. Еще не подсчитано жертв войн и вооруженных столкновений после 1988 года. А они взрываются в различных регионах мира. Некоторые горячие точки грозят превратиться в международные вооруженные конфликты.
Сокращение ядерного оружия одновременно сопровождается и ее совершенствованием, о чем свидетельствует испытания ее Францией, Китаем. Кроме пяти государств, обладающих ядерным оружием на заключении Договора о нераспространении ядерного оружия, возможности производства ее сейчас имеют Индия, Пакистан, Израиль, Южная Африка, Аргентина. Не все эти государства готовы отказаться от ее производства. Стремление завладеть ядерным оружием рассматривается некоторыми государствами как способ гарантировать собственную безопасность, поскольку даже небольшое государство с ядерным оружием является серьезной силой даже для могучего агрессора.
Не все государства придерживаются правовых норм, разработанных и поддерживаемых ООН, ЕС, другими международными организациями. Так, например, США под предлогом защиты людей, предотвращения распространения агрессии, установлению диктатуры совершили вооруженные акции в отношении Ливии, Панамы, на Гаити. Без санкции ООН были использованы вооруженные силы НАТО в Югославии.
Учитывая невозможность полностью исключить войну из практики международных отношений, мировое сообщество вырабатывает нормы международного права, которые определяют главные требования относительно ведения войны. Эти нормы содержатся в Женевской конвенции 1949 г., в дополнительных документах к ним 1977 г., в многосторонних международных соглашениях. В них говорится о защите жертв войны, запрет определенных видов оружия массового уничтожения, режим содержания военнопленных, в том числе раненых и больных, о поведении во время войны с гражданским населением, запрет использования наемников в вооруженных конфликтах, запрет привлечения к боевым действиям лиц моложе 15 лет. Нарушение этих норм является военным преступлением и подлежит наказанию.
Как писал К. Ясперс, нигде не может произойти ничего существенного, чтобы оно не затронуло всех. И это касается как позитивных, так и негативных явлений.


Назад