Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

19.4. Сущность политического прогнозирования


Человечество всегда стремится как можно больше знать о своем будущем, его заинтересованность прогнозам имеет сильные жизненные мотивы. Реализации стремлений способствует прогностика - наука, охватывающая методологию исследования динамики и перспектив развития различных процессов и явлений общественной жизни. Поскольку от уровня прогнозирования зависит эффективность планирования и управления, политическое руководство видит в научно обоснованных прогнозах одну из гарантий предполагаемого развития конкретных событий и общественно-политических процессов в целом.
Прогнозирование является своеобразным опережающим отражением действительности, а способность к нему - элементом интеллектуальной деятельности, одной из главных функций сознания личности. Стимулирует его многогранная действительность, которую человек стремится познать, посмотрев глазами разума в будущее (Платон). Такое знание важное и для принятия политических решений. Ведь будь-какова ситуация всегда в определенной степени неопределенная, и вполне естественным является стремление человека снизить уровень этой неопределенности.
В переходных обществах уровень неопределенности значительно возрастает, а отсутствие видения будущего пугает, сковывает инициативу граждан. Поэтому субъект политического процесса, заботясь о широкую поддержку в обществе, особое место отводит в своих программах моделированию будущего и путей его достижения. На государственном уровне постоянно отрабатывают десятки различных программ. Чтобы оценить их с точки зрения оптимальности, используют прогноз (греч. prognosis - предвидение).
Политическое прогнозирование - научное исследование (предвидение) перспектив конкретного политического субъекта, политической ситуации и политического процесса в целом.
В политологии различают политическое прогнозирование как научное исследование конкретных перспектив политической ситуации и как практику выработки прогнозов. Прогноз является научно обоснованным суждениям о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его обеспечения. Прогнозирование охватывает специальные научные исследования конкретных процессов, явлений, событий с целью получения качественно иных знаний - тех, характеризующие перспективы объекта исследования.
Прогноз необходим для избежания нежелательных результатов развития событий, обеспечения хода их в желаемом направлении. Прогноз как новое знание существует в таких формах:
- знания о неизвестные на момент прогнозирования свойства объектов реальной действительности;
- знания о свойствах не существующих на момент прогнозирования объектов.
В прогнозировании существенными являются два аспекта:
1) предсказывает, описывает возможные, желательные или нежелательные перспективы, состояния, решения;
2) предусматривает определенное решение благодаря осознанию состояния проблемы, использованию информации о возможных результаты целенаправленной деятельности.
На этом основании в проблеме прогнозирования выделяют два аспекта: теоретико-познавательный и управленческий (связанный с возможностью принятия на основе прогностического знания определенного решения).
Прогнозирование охватывает все сферы жизнедеятельности людей. Относительно общественного развития одним из важнейших является политическое прогнозирование, объект которого - политика (внутренняя и внешняя), а предмет познания возможных состояний политических событий, явлений, процессов. В связи с этим различают внутріполітичне и внешнеполитическое прогнозирования.
Внутріполітичне прогнозирования. Охватывает всю внутреннюю политику. Один из его аспектов связан с прогнозным оценкам конкретных политических событий, является прикладным, реализуется в процессе политической деятельности. Субъект такого прогноза - государственные и политические органы. Другой аспект касается деятельности политических институтов, политических процессов общества. Реализует его научный коллектив, специализирующийся на изучении политической системы общества.
Внешнеполитическое прогнозирования. Осуществляет прогнозы относительно субъектов, явлений и процессов в сфере международных отношений и внешней политики. Оно является источником всесторонней информации о общую обстановку в мире, регионе, стране, о тенденции, направления развития и факторы, которые стимулируют определенные события, способствует видению новых возможностей общественно-политического развития. В прогнозировании международных отношений, прежде всего сосредотачиваются на взаимоотношениях государств.
Политическое прогнозирование является частью практической политики. Для упорядочения прогнозов прибегают к их типологизации в зависимости от целей, задач, объектов, характера, периода действия, средств и др. Основным при этом является проблемно-целевой критерий, который указывает на цель прогноза. Соответственно различают два типа прогнозов: поисковые и нормативные.
Поисковый прогноз направлен на определение возможных состояний политического явления, процесса, события в будущем средством экстраполяции, который дает возможность наблюдать тенденции по условного абстрагирования от решений, способных изменить эти тенденции. Цель его заключается в выявлении и уточнении перспективных проблем, подлежащих решению средствами политического управления. Такой прогноз отвечает на вопрос: что скорее всего состоится в обществе за существующих социально-политических тенденций?
Нормативный прогноз способствует определению путей и сроков достижения возможных состояний объекта политического прогнозирования. Главное для него - предусмотреть способы и время, необходимые для достижения заранее заданных норм, идеалов, стимулов, цели. Такой прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого?
За периодом предупреждения (сроком, в течение которого действует имеет ли действовать прогноз) различают:
- оперативные (текущие);
- краткосрочные;
- среднесрочные;
- долгосрочные;
- стратегические прогнозы.
Эта градация прогнозов относительна и зависит от характера и цели прогноза. В политической сфере соответственно характера и темпов развития явлений приняты такие временные параметры прогнозов: оперативные - до одного месяца; краткосрочные - до одного года, среднесрочные - до пяти лет; долгосрочные - свыше пяти лет (в пределах пятнадцати-двадцати лет); стратегические - более двадцати лет.
Объективная основа прогнозирования политических событий заключается в том, что их будущее сокрыто в настоящем, то есть существует потенциально; новое содержится в старом (прошлом), но только гипотетическое, вероятно. Поэтому для прогнозирования будущего необходимое познания действительности, точнее, возможностей, тенденций, скрытых в политической системе. Благодаря этому научный прогноз раскрывает будущее (еще неизвестно) политического события, обусловлено ее предысторией, а также по состоянию на определенное время.
В познании действительности важным является знание истории (“Кто не знает прошлого, не владеет настоящим, не достоин будущего”, - гласит народная мудрость). Общество, которое знает свое прошлое, иначе организует свое настоящее и будущее. Эта закономерность прослеживается на примере бывшего Советского Союза, когда в период гласности было открыто информацию о сталинизме, ГУЛАГ, репрессии, голодомор, Чернобыль. Это стало одной из причин коллапса СССР, демократизации политической системы. Поэтому одним из самых драматичных направлений политической борьбы является борьба за исторические знания.
Увидеть в прошлом будущее можно с помощью законов развития объектов политического прогноза. Одним из них является закон причинности, который гласит, что явление имеет свою причину, то есть его порождают определенные условия. Поэтому любое познание требует осознания причин явления. Зная их, можно предсказать последствия. А если для общества эти нежелательные последствия, субъекты политики, осознав это, имеют время для поиска возможностей нейтрализации этих причин.
Для успешного прогнозирования на основе законов необходимо знание их системы, механизма действия и использования. Хотя история развивается по объективным законам, но творят ее люди, ускоряя или замедляя ее развитие. Во многом это зависит от того, насколько принимают во внимание эти законы. Игнорирование их или неумение ими пользоваться приводит к субъективизму и авантюризма в политике.
Процесс познания законов слишком сложный, обусловленные законами отношения людей постоянно меняются. Например, политические отношения оказываются как политические интересы. Поэтому в механизме социально-политических законов важную роль играет такой объективный фактор, как социально-политические интересы, потребности и стимулы, которые постоянно меняются. В прогнозировании важная информация о интересы, потребности и стимулы всех слоев населения. Существенным является и то, что законы, которые действуют в социально-политической сфере, выявляются тенденции или возможности, не всегда воплощаясь в действительность. Это усложняет выработки прогноза на основе закона общественного развития. Поэтому если политические претензии класса, социальной группы учитывают объективный ход истории, политические процессы будут развиваться без общественных потрясений. Чем меньше согласовываются политические интересы с объективными закономерностями развития, тем выше вероятность непредсказуемых политических конфликтов и потрясений.
В этом деле важно различать механизм действия и механизм использования социально-политических законов. Механизм действия законов объективный, функционирует независимо от того, знают ли о нем люди и пытаются ли его применить. Механизм использования законов относится к субъективных факторов. Ведь использование законов является сознательным применением знаний, деятельностью в соответствии с законами. Механизм действия законов и механизм их использования разнятся настолько, насколько механизм действия является узнаваемым и применяется в планировании, прогнозировании и управлении. С познанием и практическим применением законов механизм использования законов постепенно становится механизмом их действия.
Механизм действия и использования законов состоит из следующих звеньев:
- выработка политики, основанной на познанных законах;
- планирование и прогнозирование;
- выявление и разрешение противоречий;
- привлечение, активизация и организация людей для реализации требований законов и разрешение противоречий;
- использование конкретных форм и методов реализации требований законов.
Совокупно эти звена является прогностическим валидностью - качественной характеристикой точности предвидения событий.
Прогнозирование является обязательным условием механизма действия законов, предвидя целенаправленную деятельность людей. Для прогнозирования политических событий, процессов большое значение имеет знание политической ситуации.
Объективной основой прогнозирования является также системное структурирование политического явления, процесса. Понятие “система” означает совокупность элементов, которые, находясь в связях между собой, образуют определенную целостность. Поскольку система прежде всего является определенной целостностью, ее свойства не совпадают с совокупностью свойств ее элементов. Кроме того, система по своей природе иерархическая. Поэтому каждый ее элемент можно рассматривать как систему, а саму систему - как один из компонентов более широкой системы.
Элементы политической системы находятся в постоянном развитии. Поэтому насколько многоликое политическую жизнь общества, столь разнообразные и политические процессы, каждый из которых является объектом прогнозирования.
Итак, прогнозирования как процесс научного исследования предполагает определение цели, получение, обработку, оценку и анализ информации, определение перспектив реализации прогноза. Эффективное политическое прогнозирование возможно только при постоянном корректировки прогнозов с учетом новой информации.
Политическое прогнозирование определяет основные направления развития политики, отражает совокупность внешних и внутренних связей, зависимостей между различными сферами политической жизни. Основывается оно на принципах альтернативности, системности, непрерывности, верификации.
Принцип альтернативности. Связан с возможностью развития политической жизни и его отдельных звеньев на разных траекториях, за различных структурных взаимосвязей и отношений. Альтернативность предусматривает предположение о возможности различных вариантов развития политических событий. Реализация этого принципа заключается в разграничении вариантов развития на тех, что реализуются, и тем, что в предусмотренных условиях не могут быть реализованы. Каждую альтернативу развития политического процесса сопровождает соответствующая совокупность проблем, которые следует принимать во внимание при прогнозировании.
Сейчас все внутриполитические, внешнеполитические события, процессы, явления рассматриваются с позиций альтернативности. На вероятность альтернатив влияют конкретные политические стремления и проблемы. Их определяют тенденции развития общественных потребностей, необходимость решения конкретных проблем. Благодаря этому принцип альтернативности взаимодействует с принципом целеустремленности прогнозирования.
Принцип системности прогнозирования. Этот принцип означает, что, с одной стороны, политика рассматривается как единый объект, а с другой - как совокупность относительно самостоятельных направлений (блоков) прогнозирования. Системный подход допускает построение прогноза на основе системы средств и моделей. Системность средств и моделей политического прогнозирования дает возможность выработать согласованный и гармоничный прогноз по каждому направлении политической жизни. Однако построить целостную систему моделей политического прогнозирования в связи с методологическими проблемами пока что невозможно. Это задача будет решена с помощью компьютерных технологий через создание информационного банка данных.
Принцип непрерывности прогнозирования. Он предусматривает непрерывное корректировки прогнозных разработок по мере поступления новой информации. Например, любой долгосрочный прогноз в первом варианте является масштабным. С течением времени предполагаемая тенденция становится прозрачнее, обнаруживает себя с разных сторон. В связи с этим новая информация, поступающая к прогнозиста, позволяет точнее предусмотреть определенную политическую событие.
Принцип верификации (лат. verus - истинный). Благодаря ему устанавливают вероятность произведенного прогноза. Верификация может быть прямым, косвенным, консеквентною (последовательной), инверсной (которая предусматривает изменение расположения элементов прогноза).
Все принципы прогнозирования взаимодействуют между собой, реализуются через конкретные методы научно-прогностических исследований. Научная обоснованность прогноза зависит от того, какой метод (система методов) положен в основу прогностического исследования. Расширение сферы прогнозирования обусловливает увеличение количества его средств. Развитие новых средств прогнозирования способствовать утверждению новых дисциплин (например, политической прогностики, задачей которой является изучение закономерностей и принципов выработки политических прогнозов). На сегодня известно более 150 методов прогнозирования. Задача заключается в определении сферы использования каждого из них. В основном в политологии прибегают к методам, которые на практике доказали свою эффективность.
Метод коллективной экспертной оценки. Его суть заключается в определении согласованности мнений экспертов относительно развития внутренней и внешней политики или отдельных ее сфер, а также по развитию политических явлений, которые невозможно проверить другими средствами, например, экспериментом. Этот метод допускает такие действия:
1. Создание рабочих групп для осуществления экспертных оценок. К их обязанностям относятся проведение опроса, обработка материалов и анализ результатов коллективной экспертной оценки. Рабочая группа назначает экспертов, которые высказывают свои соображения относительно перспектив развития определенных направлений внутренней или внешней политики (количество экспертов может колебаться от 10 до 100-150 человек в зависимости от сложности объекта).
2. Уточнение основных направлений развития политических процессов, событий, составление матрицы, что отражает основную цель, дополнительные цели и средства их достижения. Это предстоит осуществить еще до опроса экспертов. Перед организацией опроса формулируют вопросы для экспертов по определенной структурно-иерархической схеме: от широких до узких, от сложных до простых.
3. Обеспечения однозначности вопросов, которые используют во время опросов экспертов, а также независимости суждений экспертов. При этом необходимо избегать любого давления.
4. Обработка материалов экспертной оценки, которые являются исходным материалом для синтеза прогнозных гипотез и вариантов развития политических событий. Как окончательную оценку выбирают или среднее суждения, или среднее арифметическое значение оценок экспертов, или среднее (нормализованный, взвешенное) значения оценки.
Коллективная генерация идей (“мізкова атака”). Суть этого метода состоит в актуализации творческого потенциала специалистов (интенсивного анализа проблемной ситуации), прибегая сначала к генерации идей, а потом критики их, формулировка контрідей. Структурно эта работа состоит из шести этапов:
1. Формирование группы участников “мізкової атаки”. Как правило, в такой группы входят специалисты (не более 15 человек) с высоким уровнем эрудиции и понимание проблемной ситуации.
2. Составление проблемной записки участниками дискуссии. Она охватывает описание проблемной ситуации и средств ее оценивания.
3. Генерация идей. Начинается с того, что ведущий раскрывает содержание проблемной записки, знакомит с правилами дискуссии: высказывания должны быть четкими и краткими; критика предыдущих выступлений не допускается; не разрешается выступать много раз подряд; обязательное обнародование списка идей, подготовленного заранее. Основная задача ведущего - поощрять высказывания, не объявлять неправдивой информации, не осуждать и не прекращать анализа любой идеи даже тогда, когда она представляется абсурдной. Рассуждения слідфіксувати на магнитную пленку с целью их анализа и систематизации. Такая работа продолжается до одного часа.
4. Систематизация идей группой анализа.
5. Разрушение систематизированных идей. Каждую идею участники дискуссии подвергают критике, исповедуя правило: рассматривать каждую идею только с точки зрения препятствий на пути их осуществления. Участники дискуссии не отвергают идеи, а пытаются опровергнуть их. Продолжительность данного этапа - до двух часов.
6. Оценка критических замечаний и составление перечня практических идей.
Метод “Дельфи”. Он отличается от обычных средств группового взаимодействия экспертов : а) анонимностью экспертов; б) использованием результатов предыдущего тура опросов; в) статистической характеристикой групповой ответа.
Построение сценариев. Благодаря этому средству пытаются установить логическую последовательность событий, принимая за основу существующую или заданную ситуацию. В сценарии (словесном описании прогнозируемой ситуации) следует сосредоточиться на связях между событиями, на критических точках, где воздействия могут иметь непропорционально весомый эффект. Написание сценария происходит в такой последовательности: определение временного интервала - формирование события - словесное толкование смысла события - количественная оценка за ескалаційною (возрастающей шкале).
Это самый распространенный способ прогнозирования, с помощью которого более-менее точно предусматривают развитие политических событий. Так, например, ослабление государственно-политических структур имеет следствием появления теневых структур политической власти, рост влияния криминальных группировок. Можно выработать сценарий развития электорального процесса при различных избирательных систем, спрогнозировать расстановку политических сил в парламенте и возможные законотворческие действия.
Выработка сценариев заставляет исследователя держать в кругу зрения детали и процессы, которые он мог бы проигнорировать во время абстрактных рассуждений.
Метод экстраполяции. Заключается в распространении полученных выводов относительно одной части определенной системы на другую ее часть. Относительно политических событий предел экстраполяции равна примерно 5-10 годам. Избежанию грубых ошибок в прогнозировании способствует сложное экстраполирования - комбинация математически-статистических расчетов с применением теории вероятностей, теории игр, теории множеств.
Метод моделирования. С его помощью изучают не объекты, а их модели. В связи с этим знания, полученные с помощью моделирования, не могут быть абсолютно истинными, поскольку полной аналогии между объектом исследования и его моделью достичь невозможно. К тому же известно, что тождественные события, которые происходят в различных исторических обстоятельствах, могут иметь противоположные последствия. Во время моделирования учитывают не только конкретную ситуацию в стране, но и исторический опыт и ментальность населения.
Структурно моделирования состоит из конструирование модели на основе предварительного изучения объекта, выяснения его существенных характеристик, экспериментального и теоретического анализа модели, сопоставление результатов с данными объекта, корректировка модели. Если за экстраполяции, как правило, производится продолжение динамического ряда на перспективу, то при прогнозировании с помощью модели существующие механизмы свіввідносять с будущими.
Выбор средства прогнозирования политических процессов, событий зависит от цели и сроков прогнозирования.
Выработки прогноза является сложным и относительно длительным процессом. Состоит оно из нескольких этапов:
1. Передпрогнозна ориентация (программа исследования). На этом этапе уточняются задачи прогноза, анализируют его особенности, масштабы, периоды, основания, формулируют цели и задачи, рабочие гипотезы, определяют средства, структурирует процесс организации прогнозирования. Главным моментом является анализ объекта прогнозирования, описание которого начинают при формировании задания на прогноз. Описание содержит сведения о наиболее общие показатели объекта. На этом этапе важен опыт и интуиция специалистов.
Во время анализа объекта прогнозирования следует придерживаться определенных методологических принципов. Принцип системности требует рассматривать объекты и прогнозное фон согласно цели и задач исследования. Принцип естественной специфичности предусматривает обязательный учет специфики природы объекта прогнозирования, закономерностей его развития, абсолютных и расчетных значений пределов развития. При нарушениях этого принципа (часто возникают по формальной экстраполяции процесса) ошибки могут быть значительными, а прогнозы абсурдными. Принцип аналогичности предусматривает постоянное сравнение свойств объекта с известными в данной отрасли подобными объектами, их моделями для поиска объекта-аналога, его использование модели или отдельных ее элементов. Этот принцип позволяет минимизировать затраты на анализ и прогноз благодаря использованию готовых прогнозных моделей, а также обеспечить проверку истинности прогнозов сопоставлением их с прогнозами объектов-аналогов.
2. Построение исходной (базовой) модели прогнозируемого объекта средствами системного анализа. Для уточнения модели возможно опроса населения и экспертов. Во время анализа объектов прогнозирования используют объектный и функциональный подходы.
Объектный предполагает выделение подсистем путем поэлементного дробления объектов. Каждый новый элемент рассматривается при этом как объект прогнозирования соответствующего уровня иерархии. А каждая система (подсистема) рассматривается как совокупность свойств и взаимосвязей соответствующего объекта. Этот подход применяют относительно структурноскладних объектов, выделяя группы похожих по свойствам первичных объектов и анализируя наиболее типичные характеристики каждой группы. Функциональный подход отличается от объектного тем, что за основу структурного членения объекта принимают функциональные признаки. Этот подход применяют при относительно небольшом количестве, первичных объектов, которые составляют объект прогнозирования. Но они слишком сложны по своим характеристикам и взаимосвязями. Тогда выделяют группы схожих функций и прослеживают их реализацию независимо от первичных объектов.
3. Сбор данных прогнозного фона. Прогнозное фон - это совокупность внешних относительно объекта прогнозирования условий, существенных для политического прогнозирования. Например, прогноз стабильности политической системы предусматривает учет прогнозов экономического развития.
4. Построение динамических рядов показателей. Они являются стержнем будущих прогнозных моделей средствами экстраполяции. Динамический ряд - это временная последовательность ретроспективных (лат. retro - назад, spectro - смотрю) значений изменений объекта прогнозирования.
5. Построение серии гипотетических (предыдущих) поисковых моделей. При этом прибегают к поискового анализа профильных и фоновых показателей, конкретизации минимального, максимального и вероятного значений. Как правило, содержанием поискового прогноза является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем. К поисковых средств относят экстраполяцию, историческую аналогию, написание сценариев, аналитические процедуры.
6. Построение гипотетических нормативных моделей прогнозируемого объекта. Это задача реализуют средствами нормативного анализа по заранее определенным критериям относительно заданных норм, идеалов, целей.
7. Оценка достоверности, точности, обоснованности (верификации) прогноза. Искусство политического прогнозирования заключается в умении, основываясь на объективных законах, определить направления и особенности развития определенных явлений, направить это развитие согласно цели. Вероятность прогноза проверяют на логическую обоснованность, доказательность, прибегая иногда к эксперименту, интуиции.
8. Выработка рекомендаций по управленческих решений на основе сопоставления поисковых и нормативных моделей.
9. Анализ (экспертиза) подготовленного прогноза и рекомендаций, а также доведения их с учетом высказанных замечаний и сдача проекта заказчику.
10. Передпрогнозна ориентация на основе сопоставления материалов уже произведенного прогноза с новыми данными прогнозного фона и новый цикл исследования. Это обусловлено непрерывностью, необходимостью углубления и расширения процесса прогнозирования.
Но эффективность прогнозов политических событий не может сводиться только к степени их достоверности, точности. Не менее важно знать, насколько прогноз способствует повышению обоснованности, объективности, эффективности произведенных на его основе политических решений. В то же время проверка прогнозов имеет существенные отличия от верификации прогнозов. В прогнозировании, кроме абсолютного верификации (эмпирического подтверждения или отрицания правильности гипотезы), существует относительная (предварительная) верификация, которая дает возможность развивать научное исследование, использовать их результаты на практике еще до абсолютного их проверки.
Современный инструментарий прогнозирования не является универсальным. Прогнозирование является ограниченным как относительно временного диапазона (пять-десять лет), так и относительно объектов (не все явления поддаются прогнозным оценкам). Максимальное использование научного политического прогнозированию предотвращает доминированию утопических взглядов, надежд, ориентаций, обеспечивает стабильное и динамичное развитие общества.


Назад