Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

20.2. Политическая мысль древнего Мероприятия


Весомый вклад в политическую теорию принадлежит древнегреческим мыслителям. Категория «политика» со времени ее появления в Древней Греции использовалась на определение форм жизни свободных и равноправных индивидов, а понятие «право», «закон» - как выразители свободы, регуляторы взаимоотношений в обществе свободных людей, как нормы политической справедливости. Эта политическая идеология прошла шесть главных этапов, каждый из которых характеризует отдельное направление политического мышления.
1. Этап античных, мифических представлений. Представлен аристократической (гомеровской), демократической (гесіодівською) и «холопской» (орфічною) мыслями. Общая их черта - попытка изобразить возникновения Вселенной, человека, общества, государства с позиций религиозно-мифологического мировоззрения.
2. Этап формирование философских взглядов на политические процессы. Начат творчеством «семи мудрецов» (кон. VII - нач. VI в. до н. э.). Произведенные ими формулы «добродетелям - свой, пророкам - чужой», «силой не делай ничего» (Клеобул); «соблюдай добропорядочности», «закон - это сочетание права и силы», «научившись подчинению, научишься управлению» (Солон); «не грози свободным, нет на то права», «не желай невозможного», «познай самого себя», «слушай законов больше, чем ораторов», «підкоряйся законам» (Хілон); «не красуйся внешностью, а будь прекрасный делами», «учи и учись лучшего» (Фалес); «не делай того, что не нравится другом», «закон - воплощение наивысшего могущества», «владей своим» (Піттак); «бери убеждением, а не силой», «говори уместно» (Биант); «демократия лучше тирании», «не наказывай преступника, а поперджай преступление», «люби законы старые, а пищу свежую» (Періандр) и др. - призваны были стать моральной нормой жизни.
Солон (640-559 до н. э.) благодаря решительным реформам в экономическом и государственном строительстве вошел в историю как «отец» политических революций и родоначальник древнегреческой демократии. Частная собственность по его суток приобрела не только легитимного характера, но и стала решающим признаком при определении политических прав граждан, объем которых зависел от имущественного ценза, а не от происхождения.
На развитие политической идеологии особенно повлияло учение Демокрита (470-366 до н.э.). О справедливости в политике как соответствие природе, об общество, государство и законы как искусственные образования людей вследствие естественного процесса, о политический конформизм и моральную солидарность свободных граждан как необходимый компонент «хорошей» государства. Демокрит доказывал земное, а не божественное происхождение человека (с земли и воды), общественное, а не небесное происхождение права. В контексте тех идей фигурировали учение Пифагора (580-500 до н. э.), Гераклита (630-470 до н. э.) и некоторых других древнегреческих мыслителей.
3. Этап появления рационалистических интерпретаций политического развития. Создателями выступили их софисты, самыми яркими представителями которых были Протагор (481-411 до н. э.), Горгий (483-375 до н. э.), Гіппій (460-400 до а. е.), Антіфонт (V в. до н. э.), Фрасімах (V в. до н. э.) и др. Их творчество совпала с третьей политической революцией в Афинах.
Заслуга софистов в олюдненні общественно-политических явлений, учреждении светской теории политики, государства и права, перемещении человека с «периферийных позиций» в центр политической жизни, отношении к ней как к «меры всех вещей», естественного равенства людей, в том числе и рабов, в развитии демократических взглядов.
4. Этап логико-понятийного анализа политических институтов и политических процессов. Он связан с именами Сократа (469-309 до н. е.) и Платона (427-347 до н. э.).
Анализируя проблемы государственного жизни, гражданских обязанностей, справедливости, права, Сократ считал «мерой всех вещей» не человека, а Бога, что не помешало ему создать светскую концепцию «объективной сущности морали, моральной политики, морального права». Справедливость, как и правда, мудрость, мужество, благоразумие, благочестия и т.д . - это одна из добродетелей, а будь-яка добродетель - это знание, это морально-прекрасное. Добро и зло в политической деятельности - последствия наличия или отсутствия знания. Моральная политика невозможна без права, которое тождественно справедливости: «что законно, то и справедливо». Божественное, естественное право и положительное законодательство не противостоят, а, основываясь на критерии справедливости, дополняют друг друга. Отечество и законы - превыше всего. Государство и граждан связывают договорные отношения. Политическая свобода - это господство справедливых законов.
Главные идеи Платона сформулированы в его трудах «Государство», «Критий», «Политик», «Законы» и др. Он заложил основу политической философии, разработал концепции идеальной справедливого государства, политической солидарности, коллективизма и равенства, аристократии, тімократії, олигархии, тирании, монархии, демократии и «истинного правления». Дал философское обоснование понятий политики, политических знаний, политического искусства, политической идеологии, государственного устройства, формы государственного управления, политической свободы, справедливого закона и т.д. Он предусматривал разделение властей, обоснование просвещенного абсолютизма, геополитического фактора, возможности равенства (эгалитаризма, уравнительного коммунизма), распределения труда, обобществления имущества, отмена частной собственности, а также практические предложения относительно системы государственных органов, иерархии государственных служащих с определением компетенции каждого органа и должностных лиц, дальнейшее осмысление естественно-правовой доктрины и причин появления государства, сущности человека, принципов консолидации общества, политико-этических явлений и т.п.
Идеальное государство, по Платону, является посредником между космосом и человеческой душой и выполняет три функции (для советников, защитную и деловую), которые полагаются на три соответствующие состояния (правителей, воинов и производителей). Она придерживается принципа разделения труда, уравнивает в правах женщин и мужчин, устанавливает для правителей и воинов общность имущества, жен и детей, преодолевает раскол на бедных и богатых, выводит на верхушку государственного правления самых мудрых и самых благородных аристократов-философов. Впоследствии он рассматривал четыре состояния граждан, равных в пределах каждого состояния («неровная равенство»). К гражданам не причислял рабов и иностранцев. Платон выделял 8 форм государственного правления:
- истинное правления;
- законная монархия (царская власть);
- незаконная монархия (тирания);
- законная власть немногих (аристократия);
- незаконная власть немногих (олигархия);
- законная демократия (на основе законов);
- незаконная демократия (при отсутствии законов);
- тімократія (ненавистный Платону тип господства).
Демократия - строй «приятный и разнообразный», но она уравнивает равных и неравных от природы людей, а потому перерастает в тиранию - «господство худшего избранника народа, окруженного толпой негодяев». Справедливость в том, чтобы каждое состояние занимался своим и не вмешивался в чужие дела («каждому - свое»). Политика - «царское искусство», основанное на знаниях и таланте править людьми. Политическое искусство - это искусство плести политическую ткань, которая сочетала бы мужественных, счастливых, взвешенных и дружественных единомышленников. Законы устанавливают для общего блага, и они не могут иметь корпоративного характера. Они должны ограничивать правящих, свободу подчиненных, быть суровыми, регламентировать публичное и частное жизни людей. Наука о законах - важнейшая наука совершенствования человека.
5. Этап начала емпірико-теоретического подхода к изучению политических проблем и оформление давней политической науки как специфической области знаний. Связан он с творчеством одного из самых выдающихся мыслителей - Аристотеля (384-322 до н. э.), который рассматривал человека как объективное начало всех политических явлений. Поэтому государство является организацией не всех людей, а только тех, кто может участвовать в законотворческой, судебной и военной деятельности. Следовательно, государство, что возникла естественным путем как высшая форма общения, - это «самодостаточная для существования совокупность граждан». Новое понимание категории «гражданин» предусматривало соответствующее понимание государства. По Аристотелю, это - политическая система, воплощенная в верховной власти и зависима от количества правящих: один - монархия или тирания; несколько - аристократия или олигархия, большинство - полития или демократия. Лучшими формами государственного управления являются те, где правители беспокоятся о всеобщем благе (монархия, аристократия, полития); хуже - где они преследуют личные интересы. Идеальная форма - полития - своеобразное переплетение демократии и олигархии, где богатые смешиваются с бедными благодаря формированию среднего слоя населения, царит закон, все граждане придерживаются принципа равенства и имеют много рабов. Ремесленники, торговцы и «толпа матросов» гражданских прав не имеют. Для предотвращения политических переворотов принцип равенства по достоинству правители дополняют принципу политической справедливости - относительной количественной равенством. Отсюда два вида справедливости: распределительная (неровная за достоинством) и уравнительная, арифметическая, которая применяется в сфере гражданско-правовых отношений. Политическая справедливость возможна только в отношениях между свободными, равными людьми и воплощается в политической форме правления. Справедливо и то, что «одни люди по своей природе - свободны, другие - рабы», но отношения между господином и рабом, как и семейные отношения, находятся вне политической сферой. Критерий справедливости - право как норма политического общения индивидов, как относительное равенство: «ровно - ровно, неровным - неравное».
Право - политический институт, неполитического права не существует. Оно состоит из естественного права, адекватного политической сущности человека, и условного права, установленного людьми (позитивное право). Последнее Аристотель разделяет на писано (законы государства) и неписаное (обычное право). Насилие противоречит идее права. Законодательство - это политическая деятельность, неотъемлемая часть политического процесса, а политическое правления - правление законов, а не людей. Если закон - явление политическое, то любые политические институты должны иметь правовой характер.
Своим учением Аристотель венчает процесс оформления политической теории как «науки наук», начинает развитие политической этики, политической юриспруденции, вырисовывает очертания будущего классического конституционализма, обосновывает право народа на власть законодательную, политическую сущность человека, соотношение материи и формы в политических отношениях, место и роль государства, права, всех слоев населения в политической жизни; закладывает концептуальные основы теории правового государства, разделения властей, обогащает естественно-правовые доктрины, формирует методологию исследования политических процессов.
6. Этап постепенного упадка древнегреческой государственности под давлением Македонии и Рима (III-II вв. до н. э.). Этот период характерен взлетом начатой Аристотелем политической этики, объектом изучения которой были природа, внутренняя структура, место политической морали в системе политических отношений и общественной жизни. Этика стала основой творчества Эпикура (341-270 до н. э.) древних стоиков - Зенона (336-264 до н. э.), Клеанфа (331 - 232 до н. э.), Хрісіппа (277-208 до н. э.).
С именем Полибия (210-128 до н. э.) связано начало политической истории как науки («Всеобщая история»). Историю человечества он рассматривал как закономерный, необходим процесс движения к новому за всеобщим мировым законом и умом. История государственности - естественный процесс в рамках цикла: царство - тирания - аристократия - олигархия - демократия - охлократия. Полибий детально анализирует сущность этих государственных форм, причины упадка одних и взлета других, определяя три главных (царство, аристократия, демократия), группируя их по иным признакам: царство - с тиранией, аристократию - с олигархией, демократию - с охлократією. Самая рациональная форма государства - смешанное правления царя, старейшин и народа (переплетения рис царства, аристократии и демократии). Эта идея содержит концепцию получений и противовесов: три власти не только поддерживают, но и препятствуют друг другу, наталкиваются на противодействие двух других властей, что обеспечивает государству стабильность. Это дает основания считать Полибия отцом не только политической истории, но и теории разделения властей. Основа могущества государства - богобоязненность граждан, их кротость, покорность, на воспитание которых направлять добрые обычаи и справедливые законы. Полибий стал одним из первых теоретиков автономии, имея в виду греческие полисы, которые во II в. до н. э. один за другим теряли независимость.
С 146 г. до н. e. Греция была подчинена Риму, и мощный интеллектуальный ток мыслителей Эллады пронзил и Римскую Республику, политическая мысль в которой развивалась и на собственной основе под ощутимым влиянием религиозных учений и борьбы патрициев и плебеев, свободных и рабов.
Тогдашние политические взгляды содержали Законы XII таблиц (451-450 до н. е.) с акцентом не на государственных институтах, а на личных и имущественных правах человека: законах Канулея (445 до н. э.), Ліцінія Столона и Секстія Латерана (367 до н. э.), Петелія (326 до н. э.). Гортензия (287 до н. э.), Фламиния (232 до н. э.), Тиберия и Гая Гракхов (133-123 до н. е.), других нормативных актах, которые защищали интересы плебеев, отменяли долговое рабство, регулировали вопросы гражданства, частной собственности, имущественные (особенно) земельные отношения, правила судопроизводства, определяли полномочия «трех влад» - монархической (власти консулов), аристократической (власть сената) и демократической (власть народа). В связи с этим Полибий считал, что Римскую республику можно одновременно считать и монархией, и аристократией и демократией.
Собственно политико-теоретическая мысль заявила о себе в Риме лишь в i в. до н. э. Ее основателем считают Марка Туллія Цицерона (106-43 до н. э.). В работах «О государстве», «О законах», «О пределах добра и зла», «Об обязанностях» он существенно развил идеи о государстве как республику - дело народа, объединенного общими интересами и согласием в вопросах права. Взгляды Цицерона на формы государства, правления в основном совпадают с точкой зрения Полибия, а учение о равенстве содержит противоречивые лозунги: а) «по природе все мы подобны и равны друг перед другом», «между людьми никакой разницы нет», «перед законом все равны», «считать самых богатых людей лучшими - отвратительно»; б) «рабство обусловлено природой», «рабский состояние полезный», «равенство свободных несправедлива, когда при этом не отличаются степени в социальном положении и достоинства».
Настоящий правитель должен быть мудрым, справедливым, предусмотрительным, взвешенным, красноречивым, который знаком с учениями о государстве, смышленым в основах права, готовым на все ради благополучия государства. Бог сохраняет такому правителю специальное место на небе.
Цицерон, исходя из постулата «под действие закона подпадают все», разработал проекты законов о религии и о магистраты, которые обогатили теорию государственного управления. В них детально определены полномочия государственной буржуазии, меру ее власти и степень покорности граждан. Он заложил правовые основы международного политического общения, международного права, сформулировал принципы гуманного обращения с пленными, необходимости соблюдения международных обязательств, разделения войн на справедливые и несправедливые.
После краха Римской республики, с началом новой эры, популярными стали идеи Сенеки (3-65 н. э.), Епіктета (50-140 н. э.), Марк Аврелий (121-180 н. э.) и других римских стоиков, которые в условиях усиления авторитаризма, правового произвола проповедовали политическую пассивность, индивидуализм, космополитизм, фатализм.
По мнению Сенеки, естественная государство с естественным правом - это вселенная, которая базируется на божественном начале, а люди, «родные друг другу», «сотоварищи по рабству», подчиняются мировым небесным законам.
Эпиктет придерживался христианского принципа «чего не желаешь себе, не желай другим», осуждал рабство и богатство.
Марк Аврелий рассматривал государство как конформістичне образования с равным для всех законом, считал важнейшей ценностью свободу подданных.
Немалое влияние на дальнейшее развитие мировой политической мысли произвели римские юристы И-III в. н. э.: Сабин, Гай, Папініан, Ульпиан, Модестин, Павел и др. Они подняли понимание права и закона на емпірико-теоретический, логико-понятийный, концептуальном уровне, а политические доктрины ввели в правовой контекст. Справедливость (юстиции) истолкованы как «волю отдавать каждому свое право». Значительно повлияла на дальнейшие политические процессы и политическую теорию осуществлена римскими юристами кодификация императорских конституций, которых было несколько тысяч. И ценимым политико-правовой достопримечательностью стал Корпус юрис цівіліс - «Свода Юстиниана» (VI в.). Именно оно оказалось самым мощным источником многовекового заимствования основ римского права большинством европейских стран, что существенно повлияло на эволюцию политической мысли и политической жизни.


Назад