Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

20.1. Политическая мысль древнего Востока


Общая характеристика мировой политической мысли
Основные этапы Особенности и характерные черты Основные представители
Политические учения Древнего Востока (Египетского, Вавилон, Китай, Индия, Асирія, Иран) Политическая мысль не выделялся в самостоятельную отрасль знания, отражалась в мифологической форме, царило понимание божественного происхождения власти Хаммурапи, Заратустра, Лао-Дзи, Шан-Ян, Мо-Цзы, Конфуций, Будда
Политические учения Древней Греции и Древнего Рима Постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы, отделения их как относительно самостоятельной части философии. Анализ устройства государства, классификация форм государственной власти, определения идеальной формы правления. Гомер, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Сенека
Политические учения Средневековья Развитие социально-политической мысли в основном усилиями политических деятелей. Обоснование теологической теории политической власти. Роль религии и государства в политике. Августин (Блаженный), Фома Аквинский, Марсилий Падуанский, В. Оккам, А. Данте

Проблема зарождения и эволюции политических знаний охватывает разнообразные формы теоретического познания природы, общества, сущности власти, государства, политической системы, явлений политического процесса. Сложность и изменчивость современного политического бытия требует вдумчивого применения производимого и осмысленного человечеством совокупного опыта, всей духовной культуры, созданной многими поколениями мыслителей. Эти политические знания принадлежат не только в прошлом, они являются достоянием современных и будущих политических процессов, политических идей, политической культуры. Без политологического концептуального активе наших предков, из которого постоянно питалась и питается политическая наука конца II и начала III тысячелетия, невозможно глубокое осознание особенностей современного политического развития.

Политология уходит своими корнями в древние времена - в IV-III тыс. до н. э., когда начался процесс перерастания первобытных обществ в рабовладельческих государственные образования, а мыслители стали задумываться над методами и средствами получения, сохранения и укрепления государственной власти, над происхождению и значению права, государства, а впоследствии и политики в жизни общества. Ранние представления в течение 2,5-3 тыс. лет преодолели путь от мифологических к рационально-логических форм миропонимание, со временем приобрели признаков теоретического знания и, обогащенные идеями Конфуция, Мо Цзы, Лао Цзы, Платона, Шан Яна, Каутилье, Аристотеля, Цицерона и других мыслителей, превратились в политическую науку.

Политические взгляды древних египтян, вавилонян, евреев, ассирийцев, мадианитян, шумеров, персов, индусов, китайцев, греков, римлян и других народов отражали сначала мифологические представления о правду, справедливость, место человека в мире, о божественном происхождении властных отношений, о космосе, благоустроенный богами, о земные порядки, которые должны отвечать небесным установкам.

Египтяне считали, что ключ к проблемам функционирования государственной власти, справедливости, правосудия находится в руках богини истины и порядка Маат. Со временем появляется понимание естественно-божественного происхождения справедливости, которой должны соответствовать действия судей-жрецов и обычаи, законы, административные решения, другие правила поведения. Создателем мира и всего живого на Земле, верховным царем и отцом других богов считали бога солнца, бога-фараона Ра. Он властвовал над богами и людьми много тысячелетий. Затем он передал царствования своим потомкам, тоже богам - Осирису, Исиде, Сета, Гору и другим. От них ушло свыше 340 фараонов-людей. Таким образом пропагувалося божественное происхождение государственной власти, оправдывалась восточная деспотия, подчиненность «низших высшим».

Общество представлялось египтянам как пирамида, верхушка которой - боги и фараоны, подножия - народ. Между ними - жрецы, знать, чиновники. В то же время египетские мыслители призвали не злоупотреблять властью, укрощать корыстные стремления, уважать старших, не грабить бедных, не обижать слабых и т.д.

Шумерская ранньополітична мнение, как и египетская, видела источник власти в верховном божестве, которое вместе с подчиненными богами определяет земные дела и человеческие судьбы. Это зафиксировано в надписях на глиняных табличках о реформы Уруінімгіни (XXIV в. до н. э.), песнях и преданиях о Гїльгамеша (XXIII в. до н. э.), Шумерских законах (XXI в.), законах Білалами - правителя Ешнунни (XX в. до. н. э.). Царских списках (XX-XIX в. до н. э.) и т.д.

По представлениям древних вавилонян связана одна из самых ценных памятников восточной политико-правовой мысли - Законы Хаммурапи (1792-1750 до н. э.). Из статей 282 настоящего кодекса сохранилось игры, в которых зафиксировано стремление к воплощение вечной справедливости, к преодолению зла и беззакония. Право рассматривалось не как сакральная (священная), а светская сущность.

В XIII-Х вв. до н. э. в древней Палестине возникло Ізраїльсько-иудейское царство. Усилиями иудейских пророков Моисея, Иисуса Навина, Исайи, Иеремии, Ізекіїля, Осии, Іоїля, Амоса, Авдия тогда было создано ветхий Завет - большую часть Библии - одну из самых ценных книг в истории человечества.

Ветхозавітні пророки начали идею происхождения государства как воли Божьей. А сформулированы в Библии Законы, то есть Десять Заповедей и учение, переданные Богом через пророка людям, строго регламентировали весь быт и поведение верующих.

Могучая империя Мидия в VI в. до н. э. стала родиной выдающегося мыслителя, пророка и реформатора зороастризма, автора знаменитой «Авесты» - Заратуштры (по-гречески - Зороастр, жил между Х и первой половиной VI в. до н. э.). Мир, по ее содержанию, - это результат борьбы доброго и злого начал (Ахура-Мазды и Ангра-Ман'ю). Мазда - верховный и единственный Бог, воплощение правды, справедливости, добродетели, просвещения, ума и т.д. Первый человек и царь, сын неба, руководствуясь законами Мазды, строит общество без вражды и насилия, где царят мир и счастье. Одним из первых в мировой мнении Заратустра высказал идею равенства мужчины и женщины. Но его общество разделено на четыре состояния (жрецы, воины, земледельцы и ремесленники), то есть это сословное общество, где женаты пользуются большими правами, чем неженатые, тот, кто имеет детей, относится над теми, кто их не имеет.

Духовные учения народов, населявших Индостан с середины II тыс. до н.э., были изложены в Ведах (знания), позже - в дхармасутрах (кодексы поведения). Для Ведийского периода характерны религиозно-философская система взглядов на общество, государство и личность, оправдание кастового строя как установленного Богом. Она обосновывает господства космического абсолюта - Брахмана, разделяет власть на духовную и светскую (царскую), местами формулируя требования к царей и должностных лиц, что можно считать первоэлементами теории государственного управления.

Всесиллю брахманизма противодействовал буддизм, поставив в центр своего учения проблему бытия личности, отрицание кастового разделения общества, проповедь равенства людей (кроме рабов), ненасилие, влечение к республиканизма. Он отрицал брахманические взгляды на средства завоевания и сохранения власти как аморальные, жестокие, эгоистичны. А то, что впоследствии стали называть политическим искусством, политической наукой, буддизм считал второстепенным. Сам Будда (Сиддхартха Гаутама (623 - 544 до н. е.), в Северной Индии его именовали Шак'я Муни) стал основателем «науки о праведности».

В Древней Индии еще со II тыс. формировались представления об управлении хозяйством, военное искусство, внешнюю политику, формы и методы осуществления государственной власти, правила поведения правителей и чиновников, организацию государственного аппарата, технологию судопроизводства и т.д. До сих пор сохранилась одна из работ - «Артхашастра» (IV в. до н. э.), авторство которой приписывают министру Чанак'ї (Каутилье). В ней обобщены предыдущие учения о искусство государственного управления и политики. Почти одновременно с ней предстали философские концепции Платона и Аристотеля, распространялись идеи Конфуция и Сократа, Демокрита и Гераклита, Горгія и Протагора, Сюнь Цзы и Будды. Именно IV в. до н. э. можно считать эпохой зарождения политологии как самостоятельной отрасли знаний.

«Артхашастра», утверждая зачатки договорной теории государства, концепции естественного неравенства людей, охватывает три группы проблем:

- требования, цели и задачи деятельности просвещенного монарха;

- функции государственного управления, правовой политики и законодательства;

- вопросы войны и мира, дипломатии и международных отношений.

Главные ее идеи: политика свободна от моральных ограничений и моральных получений; высокий авторитет Вед, но политики не всегда должны руководствоваться религиозно-догматиками установками; политические знания опираются на обобщение и систематизацию исторического и эмпирического опыта; личность руководствуется четырьмя основными назначениями - дхармой (праведность), артхою (пользу), камой (желание) и мокшою (увольнения); общее благо никак не связано с интересами личности и достигается добросовестным выполнением каждым своих обязанностей; люди от природы несовершенны, поэтому необходимо широко применять данду (принуждение, наказания); царь - земной бог, отец для подданных; государство возникает из того, что народ избирает первого царя и назначает ему соответствующее содержание за охрану мира и спокойствия, чтобы выйти из первобытного состояния хаоса.

Примерно тогда появляется всеобъемлющий кодекс поведения населения - «Законы Ману» - мифического прародителя людей, первого царя, который передал им Божьи наставления о происхождении мира и общества, о касты, брак, регламент жизни, употребление пищи, правила наследования, покаяния, наказания и т.п.

«Законы Ману» засвидетельствовали постепенный отход индийского общества от буддизма и возвращение к обновленного брахманизма. Начиная со II в. до н. э., этот процесс было отражено в литературном собрании «Махабхарата», две книги с которого («Бхагавадгита» и «Шантіпарва») полны политическими идеями о происхождении власти, республиканское правление, насилие как обыденное явление политической жизни, власть как средство служения общему благу и защиты слабых; о божественное предопределение судьбы каждой касты, каждого человека.

Своеобразными идеями обогатили мировую политическую мнению древнекитайские мыслители, которые едва ли не первыми в истории политических учений начали отходить от мифического миропонимание, божественных указаний, переводя политические доктрины на рациональный почву, земную основу. Небо и у китайцев «контролирует» все события в поднебесье, предоставляет «небесный мандат» земному правителю или отзывает его и передает более достойному.

Расцвета политическая мысль в Древнем Китае достигло во второй половине i тыс. до н. э. Самый заметный среди мыслителей - великий моралист Конфуций (551-479 до н. е.), учение которого назвали конфуцианство. Древнейшим собранием его афоризмов является трактат «Лунь юй». Главное место в нем занимает правитель-мудрец, который воплощает совершенные знания ритуала, культуры, демонстрирует уважительность, мягкость и уступчивость, верность и преданность, уважение к старшим, образованность, добродетели, любовь к людям и добросовестность, всегда придерживается справедливости, истины, верного пути. Главное для него - забота о благе подданных, которых надо сначала накормить, а потом научить, воспитать в высокой нравственности. Концепция Конфуция содержит принципы «правильного государственного управления», конкретные советы правителям относительно завоевания доверия народа, искусства коммуникации; обосновывает основные принципы управления обществом, обеспечения всеобщего счастья. Считая людей равноправными от природы, Конфуций никогда не был демократом. Он учил, что трудящихся надо отделять от господствующего слоя, а женщин ставил значительно ниже мужчин. Ему не нравилось политическое управление с помощью писаных законов. Он предпочитал управлению на основе совершенствования человеческой природы, а наказание призвал заменить воспитанием.

Конфуцианство с II в. до н. э. до 913 г. н. э. был официальной идеологией Китая, хотя на нем древнекитайская политическая мысль не замыкалась.

Вторую ее течение - моїзм - основал Мо Цзы (479 - 400 до н. е.). Одноименный трактат содержал обоснование теории возникновения государства, идею федеративного устройства, принципы государственного управления, предложения по созданию жесткой административной структуры, концепцию сочетания поощрения и наказания в качестве рычага государственного администрирования, политическую доктрину «всеобщей рівновеликості» - казарменного равноправия, залочаткування эгалитаризма (уравниловки) в социально-политических отношениях.

Проводником третьей течения - легизма - был Шан Ян (400-338 до н. е.). В трактате «Шан цзюнь шу» он обосновывает государство как абсолютную институт, высшую цель и венец деятельности человека, огромную безжалостную машину принуждения, а право, закон - как эффективный способ достижения такой цели. Главные черты - верховенство закона, универсальность, жестокость, обязательность для всех. Основные методы построения государства (деспотической) - материальное стимулирование владельцев, направленность их на земледелие и отмены второстепенных занятий, «уравнивание имущества» (поощрения бедных к приобретению собственности, а богатых - к добровольной передачи части имущества бедным), применение наград и наказаний с преимуществом наказаний.

Четвертая течение древнекитайской политической мысли - даосизм. Его постулаты, изложенные напівлегендарним мыслителем Лао Цзы в трактате «Даоде цзинь» (III в. до н. э.). Согласно учению, Дао - самый высокий (безликий) абсолют. Государство, общество и человек - естественная часть Дао и космоса» Все они подчиняются законам вечности. Цивилизация и ее достояние - это искусственные образования, противостоящих естественном. Истинная мудрость - затворництво, отказ от всего искусственного. Государство должно быть маленьким государством-селом, а народ - безграмотным, что позволит сделать главными методами государственного управления «мудрость простоты», основанную не на знаниях, а на интуиции и инертности администрации.



Назад