Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

20.3. Политические идеи и учения периода Раннего Христианства и Средневековья


С i тысячелетия н. э. общественно-политическая мысль на Востоке и на Западе развивалась преимущественно благодаря стараниям представителей богословия. Ведь с экономическим, политическим, нравственным, интеллектуальным упадком Греции и Рима земная государство представала как воплощение зла, беззаконие, несправедливость, террора, эксплуатации, распущенности. Такая политическая реальность создала благоприятные условия для бурного развития христианства.
Согласно его учению, человек - вершина творения Бога, носитель образа и подобия Божия, духовно-телесное существо, объединяющее материальное и духовное начала, вечная, бессмертная, рациональная, наделенная даром творчества, свободная как перед Богом, так и перед дьяволом. Она отвечает за порядок в мире и в самой себе. Но грехопадение Адама и Єви, грехи их потомков нарушили первоначальную богоподобии, невинность, и человек стал носителем греховности. Первым победителем греховной силы стал Иисус Христос, который принес новое учение, взял на себя грехи мира и спас человечество. Однако страдания в христианстве - не самоцель, а сила в борьбе со злом в себе и вокруг себя. Назначение человека - не строгость, а самосовершенствования, законопослушність, исполнения заповедей Божиих и покорность церкви. Христианство выходило из идеи свободы и равенства людей, призвало к проявлению доброй воли, взаимного прощения, любви и справедливости независимо от званий, состояний, титулов, богатства и возраста.
Если в течение первых трех веков римские императоры беспощадно уничтожали сторонников и последователей христианства, то в 313 г., за царя Константина Великого, оно было провозглашено господствующей религией в империи.
Хотя римские императоры считали себя наместниками Бога на земле, неограниченными никакими законами, церковь все больше стремилась утвердить в общественной жизни превосходство духовной власти над светской. Епископ Аврелий Августин (354-430) в работе «О граде Божьем» выступал за главенство церкви в политической жизни. Государство, по его мнению, - совокупность людей, объединенных общественными связями, ее усилия должны направляться не только на удовлетворение земных нужд, но и на уничтожение врагов церкви, предотвращении преступлений против Бога. Чрезмерное насилие нежелательно, но необходимое; рабство противоречит природе человека, но установленное Богом как наказание за грехи; свобода воли приятная, но выражается лишь в склонности индивида к порочных действий; государственная власть ничем не отличается от шайки разбойников, но политическую оппозицию надо решительно искоренять.
Оправданием феодального строя, что оказалось в формуле «церковь - солнце, государство - луна», обозначены общественно-политические теории схоластов, которые считали, что человек вообще (как родовое обобщение) не существует, реальны только отдельные лица. Англичанин Ансельм Кентерберийский (IX в.) - отец схоластики - используя постулаты логики, доказывал необходимость воплощение Бога в человеке. Француз Иоанн Солсберійський (XII в.) высоко оценивал роль римского права в воспитании человека, оправдывал тираноборство. Итальянец Иоахим Флорский (XII в.) осуждал насилие, которое навсегда победит дух свободы, любви и мира. Немец Альберт Великий (XIII ст.) превыше всего ставил совесть человека, благодаря которой она воплощает универсальные принципы морального поведения.
Самая заметная фигура этого периода - Фома Аквинский (1224-1274), доминиканский теолог, автор трудов «Сумма против язычников» и «Сумма теологии». Личность он рассматривает как наивысшее из творений разумной природы. Если интеллект в Боге - сущность, то интеллект у человека - потенция сущности. Отрицая августиніанство (приоритет интуиции), оставаясь на позициях религиозного догматизма, взывал к разуму, здравому смыслу человека. В то же время делил людей на высший класс - правителей, средний - воинов, судей, чиновников, ученых, священников и дворян, ниже - наемников, ремесленников, «грязный народ». Естественные законы, которые одновременно определяют и моральные нормы, по его мнению, уступают и подчиняются законам вечным, божественному разуму, но не противоречащие ему. Человеческие законы (право народов и позитивное право) могут расходиться с природными, а божественные, отражены в Священном Писании, исправляют несовершенство человеческих законов. Цель государственной власти - обеспечить благо общественного существа - человека. Идеал формы государственного правления - власть одного (монархия). Фома Аквинский обосновывает право народа на свержение тирана, который нарушает принципы справедливости. Церковь должна господствовать над гражданским обществом, духовная власть - над светской. Еретики подлежат смертной казни, а монахи-доминиканцы превращаются в «псов Господа». Аквинский теоретически обосновал необходимость инквизиции и разработал учение об Индульгенции.
Традиции классической схоластики продолжали впоследствии монах-францисканец Уильям Оккам (1285-1349), французский схоласта Жан Бурідан (1300-1358).
Предвестником свободы совести и права народа на власть законодательную стал в XIV в. итальянский мыслитель Марсилий Падуанский (1280-1343), который считал, что Евангелие - не закон, а учение, и поэтому относительно веры не может быть принуждения, она - дело совести человека. Он первым в средневековой политической мысли четко различал законодательную и исполнительную власти, развил идею общественного договора, народного суверенитета. В то же время был сторонником сословной монархии, разделения общества на две сословные категории:
- правящая категория - духовенство, администрация и военные, к компетенции которого относятся руководящие общественные функции;
- подчиненная категория - земледельцы, ремесленники и торговцы, которые должны беспокоиться только о личных интересах.
Государственный организм, на взгляд Марсилія, состоит из двух частей: физической, к которой принадлежат люди, и нематериального - законов, которые тяготеют над обществом. Римский папа не может претендовать на светскую власть.
Новыми чертами обогатил политическую идеологию чешский мыслитель Ян Гус (1371-1415), который выступал против привилегий священнослужителей.
В XVI веке с началом заката феодализма навязанный схоластикой аскетизм стал уступать культовые человека, его интересов и потребностей, а божественное - природном, человеческом. Гуманизм тогда еще не был массовым, первоначально он имел сторонников среди жителей городов, представителей интеллигенции, которые в ростках нового строя видели силу, способную освободить человека от средневекового аскетизма. Новая эпоха, которая вошла в историю под названием Возрождения (Ренессанса), символизировала прежде всего возрождение и широкое использование достижений античной цивилизации.
Гуманисты-итальянцы вслед за Франческо Петраркою (1304-1374) осуждали политический аскетизм, защищали идею всестороннего развития личности, отрицали тиранию. Леонардо Бруни создает теорию республиканизма - справедливого, по его мнению, устройства общества, что является самым главным условием реализации свободы воли как свободы личности. В XV в. политическую идеологию раннего гуманизма развивают другие итальянские мыслители, углубляя понятие свободы личности как гражданской свободы, как политического права избирать и быть избранным к властных структур, как равенство граждан перед законом, как признание необходимости существования представительных органов, исполнительной системы и авторитетного суда.
Самый весомый вклад в политическую мысль сделал итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527), который в трактатах «Государь», «Рассуждения И на декаду Тита Ливия» противопоставил теологическом пониманию государственной власти юридическое мировоззрение. Считая силу основой права, определяя понятие «государство» как общий политическое состояние общества, Макиавелли утверждал, что человек воплощает в себе злобність, агрессивность, властолюбие, жадность, лживость, боязливость, малодушие, неблагодарность, предательство, лицемерие, ненависть, несдержанность и т.д. Необходимость обуздания этих ее черт и позвала к жизни государство. Отстаивая приоритет светской власти, остро критиковал духовенство, дворянство призвал уничтожить совсем. Его идеал государственного устройства - сильная, жестко централизованная республика, где владарюють представители народа, молодой буржуазии и выборный глава государства, который, учитывая отрицательные качества человека, должен быть «лисом, чтобы видеть гадов, и львом, чтобы уничтожать волков». Для объединения общества правитель может использовать любые средства («цель оправдывает средства»), даже аморальность, нечестность, жестокость, устрашіння, демагогию, клевета, коварство, хитрость, вероломство и т.д. Только тогда республика будет мощной, оправдает свое назначение, когда правитель, отбросив законы и принципы морали, установит правовую авторитарную диктатуру «великого преобразователя». Государство, по мнению Макиавелли, - высшее проявление человеческого духа, а служение государству - содержание, цель и счастье человека.
Исповедуя и некоторые гуманистические идеи, он неоднократно указывал на полярность интересов бедных и богатых, высказывался о справедливом и совершенный государственный строй, который должен обеспечить политическую свободу человеку, демократическое городское самоуправление. Мечта Макиавелли - сильная республика, которая гарантирует своим гражданам не только расцвет свободы, но и равенство, привилегии, смягчения имущественных различий. Только свобода и равенство, по его мнению, способны развивать способности личности, воплощать в ней любовь к общему благу и гражданские добродетели.
Идеи всеобщего равенства людей, примитивного уравнительного коммунизма, обобществления имущества, ликвидации частной собственности защищали идеолог крестьянских масс в Германии Томас Мюнцер (1493-1525) и немецкие анабаптисты. Требования свободы мышления, свободы убеждения. свободы совести, равенства мирян и духовенства развивал знаменитый деятель Реформации в Германии, основатель одной из самых влиятельных течений в протестантизме Мартин Лютер (1483-1546). При этом он отрицал тезис о свободе воли, противопоставляя ее собственном лозунгу о рабстве воли. Жестоко полемизировал с ним основатель христианского гуманизма Эразм Роттердамский (1469-1536) в работах «О свободе воли», «Похвала глупости», «Заместитель» и др. Его идеалы - образованная и гуманная монархическая власть, свобода духа, самоуправляющиеся городские общины, здравый смысл, сдержанность, миролюбие, простота. В Англии идеи имущественного равенства людей, отмены частной собственности как причины их неровности, урівняльного распределения, возражения богатства и эксплуатации человека человеком, обязательности труда для всех, выборности органов власти, веротерпимости, свободы совести проповедовал гуманист и государственный деятель Томас Мор (1478-1535). Аналогичные взгляды на рубеже XVI-XVII ст. высказывал и итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1639).
Во Франции после окончания Столетней войны в начале XVI в. утвердился абсолютизм, который натолкнулся на сопротивление определенной части дворянства. А политическая идеология французского общества развивалась благодаря стараниям преимущественно юристов. Один из них - основатель пуританства Жан Кальвин (1509-1564), который, систематизировав учение Лютера, ввел новую форму церковной организации, а провозглашенную его предшественником свободу совести свел до уровня свободы от католицизма. Последователи Кальвина во Франции - гугеноти - выступили как оппозиция королю и католической церкви. Начались религиозные войны, во время которых рождалась политическая идеология кальвинистов - монархомахів (греч. monarches - единовластие, mache - борьба). Исходя из идеи народного суверенитета и договорного происхождения власти, они обосновали право на сопротивление народов тиранам, право городских магистратов на отпор монарху-тирану. Одним из выразителей таких взглядов в XVI в. был правовед Франциск Готман, который доказывал, что с давних давен народ избирал и сбрасывал своих королей и именно ему принадлежит верховная власть. Идеи народного суверенитета, права народа на вооруженное восстание, несовместимости тирании с естественной равенством и естественной свободой исповедовало много тогдашних мыслителей Франции.
Доктрину суверенитета использовали и для защиты королевского абсолютизма. Например, выдающийся французский мыслитель Жан Боден (1530-1596) считал, что общество формируется под воздействием природной среды, а государство - кровногосподарських союзов, то есть семей. Сформировал учение о суверенитете, который не может быть «смешанным», потому что принадлежит или королю, или аристократии, или народа. Это свободная от подчинения законам власть над гражданами и подданными. Суверен-монарх не подлежит законам, которые выдает сам. Он обязан только уважать божественные, природные законы, соблюдать неприкосновенности частной собственности. Демократия для Бодена ненавистна, но и тиранию он не принимал, признавая право народа на сопротивление тирану вплоть до его убийства. Имущественное неравенство людей таит в себе угрозу государственных переворотов, которым монарх-суверен должен предотвращать.


Назад