Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 10. Правила обучения по А. Дістервегом


Правила обучения, которые касаются ученика

1. Учи природовідповідно!

2. Руководствуйся при обучении природными ступенями развития растущего человека!

3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и фундаментально!

4. Не учи том, что для ученика, пока он этого не учит, еще не нужно, и не учи том, что для ученика потом не будет более нужно!

5. Учи наглядно!

6. Переходи от близкого к далекому, от простого к сложному, от более легкого к более тяжелого, от известного к неизвестному!

7. Проводи обучения не научным, а элементарным способом!

8. Стал всегда цель формальную или одновременно формальную и материальную; збуджуй ум ученика с помощью одного и того же пред цель, по возможности разносторонне, а именно: связывай знания с умением и заставляй его выполнять упражнения до тех пор, пока изучено не станет достижением подсознательного хода его мыслей.

9. Никогда не учи том, что ученик еще не может усвоить!

10.Виявляй заботу о том, чтобы ученик не забывал того, что выучил!

11.Не муштровать., не воспитывать и просвещать, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального образования!

12.Привчай ученика работать, застал его не только полюбить работу, но и настолько с ним породниться, чтобы она стала его второй натурой!

13.Враховуй индивидуальность своих учеников!

Правила обучения, касающиеся учебного материала

1. Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем и законами развития ученика!

2. Задерживайся главным образом на изучении основ!

3. Во время обоснования производных положений возвращайся чаще в начальных основных понятий и выводи первые из последних!

4. Распределяй каждый материал на известные степени и небольшие законченные части!

5. Указывай на каждой ступени отдельные части следующего материала и, не допуская существенных перерывов, наводи из него отдельные данные, чтобы пробудить заинтересованность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере!

6. Разделяй и размещай материал таким образом, чтобы (где это только возможно) на следующей ступени во время изучения нового снова повторялось предыдущее!

7. Связывай родовые по содержанию предметы!

8. Переходи от предмета к его обозначения, а не наоборот!

9. Учитывай при выборе метода обучения природу предмета!

10.Розподіляй учебный материал не на основе надуманных понятий,
общих схем, а всегда рассматривай его всесторонне!

11.Виводь следующие положения не через общие действия, а развивай их
из природы предмета!

12.Зміст обучения должен соответствовать уровню современной науки!

Правила обучения согласно внешних условий, времени, места, положения и др.

1. Проходи со своими учениками предметы последовательно, а не одновременно!

2. Учти на будущее положение твоего питомца!

3. Учи культуровідповідно!

Правила обучения, которые касаются учителя

1. Старайся сделать обучение увлекательным, интересным!

2. Учи энергично!

3. Заставляй ученика правильно устно излагать учебный материал!
Следи за хорошим произношением, четким ударением, ясным изложением и логическим построением языка!

4. Никогда не останавливайся!

5. Находить удовольствие в развитии или движении как собственной, так и своих учеников.



Назад