Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

19.3. Понятие политического менеджмента


Политический менеджмент как наука и искусство анализа тенденций политического развития играет чрезвычайно важную роль, способствуя выработке рекомендаций для политического руководства, реализации управленческих решений, проектированию новых типов мышления, жизнедеятельности социальной организации. В своих ценностных установках политический менеджмент опирается на конструктивность, компетентность, профессионализм, гуманизм и здоровый прагматизм.
Понятие “менеджмент” (англ. management - управление, управление) означает совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления материальными и человеческими ресурсами. Этот процесс осуществляют определенные группы людей, которые в соответствии с законодательством и принятых в обществе норм поведения реализуют властные функции по государственной, коммунальной, корпоративной собственности.
Все, что касается менеджмента на производстве (на уровне фундаментальных принципов управления), применяют и в политической деятельности. Недаром талантливые менеджеры производства часто становятся известными политиками и государственными деятелями.
Политический менеджмент - система управления политическими процессами; наука и искусство анализа тенденций политического развития, предвидение его последствий, выработка рекомендаций для политического руководства и обеспечения реализации в политической практике.
Политический менеджмент охватывает систему управления политической сферой общества на основе использования форм, методов и технологий правового менеджмента и политического маркетинга. Он предусматривает непосредственное рассмотрение, принятия и воплощения в жизнь политических решений. Эта функция возложена на специализированную группу людей (политическая, правящая элита), которая добивается необходимого поведения людей - членов общества - с помощью правовых норм, уговоров и манипулирования. Эти виды со-ціотехніки управления называют еще инструментами регулирования воздействия на людей.
За нарушение субъектом или объектом политики правовых норм (законов, постановлений, указов и иных нормативных актов), руководящая группа прибегает к санкций: увольнение с работы, запрет на профессии, ограничение некоторых прав (поездки за границу, публикации своих трудов и т.п.), обструкция в средствах массовой информации, судебное и административное преследование. Кроме санкций, руководящая группа использует и средства поощрения: доступ к материальных благ и услуг, популяризация в средствах массовой информации и др. Такие виды воздействия на общественность часто применяют для раскола общественных групп, которые не разделяют доминирующих норм поведения, моральных ценностей, оценок общественно-политической ситуации.
Влияние на субъекты и объекты политики с помощью уговоров осуществляют тогда, когда пытаются убедить их в необходимости определенного политического выбора. Техника уговоров предусматривает привлечение рациональной и нерациональной аргументации, использование статистических данных, фактов, прагматичных аргументов, результатов социологических и соціопсихологічних исследований. Во время нерациональной аргументации полагаются не на истинность аргументов, а на личностные качества людей, которые разделяют аналогичные мысли, на авторитеты, мнения большинства граждан и др. Используют и технику формирования эмоционального компонента, когда обращаются к стереотипов, национальных интересов, высмеивание, запугивания и др.
Манипулирование общественным сознанием используют при необходимости повлиять на субъекты, объекты политики, влиятельных кругов. Средства манипулирования разделяют на речевые и неречевые. Языковые предусматривают использование определенных штампов, сроков, идеологических и политических клише и т.д. К неязыковых принадлежат манипулирования информацией: блокировка “невыгодной” информации, задержание ее или изложения в благоприятном для себя смысле. Чаще всего используют фрагментарность информации, что делает невозможным оценку определенного события в полном объеме, объективно. Это пассивный вариант манипуляции. К активным принадлежит насаждения стереотипов, “правильных” норм и ценностей.
В политической сфере выделяют менеджмент избирательной кампании, деятельности правящей (или правительственной команды и менеджмент отдельной политической кампании по рекламированию определенных ценностей, доктрин, программ и т.п. А процесс управления рассматривают на различных уровнях управленческой иерархии: общегосударственном, региональном, местном, отраслевом и др.
Процесс организации и проведения избирательной кампании требует, кроме всего прочего, хорошо организованной команды профессионалов в области политических технологий, политологии, социологии, социальной психологии и менеджмента, призванной заниматься материально-финансовым обеспечением кампании, организационными, политико-идеологическими и многими другими вопросами.
По распределению функций в команде выделяют тех, кто готовит материалы для кандидата и кто занимается текущими организационными проблемами. Это дает возможность кандидату сосредоточиться на стратегических вопросах.
В целом ближайшее окружение кандидата по количеству не должен превышать семи-девяти человек. Хотя, конечно, некоторые могут эффективно управлять большим количеством людей одновременно. В идеале команда кандидата должен быть своеобразным прототипом будущей правительственной команды (если это президентские выборы). Хотя на практике не всегда так бывает.
Патронажную часть команды, как правило, составляют один-два менеджеры, советники по экономике, внутріполітичних вопросам, проблемам внешней политики, пресс-секретарь и специалист по имиджу. Аппаратная часть, которую возглавляет главный менеджер, внедряет в жизнь стратегические и тактические замыслы ее интеллектуального центра команды, решает конкретные вопросы политического реклама и т.д.
Официальной частью команды кандидата после его регистрации есть доверенные лица, которые имеют юридические полномочия представлять кандидата в отношениях с избирательными комиссиями, органами власти и средствами массовой информации.
Украинское законодательство 1994 г. позволяло кандидату в президенты иметь до 30 доверенных лиц, кандидату в мэры и губернаторы (председатели соответствующих советов народных депутатов) - до 10, кандидату в депутаты парламента - до 5, а кандидату в местных органов власти - до 3 доверенных лиц.
Функционально команда, кандидата должен иметь следующие структурные подразделения (рассмотрим на примере предвыборного штаба 42-го Президента США. Клинтона): группы политического анализа, прессы, планирование, распространение материалов, подготовки статей и выступлений, работы со штатами, организации массовых мероприятий, служба редактирования уже подготовленных выступлений и заявлений (в составе психологов, юристов, ведущих и других специалистов), а также “бригада быстрого реагирования” (ее задачей является организация откликов на события, заявления и действия конкурентов).
Во время организации выборов желательно создать неформальные группы поддержки:
- группа сторонников в составе популярных представителей творческой и научной интеллигенции может действовать как “фигура ретранслятора”;
- группа организационно-методического и научного обеспечения в составе психологов, специалистов по политического менеджмента и маркетинга, средств массовой информации, художников и полиграфистов, сторонников; призвана разрабатывать необходимые материалы, рекомендации и образцы наглядной агитации;
- группа быстрого реагирования оперативно - изучает общественное мнение с целью исследования динамики рейтинга популярности кандидата, отдельных его положений программных установок и особенностей формирования политического имиджа.
До начала предвыборной кампании следует иметь объективную информацию для анализа политической ситуации в стране, в избирательном округе:
- исторические и географические особенности округа;
- социально-демографическая характеристика округа;
- социально-экономическая структура, состояние ее развития,
- проблемы и перспективы развития промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг и др.;
- транспортная сеть;
- деятельность политических партий, общественных организаций, групп давления, неформальных структур;
- карта округа с пределами избирательных участков, кварталов, улиц с количеством избирателей;
- политические традиции голосования избирателей на предыдущих выборах, референдумах, опросах общественного мнения;
- наличие влиятельных лиц (неформальных лидеров);
- самые влиятельные средства массовой информации, их адреса, телефоны;
- досье на конкурентов.
Основные положения стратегии избирательной кампании основаны на результатах анализа политической ситуации. Если первый стратегический шаг (выбор округа) осуществлен, следует прибегнуть к таким процедурам:
· сравнить сильные и слабые стороны кандидата и его оппонентов с учетом политической ситуации в округе и стране в целом;
· проанализировать демографическую, историческую, географическую, экономическую, социальную ситуацию в избирательном округе;
· определить принципиально важные вопросы для избирателей определенного округа и сформулировать в своей программе ответы на них;
· сформулировать основные принципы избирательной кампании и средства их реализации (стратегию и тактику организации выборов).
При выработке программы кандидата следует учесть:
- программа должна содержать ответы на самые актуальные для избирателей проблемы;
- ее структура может быть произвольной, но в основном в ней должно быть к девяти содержательных блоков;
- производство программу, сначала в нее вносят “все, что надо”, а потом отвергают “все, что можно”;
- изложение и полиграфическое воспроизведение программы должны учесть уровень общей, политической и психологической культуры избирателей.
На этом этапе желательно предусмотреть, какими слабыми местами могут воспользоваться конкуренты, пытаясь создать негативный имидж программе и кандидату. В то же время следует предвидеть вероятные тенденции развития интересов, политической культуры избирателей.
Стратегия избирательной кампании в основном базируется на следующих элементах:
- декларирование причастности к определенной политической партии, предвыборного блока, властной структуры, политического лидера и т.п.;
- создание межличностных контрастов кандидатов;
- создание идеологического контраста кандидатов;
- ставка на базовую проблему;
- формирование положительного имиджа кандидата;
- создание негативного имиджа конкурентов;
- создание предвыборных коалиций;
- ставка на властные структуры;
- ставка на общественно-политические структуры;
- ставка на средства массовой информации;
- деморализация конкурентов.
Если стратегия кампании призвана дать ответ на вопрос “что нужно делать?”, то тактическая часть плана должна дать ответ на вопрос “как?” и “когда?”.
Реализация тактических аспектов избирательной кампании связана с решением следующих проблем:
- подбор и организация работы “аппаратной” команды;
- составление графика работы кандидата (выступления перед избирателями, записи речей на телевидении, радио, встречи с влиятельными людьми и т.д.);
- слежение за действиями конкурентов и организация противодействия;
- подготовка и организация выступлений кандидата в СМИ (тексты, внешность, формы подачи материалов);
- создание рекламной печатной, видеопродукции;
- организация проблем материально-финансового, транспортного обеспечения кампании;
- налаживание контактов с общественностью, общественно-политическими структурами и влиятельными людьми в округе.
Все эти вопросы должны решаться одновременно конкретными исполнителями из команды кандидата.
В политическое, информационно развитых странах существует возможность использовать во время избирательных кампаний самые современные технологии политической коммуникации. К ним относятся кабельное телевидение, видеотехнологии, видеопродукция, телеконференции, “показания” известных людей о кандидате, репортажи о его деятельности и т.д.
Эффективность социального управления зависит от информационно-управленческой модели, технологии принятия решений, социально-психологических ролей участников правящей команды, распределения функций в ее аппарате и т.д. Понятие “правящая команда” охватывает аппарат управленческого органа - от администрации президента до субъекта хозяйствования. В демократическом государстве не менее важными являются общение правительства с общественностью, СМИ (“паб-лик рилейшнз”).
На деятельность правящей команды влияют разнообразные организационно-технологические, информационные и социо-психологические факторы.
Организация работы правительственной структуры предусматривает формирование информационных потоков, направленных к центру принятия решений. Заботясь о полноте и полнота информации, следует предусмотреть систему фильтрации несущественных сведений.
Информационная система выполняет следующие функции:
- предупредительную (отслеживание тревожных для социально-политической системы событий;
- образовательная (фиксация фактов вместе с комментариями специалистов);
- прогнозную (предвидение возможных явлений, процессов, вероятные формы воздействия на них).
Руководство работой властных структур (администрация президента, правительство, министерства, ведомства и т.д.) предусматривает формирование структуры управления, налаживание информационных потоков, отработка модели и процедур принятия политических, экономических и других решений.
Процесс принятия политического, правительственного, другого решения предусматривает следующие этапы:
- сбор, обработка и интерпретация информации;
- выделение альтернативных проектов решений;
- выбор на основе принятых процедур окончательного варианта из имеющихся альтернатив;
- реализацию на практике принятого решения;
- контроль за выполнением решения;
- корректировка (при необходимости) решение.
По мнению соціопсихологів (А. Джордж), существуют три основные модели принятия решений: формальная, соревновательная и коллегиальная.
Формальная модель базируется на четкой иерархии системы коммуникации и процедур прохождения информации.
Состязательная модель предусматривает альтернативные информационные потоки и соответствующие проекты решений. Она открыта для любых альтернатив, независимо от адресатов и каналов ее поступления.
Коллегиальная модель требует коллективного труда в поисках оптимального проекта решений. Коллегиальные команды формируются независимо от социального статуса, принадлежности к организационных структур работников аппарата. В состязательной модели сохраняется определенная иерархия, хотя иногда санкционируется поступления альтернатив из среднего звена к центру принятия решений без согласования с чиновниками высшего уровня.
Политический опыт свидетельствует, что предвыборная команда не всегда становится правящей. И не только потому, что, выиграв выборы, президент, учитывая политические реалии, сформирует правительство не только из своих сторонников. Чтобы привлечь на свою сторону не только большинство тех, кто проголосовал за него, но и большинство членов общества (это не тождественные понятия по любой избирательной процедуры), он нередко привлекает к правящего кабинета представителей других политических сил, конечно, по их готовности подчиняться командной стратегии.
Во время создания правящей команды (центра принятия управленческих решений) принимают во внимание внутренние (вытекающие из предвыборных соглашений с политическими силами) и внешние (связанные с попытками расширение социальной базы поддержки) аспекты, пользуясь при этом профессиональными, политическими и психологическими критериями. Следовательно, встает вопрос о соотношении в составе команды политических и карьерных чиновников (аппаратчиков), относительно которого универсальной формулы не существует. А на конкретную конфигурацию конкретной команды влияют общественно-политическая ситуация, отдельные социальные группы и их лидеры.
На эффективность работы кабинета особенно влияют психологические факторы, которые реализуются через межличностные отношения членов команды. Отсутствие взаимопонимания, нездоровая морально-психологическая атмосфера может спаралізувати работу даже высокопрофессиональной, политически сбалансированной команды. Прежде всего следует проанализировать распределение соціопсихологічних ролей в команде, позаботиться в случае его несбалансированности о коррекции межличностных отношений в ней.
Любой руководящий коллектив предусматривает ролевое распределение: председатель, секретарь, генератор идей, аналитик, организатор, информатор, психолог.
Председатель формулирует стратегию, определяет задачи кабинета, приоритеты деятельности, распределяет обязанности между членами команды, психологически мобилизует их на реализацию генеральной линии.
Секретарь организует практическое воплощение стратегической линии команды, контролирует соблюдение дисциплины выполнения планов, объединяет идеи в один законченный проект и добивается его реализации.
Генератор идей, имея самый высокий уровень интеллекта и самую развитую фантазию, является поставщиком идей, предложений, проектов решений.
Аналитик оценивает альтернативы, анализирует проекты решений.
Организатор рационализирует исполнительный процесс, доводит его до завершения. Нередко вместе с секретарем осуществляет контрольные функции.
Информатор является поставщиком новых идей, интересных фактов благодаря высоким коммуникативным способностям и разветвленным межличностным контактам.
Психолог гармонизирует межличностные отношения, цементирует команду на эмоциональной основе, утоляет страсти и поддерживает инициативу.
Знание и анализ сильных и слабых сторон каждого члена кабинета с учетом их функциональных обязанностей и соціопсихологічних ролей позволяет оптимально использовать потенциал каждого по обеспечению эффективной работы кабинета.
Рассмотрен распределение ролей является условным. Отдельные лица часто сочетают ролевые функции в самых разнообразных их соотношениях. Единственное, чрезмерное количество в команде “голов” и “генераторов идей” может привести к бесплодных дискуссий и раскола.
Демократическое общество предполагает возрастание роли и влияния массового сознания на центры принятия решений. А массовое сознание членов общества в соответствии формируется под влиянием информации правительственных структур об их деятельности.
В работе с масс-медиа органы власти должны придерживаться таких правил:
- информировать, ориентируясь на общественность;
- подавать новости в доступной форме;
- важнейшие новости сообщать в начале встречи с прессой;
- не спорить с журналистами;
- давать (по возможности) прямые ответы на прямые вопросы;
- говорить правду, даже если это трудно сделать;
- за невозможности ответить, честно признаться в этом, пообещав сделать это в другой раз;
- не собирать на встречу журналистов за отсутствия информационного повода;
- мать “домашние заготовки” относительно вопросов и ответов на них;
- выработать стандарты общения с представителями СМИ;
- вести постоянный мониторинг сообщений СМИ по актуальным вопросам;
- всегда на завершение разговора акцентировать на ключевой проблеме разговора, поскольку последнее запоминается лучше всего.
А главное - не выпустить ситуацию из-под контроля, действовать уверенно, убедительно.


Назад