Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

18.4. Украина в современном геополитическом пространстве


Геополитика как политическая концепция, что видит определяющую роль географических факторов в политике государства, за глобальных политических изменений, которые остро встали на рубеже XX-XXI вв., приобретает новое значение и содержания. Это связано прежде всего с несоответствием реалиям традиционных моделей реализации государственно-политических устремлений. Расположение и размеры территории Украины, численность ее населения, природные ресурсы в сочетании с Те потенциальными возможностями в научной, экономической и других сферах общественной жизни дают ей возможность и право иметь статус великой европейской державы с соответствующим геополитической поведением и геостратегической ориентацией.
Последнее десятилетие XX в. вошло в историю существенными геополитическими изменениями. Среди предпосылок глобальных сдвигов на континенте - преодоление военно-политического противоборства Восток-Запад, падение коммунизма и переориентация ряда государств на принципах ценностей западной демократии. В результате этих событий мир с двухполюсного, четко разграниченному, постепенно (хотя и не без некоторых проблем) набирает очертания многополюсного, взаимосвязанного. Растут взаимодействия государств и народов. Тесно связанные между собой процессы преодоления раскола Европы в целом (в том числе Германии), ослабление полюса силы, который олицетворял Москва, самоопределения народов восточноевропейских государств и национально-государственного волеизъявления народов бывшего Советского Союза. На Востоке прекратили существование военно-политический блок стран Варшавского Договора, Совет Экономической Взаимопомощи и СССР как мировая сверхдержава.
В результате распада СССР Украина стала независимым государством. 24 августа 1991 г. был провозглашен Акт о независимости Украины, а в декабре 1991 г. его подтверждено всенародным референдумом.
Известно, что внешнеполитическая деятельность Украины во время ее пребывания в составе СССР была существенно ограничена, поскольку права союзных республик на осуществление отношений с иностранными государствами были переданы общесоюзным внешнеполитическим органам. Правда, в начале существования СССР Украина имела определенные возможности влиять на формирование внешнеполитического курса Союза (через своих представителей в союзных законодательных и исполнительных органах власти, в дипломатических миссиях многих стран), но с 30-х годов, когда Советский Союз фактически превратился в унитарное государство с над-централизованной властью, Украина, как и другие союзные республики, была их лишена.
Ныне Украина вполне самостоятельно, на основе национального интереса, определяет стратегию своего внешнеполитического курса, отношения с близкими и дальними государствами, с международными структурами, обеспечивая себе подобающее место в мировом сообществе.
Внешняя политика Украины направлена на:
- защита государственного суверенитета;
- обеспечение безопасности страны;
- сохранение целостности государственной территории;
- обеспечение благоприятных внешних условий для экономического сотрудничества, торговли, культурных связей с другими странами, для выхода из глубокого экономического кризиса и поднятие ее престижа в мировом сообществе;
- усиление влияния на международные события, нейтрализации неблагоприятных относительно Украины действий отдельных стран.
Основные цели, приоритеты и направления внешней политики Украины сформулированы в “Декларации о государственном суверенитете Украины” (16 июля 1990 г.), в которой было провозглашено, что Украинская ССР:
- выступает равноправным участником международного общения;
- активно способствует укреплению всеобщего мира и международной безопасности;
- непосредственно принимает участие в общеевропейском процессе и европейских структурах;
- признает превосходство общечеловеческих ценностей над классовыми, приоритет общепризнанных норм международного права перед нормами внутригосударственного права.
В обращении Верховной Рады Украины “К парламентам и народам мира” (от 5 декабря 1991 г.) акцентировалось, что Украина, одна из государств-основателей Организации Объединенных Наций, в соответствии с целями и принципами Устава ООН, направлять свою внешнюю политику на укрепление мира и безопасности в мире, на активизацию международного сотрудничества в решении экологических, энергетических, продовольственных и других глобальных проблем. Внешняя политика Украины будет базироваться на общепризнанных принципах международного права.
Украина проявила готовность строить отношения с другими государствами на принципах:
- равноправия,
- суверенного равенства,
- невмешательство во внутренние дела,
- признание территориальной целостности и нерушимости исторических границ.
Она заявила об отсутствии территориальных претензий, считая свою территорию неделимой и неприкосновенной.
Не преследуя агрессивных целей, Украина подтвердила соблюдение условий договора 1991 г. между США и СССР об ограничении и сокращении стратегических наступательных ядерных вооружений, намерение в будущем стать безъядерным и нейтральным государством. Украина придерживается договора об обычных силах в Европе 1990 г. и формирует свой военный потенциал в пределах минимума, необходимого только для оборонительных целей.
Такая внешнеполитическая стратегия обусловило активное признания Украины многими государствами, установление с ней дипломатических отношений. Уже в январе 1993 г. Украину как независимое государство признали 132 государства мира, из них 106 установили с ней дипломатические отношения.
Украина стремится адаптироваться к Европы на основе международных документов - Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (НБСЄ) (1975), p. Парижской хартии для новой Европы (1990 г.), декларации “Вызов времени перемен”, принятой в июле 1992 г. на встрече лидеров стран-участниц Хельсинкского процесса, в которой принимала участие и Украина.
Такой внешнеполитический курс закреплен ст. 18 Конституции Украины: “внешнеполитическая деятельность Украины направлена на обеспечение ее национальных интересов и безопасности путем поддержания мирного и взаимовыгодного спірпобітниптва с членами международного сотрудничества по общепризнанными принципами и нормами международного права”.
Экономический кризис, который переживает Украина, необходимость реформ, обновление промышленной и сельскохозяйственной технологии нуждаются иностранных инвестиций, использования опыта передовых стран мира, развития хозяйственных связей, активного участия в экономических и финансовых европейских и мировых структурах. На это и направлена внешнеполитическая деятельность Украины. Большое значение придается развитию отношений с США и Канадой, где проживает много выходцев из Украины.
Обнадеживающим является развитие отношений Украины с западноевропейскими странами, что является следствием признания ее важного геополитического положения.
В интересах Украины восстановление прежних и налаживания новых экономических связей с постсоветскими странами, прежде всего с Россией. Отношения между странами СНГ складываются непросто. Определенные проблемы есть и в российско-украинских отношениях. К тому же различные политические силы в Украине неодинаково представляют себе ее внешнеполитическую стратегию. Одни считают приоритетной ориентации Украины на Запад, отмежевание от России, другие предпочитают ориентации на Восток, прежде всего на Россию. Одни выступают за нейтралитет Украины, другие - за ее активное участие в коллективных усилиях по поддержанию мира и безопасности в мире.
Геополитическая ориентация Украины на Европу не означает изоляцию от России. Реальное положение Украины требует направление внешнеполитических усилий туда, где можно обеспечить свои национальные интересы. Важно также определить, в какой мере ее участие в процессах, происходящих в Европе, в России, других странах СНГ, согласуются с этими интересами.
Украина - молодое государство. Ее внешнеполитический курс, геополитические ориентации еще производятся и конкретизированы в соответствии с международной ситуации. Но принципы, которые в основе этого курса, отвечают прогрессивным тенденциям современного мирового политического процесса.
Появление на политической карте мира независимой Украины начала глобальные трансформации не только в этом регионе. Достижения суверенного статуса Украинским государством, по определению американского политолога 3. Бжезинского, является одной из самых заметных геополитических событий XX ст. Став независимой, Украина, по его оценке, создала возможность для самой России как государства и нации - стать наконец демократической. Было время, когда некоторые страны делали выбор между Украиной и Россией. Но впоследствии все, а особенно Западная Европа и США, поняли, что хорошие отношения с обеими странами будут только способствовать стабильности в Европе. Взвешенность внешней политики Украины, ее миролюбивые принципы, мирный характер преобразований в обществе - гарантии безопасности на континенте. Все это способствует становлению действенных отношений Украины с европейским сообществом. Происходят одновременные разновекторные, значительные и далеко идущие по результатам, события. До глобальных трансформаций следует отнести не только появление в мировом сообществе новых политических единиц, в том числе Украины, но и разрушение длительного российского доминирования на контролируемой ею пространстве. Аналитики западного мира практически единодушны относительно определения роли Украины как “детонатора” в разрушении такой силы, какой был СССР.
Украина после длительного пребывания в составе Российской империи, а затем СССР, начала активно реализовывать свой шанс напрямую приобщиться к международному сообществу как его полноправный субъект. Подписанием ею в начале 1992 г. Хельсинского Заключительного акта было увенчано самоопределения и признания государственности украинского народа другими странами, что стало началом деятельности Украины в европейских структурах в качестве равноправного партнера.
Глобальные трансформации вызывают соответствующие изменения в сознании, мировосприятии, политической позиции и общественном поведении десятков и сотен миллионов людей континента. Эволюция взглядов, моральных ориентиров и побудительных мотивов прежде всего связана с демонтажем конфронтационных подходов и рецидивов старого политического мышления. Последнее десятилетие XX в. было призвано определить развитие Европейского континента. При всей неопределенности будущего стало очевидным, что Европа и мир находятся на переходном этапе развития новых отношений.
После стремительного крушения социализма восточноевропейские страны в корне изменили систему внешнеполитических приоритетов. Если до середины 1990 г. они проявляли определенную сдержанность относительно отношений с Западом, то в дальнейшем наметилось существенное потепление в отношениях с ЕС, НАТО. С тех пор прекратились внешнеполитические взаимные консультации восточноевропейских стран; правительства Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, Румынии дистанцировались от Москвы. Существенными в это время становятся и геополитические интересы новообразованных государств и стран Центральной и Восточной Европы, что самовизначилися в социально-политическом развитии.
В последнее десятилетие стал более ощутимым влияние на геополитическое положение Европы объединенной Германии. Изменяя систему ценностных ориентаций, центрально - и восточноевропейские страны начали рассматривать Западную Европу, в частности объединенную Германию как партнера и важный фактор международной политики. Особенно важным является голос ФРГ в ЕС относительно восточноевропейских государств.
Ныне политические элиты демократических государств Запада, а также молодой демократии и стран постсоветского пространства ведут поиск эффективных внешнеполитических программ, военно-стратегического равновесия, которые бы открыли новые возможности для реализации национальных интересов и задач национальной безопасности.
Европейские страны, а с ними и Украина, в начале 90-х годов XX в. вернулись к естественному состоянию, когда в формировании международных отношений существенными стали геополитические факторы - территория, материальные ресурсы, национальная структура и религиозные особенности.
Для Украины, которая на протяжении своей истории находилась в центре геополитических интересов нескольких сверхдержав, внешнеполитический выбор имеет не только внутреннюю, но и международную вес. Стратегическая цель ее заключается в интеграции в европейские и евроатлантические структуры. За многовекторности внешней политики Украины принципиальный европейский выбор обусловлен не временной конъюнктурой, а национальными интересами. Объединенная Европа в соответствии взяла на себя часть ответственности за становление Украины как стабильного и демократического государства, которая своим приоритетом определила полноправное членство в Европейском Союзе, который будет определять лицо Европы XXI века. Этот стратегический курс должен устранить колебания потенциальных партнеров, связанные с “неопределенностью” и “непредсказуемостью” Украины. В то же время он вызывает определенную настороженность некоторых постсоветских стран, в частности России.
Расширение ЕС пока что зависит от расширения НАТО. Для стран Центрально-Восточной Европы переговоры о вхождении их в Евросоюза были отклонены минимум на 4-5 лет. Европейский Союз только в 1999 г. выработал стратегию в отношении России, а затем и в отношении Украины. Но, несмотря на значительное сопротивление со стороны РФ и не только ее, три страны ЦСЄ - Польша, Чехия и Венгрия - уже весной 1999 г. вошли в Североатлантический альянс (НАТО). Однако стратегические интересы Украины, опыт Польши, стран Балтии и других стран Центральной и Восточной Европы свидетельствуют о необходимости суттєвіших стараний относительно сближения с ЕС.
Учитывая растущую взаимозависимость мира в ракетно-ядерную эпоху понимание безопасности как исключительно военно-стратегической проблемы уходит в прошлое. Безопасность сейчас имеет многокомпонентный характер. При этом чисто военные, внешнеполитические аспекты безопасности уже не являются определяющими для государства или нации, принадлежащих к системе сложных глобальных и региональных отношений. Безопасность каждой страны имеет и конкретно-исторический характер, детерминированная внутренними и внешними факторами, зависит от наличия надежных партнеров и консолидирующей политики власти.
В Центральной и Восточной Европе исторические аспекты безопасности является особенно ощутимыми, а в некоторых направлениях доминирующими. Исторически сложились две линии: соперничество между Россией и Западом, с одной стороны, и их взаимодействие в развитии Европы - с другой. Если Россия или СССР стали полюсом силы на Востоке, то на Западе континента таким полюсом в основном была Германия. Длительный период восточноевропейские страны были промежуточным пространством, “санитарным кордоном” или сферой разделения влияния сильных соседних империй, объединений. Поэтому важным геополитическим фактором стало снятие с политической повестки дня германского вопроса, как одной из главных признаков нового этапа исторического развития Европы в конце XX ст. Отныне мирный порядок на континенте должно основываться на природной основе, к которой, помимо прочих изменений, принадлежит выход на политическую арену Украины как субъекта международных отношений и наличие в центре Европы единой мощной, стабильной и влиятельного Немецкого государства. Если для Украины, как и для других стран молодой демократии, проблемы нового государства, экономического роста, преодоления кризиса являются приоритетными, то для Германии они не имеют такой остроты, а ее экономические достижения являются привлекательными для соседей.
При таких кардинальных изменений интересам безопасности соответствуют расширения политического диалога, снижение уровня вооружений, преодоление региональных военных конфликтов и т.п. Важная роль принадлежит росту доверия между странами молодой демократии и другими государствами континента и мира, создание новой надежной системы коллективной безопасности.
Для Украины, как и всех государств Центральной и Восточной Европы, важным геополитическим фактором является общеевропейский процесс, вхождение в европейский и мировой общественности на основе ценностей западной демократии. Этому подчинены внешнеполитические приоритеты, наладка принципиально новых двух - и многосторонних отношений, а также соответствующая внутренняя трансформация. Стержнем этого процесса является положения Итогового акта об отсутствии территориальных претензий друг к другу всех участников Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЄ), о нерушимости границ, сложившихся исторически. В отличие от некоторых других стран, Украина не выдвигает территориальные претензии к своим соседям.
Принципиально важным новым измерением геополитического положения в Центральной и Восточной Европе стало добровольно взятое Украиной и выполнено ею обязательство о безъядерном статусе государства. Вывоз и уничтожение в 1996 p. третьего по величине ядерного арсенала мира, унаследованного от СССР, значительно повысило уровень безопасности стран континента. Это беспрецедентное явление мировой практики является вкладом Украины в безопасность каждого государства, человеческого сообщества.
В середине 90-х годов XX в. значительно вырос уровень общей безопасности на Европейском континенте, но определенное напряжение вызывали локальные конфликты, которые в разной степени затрагивали интересы многих государств мира. Преодоление конфронтации “коммунизм - капитализм” изменилось локальным противостоянием политических сил, міжнаціональним соперничеством и этнической напряженностью в регионах Европы: на Востоке и Юге эти процессы носят угрожающий характер, на Западе бросают вызов европейской экономической и политической интеграции.
Войны, вспыхнувших в бывшей Югославии и на просторах бывшего СССР, - проявление антидемократической светской идеологии, отрицание ее ценностей. Поэтому интересам ускорения переходного периода должен служить, собственно, демократический характер развития.
Увеличение числа субъектов внешнеполитической деятельности в Центральной и Восточной Европе осложняет взаимодействие государств. Это наряду с другими факторами привело к нарушению баланса сил в регионе, укрепило позиции ведущих государств Запада. Не удивительно, что общей направленностью большинстве стран, возникших на руинах восточного блока, является стремление к взаимодействию с Европейским Союзом, стремление как можно быстрее прикрыться “зонтиком НАТО”.
Государства Запада одобряют желание восточноевропейских стран участвовать в европейских интеграционных процессах, но не поддерживают прямую участие, а переходные формы. Так, специальное соглашение об ассоциации с ЕС 1991 г. предусматривала льготы Польши, Венгрии и тогдашний Чехо-Словакии в торговле. Впоследствии такой статус получили Болгария, Румыния и другие страны. В 1994 г. было подписано соглашение о сотрудничестве с Украиной. Хотя это соглашение и не предоставляет статуса ассоциированного членства, она способствует расширению взаимодействия обеих сторон.
Перспектива интеграции восточноевропейских стран в западных структур не близка, но стимулирует стремление молодых государств к общеевропейским стандартам. Один из переходных вариантов - создание специальных структур, приближенных к западных организаций, что делает возможным диалог, консультации с ними. Такой структурой является Совет североатлантического сотрудничества, создана в конце 1991 p. Практика регулярных консультаций в рамках ЕС предусматривает проведение встреч на уровне его руководства и министров иностранных дел, обороны стран молодой демократии. Вхождение новых стран к ЕС - это результат кропотливой деятельности сторон. Украине предстоит пройти этот путь.
Для современной Украины особенно важным является регион Центральной и Восточной Европы, соответствующие объединения стран этой части континента. Она прилагает немало усилий для расширения отношений в рамках Центральноевропейской инициативы (ЦЄІ). Важным сдвигом в этом направлении стало приобретение ею 1996 г. статуса полноправного члена ЦЄІ, что является ощутимым шагом к реализации стратегической цели - вступлению в ЕС, интеграция в европейское экономическое пространство.
В последние годы стала четкой позиция Украины относительно СНГ. Существенным для самого Содружества и Европы в целом является то, что Украина отрицает предоставление СНГ статуса субъекта международного права. Это, как известно, не устраивает Москву. Однако такой подход, собственно, и отличает позицию Киева.
Привлекательной, по мнению многих восточноевропейских политиков, является концепция расширения блока НАТО на Восток, прежде всего за счет Польши, Венгрии и Чехии. Такие планы наталкивались на серьезное сопротивление. Франция не соглашалась, чтобы “зонтик НАТО” прикрывала Венгрию и игнорировала Румынию. Италия настаивала на включении в НАТО Словении. Для Турции перспектива членства Болгарии в Североатлантическом блоке (в дополнение к традиционно недружественной православной Греции) тоже не является привлекательной. В США и России сначала тоже неодобрительное отнеслись к этим предложениям. А ФРГ опасалась, что расширение НАТО может даже разрушить блок.
За последние годы развили отношения стран молодой демократии с НАТО, который одновременно с расширением на восток в поисках новой модели устанавливает тесные отношения с Россией. За последние годы Североатлантический альянс сосредоточился на предотвращении конфликтов и урегулирования кризисов, а не на подготовке возможных широкомасштабных военных операций. Более ощутимой стала его политическая роль в сфере сохранения безопасности и стабильности.
НАТО активизировал свое участие в преодолении кризисных ситуаций и миротворческой деятельности: поддержка усилий ООН обуздания агрессии Ирака в 1990, p. действия по установлению мира в бывшей Югославии. Правда, не все государства одобряли его действия. В миротворческих операциях принимали участие и военнослужащие украинского батальона. Благодаря международному сотрудничеству, в соответствии с мандатом ООН, было достигнуто мира в Боснии и Герцеговине.
В то же время военные действия НАТО по “обузданию гуманитарной катастрофы в Косово” 1999 г. граничили с возможностью разрушения весьма неустойчивого равновесия в системе международных отношений на континенте. Такая политика Североатлантического союза с новой силой продемонстрировала остроту “морального измерения” “внедрение” демократических основ развития через военный принуждение. Дальнейший ход событий в этом регионе ставит под сомнение основы новой доктрины нато относительно “географических границ ответственности”, которые выходят за границы его стран-участниц.
Практика последних десяти лет свидетельствует о заинтересованности Североатлантического союза в сотрудничестве с Россией, Украиной и другими государствами постсоветского пространства, что нашло свое проявление в специальной программе “Партнерство ради мира”. В русле этого сотрудничества 7 мая 1997 г. в Киеве был открыт Информационный центр НАТО - первый такой центр в стране, не входящей в альянс. Его задача - оперативное информирование о делах в НАТО. В соответствии началась структурирование отношений по линии Киев - Брюссель, которые официальные лица называют особым партнерством, что признает международную значимость Украины и ее несомненный потенциал в европейской безопасности.
29 мая 1997 г. в Синтры (Португалия) парафировано Хартию об особом партнерстве НАТО с Украиной. Президент Украины и главы государств, правительств блока подписали Хартию об особом партнерстве на саммите НАТО в Мадриде. В июле 1997 p. Хартия Украина-НАТО вступило в силу. Показательно, что НАТО отстаивает принципы стабильности и неприкосновенности границ государств-участниц, гарантирует им территориальную целостность. Такие принципы альянса очень весомые для нашей страны. Ведь отдельные политические силы соседних государств неоднократно выдвигали некоторые территориальные претензии к Украине. Вместо этого НАТО признает территориальную целостность, границы Украины и ее демократический выбор.
Конкретный вклад Украины в общеевропейскую безопасность заключается в том, что она не унаследовала “ядерного менталитета” СССР, отказалась от конфронтационных подходов, осознала собственную ответственность за международную безопасность. Этот взвешенный подход засвидетельствовали Декларация 1990 г. о государственном суверенитете. Основные направления внешней политики, одобренные 1993 p. Верховной Радой, Концепция национальной безопасности Украины, принятая в начале 1997 г., действующая Конституция Украины, соглашения с соседними странами. Конституция Украины является рычагом консолидации общества, углубления демократических преобразований и утверждение территориальной целостности Украины. Так, если на протяжении длительного времени отношения Украины с Россией были центральными в политической жизни Киева и нерешенной проблемой национальной внешней политики, то подписание в мае 1997 г. широкомасштабного украинско-российского договора и других документов, их ратификация в 1998-1999 гг. знаменует качественно новые политико-правовые принципы в отношениях между ними. Достигнуты договоренности невозможным конфронтацию в межгосударственных отношениях, обеспечивают уровень безопасности в регионе и стабилизируют новый геополитическое пространство.
Украина уверенно развивает отношения и с другими постсоветскими государствами. В то же время Киев последовательно выступает против превращения СНГ в конфедерацию или федерацию нового типа, рассматривая ее как межгосударственный форум для активного двух - и многостороннего сотрудничества, прежде всего экономического.
Новым измерением взаимоотношений в СНГ стало формирование отношений четырех стран: Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы, которые образовали объединения ГУАМ. Характерно, что болевой точкой для каждой из них были территориальные проблемы: для Грузии Абхазия, Карабах для Азербайджана, Молдовы и Приднестровья для Севастополь и Крым для Украины. Эти страны ощущали на себе давление гео-политических амбиций России. В то же время в определенной степени совпадают их экономические интересы. Объединяет их и стремление к усилению своего статуса на постсоветском экономическом и политическом пространстве. Однако, как показывает ход событий, объединения ГУ AM пока не получило определенного организационного оформления и ограничивается проведением встреч лидеров этих стран и министров.
Не менее важными для геополитического положения Украины является налаживание отношений с другими соседями:
- предоставление украинско-польским отношениям характер стратегического партнерства;
- ратификация украинско-молдавского договора в 1996 г.;
- подписание 1997 г. договоров с Беларусью о государственную границу;
- с Румынией об отношениях добрососедства и сотрудничества.
Весомым вкладом в укрепление международных отношений стало подписание лишь в течение 1997-2000 годов более 20 государственных, 150 межправительственных и межведомственных соглашений и документов. Это свидетельствует, что Украина в новом геополитическом пространстве уладила практически все проблемы, устанавливая партнерские и добрососедские отношения.
Особенность геополитического положения Украины заключается в том, что, будучи открытой для интеграции в Европу, она, в отличие от других стран Центральной и Восточной Европы, вынуждена преодолевать две линии разделения континента, которые возникли после Второй мировой войны. Первая - предел, что размывается и исчезает, - между странами бывшего Варшавского Договора и остальной Европы. Вторая - западную границу бывшего СССР, что порой воспринимается как предел очень неоднородной и аморфной СНГ, которая отдаляет Украину от ее природных партнеров в Центральной и Восточной Европе.
Украина, последовательно интегрируясь в общеевропейской сообщества, рассматривает углубления интеграционных процессов на континенте как необходимую предпосылку создания системы глобальной безопасности, утверждение нового геополитического пространства, которое будет отвечать требованиям XXI века. С принятием ее в Совет Европы, ЦЄІ и сотрудничества с другими европейскими объединениями появились принципиально новые возможности для применения многовекового опыта демократических государств Европы в практике государственного строительства, восхождение к цивилизационного уровня развития. Украина укрепила сотрудничество и с такими влиятельными международными организациями, как Международный Валютный Фонд, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития. Инициатива НАТО “Партнерство ради мира” дала возможность Украине гибко подойти к развитию сотрудничества с Североатлантическим альянсом, имея с ним такой уровень сотрудничества, который соответствует его индивидуальным требованиям и возможностям.
Анализ конкретного геополитического положения Украины и внешнеполитических шагов свидетельствует о наращивании усилий к утверждению нашего государства в лоне европейских народов, в мировом сообществе. Заметны и достижения украинской дипломатии, что сказывается на росте объемов и качества отношений с близкими соседями и со странами других регионов. Хоть и медленно, но растут иностранные инвестиции. Ведущие места в этой сфере занимают капиталы США, ФРГ и Великобритании, чему способствовали политические и экономические факторы.
Системные особенности современных геополитических процессов и роль Украины в их развития фокусируются на таких аспектах:
1. Глобальные трансформации, начатые на рубеже XX-XXI веков, еще не завершились. Учет близких и отдаленных (как желательных и нежелательных) потенциально возможных изменений в регионе и за его пределами крайне важно для Украины и других стран Европы. Поэтому в интересах нашего государства и континента является укрепление доверия, расширения политического диалога и сотрудничества на двух - и многосторонней основе в рамках общеевропейского процесса, меры по преодолению экономического кризиса, соблюдение фундаментальных общечеловеческих ценностей.
2. Конструктивными в деятельности государств молодой демократии возникают адаптация внешнеполитических принципов, корректировки стратегических приоритетов с учетом новых реалий, формирование четких критериев геополитического и геоэкономического положения, учет сложных условиях переходного периода Европейского континента.
3. Преодолевая трудности, Украина продолжает процесс расширения своего дипломатического присутствия в мире, постепенно становясь влиятельной европейской и мировой державой, все больше превращаясь в реального и активного субъекта международных отношений, который имеет свои национальные интересы и решает их в кругу европейских народов.


Назад