Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

20.4. Политическая мысль Нового времени


За Нового времени сформировались основные национальные школы высокоразвитой политической мысли, совершенствовались актуальны и для настоящего политические идеи.
Английская политическая мысль достигла наивысшего взлета в творчестве философа и знаток природы Томаса Гоббса (1588-1679) - автора знаменитого «Левіафану» и одного из главных основателей классического либерализма Джона Локка (1632-1704). По мнению Гоббса, человек - не общественно-политическая существо, а эгоистическая животное («человек человеку волк»). Ровная от природы, она получает «право на все», которое в условиях сплошного эгоизма, честолюбия превращается в «право ни на что», на войну всех против всех. Для формирования состояния «человек человеку бог» возникает искусственная институция-государство, которое отбирает у индивидов естественные права, кроме права на физическую жизнь. Безграничные права государства сосредотачиваются в руках абсолютного монарха, а поэтому разделение властей на ветви недопустим, потому что опять приведет к гражданской войне. Власть суверена-монарха не подлежит контролю, он - над законом. За Гоббсом, государство - это и есть общество, а общество - и есть государство, которые возвышаются над человеком.
Локк был выразителем либерально-конституционного (либерально-демократического) направления английской политической мысли. В работе «Два трактата о государственном правлении» он первым среди мыслителей на концептуальном уровне в цепочке «личность - общество - государство» поставил на первое место человека (потребности и интересы человека), на второе - потребности и интересы общества и только на третье - потребности и интересы государства. Этот подход впоследствии был положен в основу политической доктрины классического либерализма.
Государство, за Локком, возникла не в результате «войны всех против всех», а из первобытного мира и согласия среди равных и свободных людей для обеспечения этих естественных, неотчуждаемых прав и защиты частной собственности. Люди, передав государству права, не теряют их. Государство оберегает такие права. А самой совершенной формой державше не абсолютная, а конституционная монархия. Гарантом предотвращения в ней политического произвола в отношении лица должен быть разделение властей на законодательную, исполнительную (в т. ч. и судебную) и союзное (занимается внешней политикой). Такое деление следует осуществлять на основе и принципах верховенства закона, которому подчиняются все, в т. ч. и законодатели.
В результате революционных событий в Англии и концептуальной деятельности политических мыслителей появились два нормативных акта, которые оказали огромное влияние на политическую мысль - Хабеас корпус акт 1679 г. и Билль о правах 1689 г. Вместе с Великой хартией вольностей 1215 г. они составляли хоть и несистематизированную, но первую в мире юридическую конституцию государства и по сей день считаются частями современной неписаной Конституции Великобритании.
Весомый вклад в развитие политической мысли сделал французский просветитель, правовед, один из основателей новейшей политической науки Шарль Луи Монтескье (1689-1755). В своих работах - «Персидские письма», «Размышления о причинах величия римлян и их упадка», «О духе законов» - он подчеркивает, что главная задача государства - обеспечить человеку политические свободы (возможность делать все, разрешено законами, и не делать того, что запрещено законами, ибо тогда такой свободы не будет ни для кого), и гражданские свободы (спокойствие духа, чувство гражданской безопасности, предотвращения необоснованным частным и публичным обвинением индивида, гуманное уголовное законодательство, неукоснительное соблюдение правил судопроизводства, недопущения деспотизма и злоупотреблений со стороны должностных лиц, строгое соблюдение законов и нерушимый режим законности).
Монтескье утверждал, что такое обеспечение политических и гражданских свобод возможно только при существовании в государстве независимых друг от друга ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Именно независимость, а не распределение функций между ними, ставил Монтескье на первое место, понимая, однако, что реально в политической жизни может идти речь лишь о независимости суда. Но судебную власть в государстве не олицетворяет никто, и поэтому она вроде бы лишена властных функций. Для достижения подлинной независимости судей Монтескье предлагает ввести опыт Франции по покупке-продаже судейских должностей, и «олицетворение» этой власти в присяжных (выборных народных представителя, которых периодически созывать специальные сессии). Независимость законодательной и исполнительной власти, за Монтескье, имеет относительный характер, ибо на самом деле в системе сдержек и противовесов существует своеобразная «независимая зависимость», когда одна власть не дает возможности другой злоупотреблять своими функциями, что и является гарантией обеспечения прав и свобод граждан. Законодательную власть, по его мнению, должна олицетворять двухпалатный парламент, который состоял бы из нижней - народной палаты, депутаты которого избирались бы на основе всеобщего избирательного права всем населением, и верхней - аристократической палаты, палаты пэров, члены которой назначаются из представителей господствующих слоев и передают должности своим наследникам. Такой модели присущи относительная независимость палат, разделение их функций и сдерживания, поскольку обе палаты наделены правом приостановления или отмены решений друг друга. Принятые парламентом законы обязательны для выполнения исполнительной и судебной ветвями власти, то есть законодатели имеют приоритет, но в том случае, если сами подчиняются законам.
Важнейшей чертой исполнительной власти Монтескье считал быстрота действий. А это возможно при условии, когда она сосредоточена в руках одного лица - монарха. Для уравновешивания законодательной и исполнительной власти парламент принимает на себя финансовые, военные и другие управленческие функции, единолично решает, утверждать или не утверждать конкретный нормативный акт. Монтескье предполагает, что такая система сдержек иногда паралізовуватиме деятельность парламента и короля. Но обстоятельства все равно заставят их искать согласованные решения.
По его мнению, над политическими и гражданскими свободами индивида нависает угроза не только тогда, когда различные виды влад узурпирует один государственный орган или лицо, но и когда разные власти возглавляют представители одного состояния, одной партии. Ни одна из влад не должна обладать полномочиями отменять решения первых двух, но каждая может приостановить постановление, которое противоречит закону. Другими словами, ветви власти относительно друг друга выполняют еще и контрольные функции. Монтескье блестяще. обосновал механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина, которые интегрировались как с радикальными устремлениями молодой буржуазии, так и с консервативными стремлениями дворянства. В то же время он доказывал, что отмена привилегий господ, духовенства, дворянства, мещан приведет к деспотической народного государства.
Монтескье обоснованно считают основателем теории правового государства, которую он рассматривал с позиции географической школы. В соответствии с ней, наибольшее влияние на правовую систему конкретной страны («дух ее законов») производит климат. В южных широтах зной изматывает людей, делает боязливими, ленивыми, склонными к неволе, к неподходящего естественным правам и здравому смыслу рабства, к восприятию деспотической власти, потери собственной свободы и независимости. Поэтому здесь необходимы строгие законы, которые бы заставляли людей к производительному труду под страхом наказания. Кроме того, благоприятное земледелие за теплого и влажного климата, плодородной почвы парализует волю граждан, которые погружаются в индивидуальные дела, не стремятся к большей свободы. Народы, которые живут в суровых северных условиях, как правило, закаленные в битвах за жизнь, в холоде и голоде, тяжелой работы. Они воинственны, смелые, трудолюбивые, не склонны к рабству, упорно отстаивают свою государственную независимость, личные права и свободы.
Кроме географической среды, на «дух законов» влияет плотность населения, экономический уровень страны, вероисповедания. Скажем, мусульманство тяготеет к деспотии, христианство - к монархизма, католичество - к неограниченной монархии, протестантство - к демократии. Еще ощутимее определяет «дух законов» форма политического правления в государстве («природа правительства»). Монтескье при этом выделяет три справедливые (правильные) формы государства - демократию, аристократию и монархию и одну несправедливую (неверный) - деспотию. Благосклонно он относится к Демократии, которой свойственно тяготение общества к добродетели и общего блага. Главным для аристократии мыслитель считает умеренность (неприхотливость), а монархии - честь. Всем им присущи соответствующие правовые системы: для демократии важно законодательно закрепить равенство прав детей при наследовании, запретить накопления богатств в одних руках; для аристократии - ограничить великолепия, чтобы не вызывать зависти у бедных; для монархии - сохранить собственность, поддержать богатое дворянство как силу и величие государства. Деспотия же держится на страхе, своеволии, законы ей не нужны, потому что деспот разрушает общество и искажает естественные права человека. Форма государства определяет не только «дух законов», но и характер внешней политики:
для республики - мир и умеренность, для монархии - воинственность. Немаловажное значение для государства имеет размер ее территории: малой республике угрожают завоеватели; большая монархия способна противостоять им, но склонна к загниванию изнутри, до деспотизма. Поэтому небольшим государствам целесообразно объединяться в федеративные образования, где можно будет использовать преимущества малых и больших стран.
В политической мысли Нового времени особое место принадлежит немецким мыслителям Іммануїлу Канта (1724-1804) и Георгу-Вильгельму-Фридриху Гегелю (1770-1831).
Кант в трудах «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве» и других изложил основы немецкой школы общественного договора, естественных прав человека, правового государства, нормативизма, гражданского общества, свободы личности, соотношение свободы, права и морали, взаимовлияния морали, права и государства, разделения властей, искусства политического управления народом, внешней политики. Приоритетное место в его политическом учении занимает человек как существо эмпирическая (подчиняется закону причинности и не может быть свободной) и как «вещь в себе» (совершенно свободна и действует согласно законам свободы, морали). Кант формулирует правила «категорического императива» - нравственного закона: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть одновременно и принципу усезагального законодательства».
За Кантом, человек может быть только средством для достижения относительной цели, а сама по себе является абсолютной целью, воплощением достоинства, чистой свободы воли, свободы в себе и для себя, независимо от происхождения, положения в обществе; воплощением добродетели (вечных правил морали), правил, одинаковых для всех времен и народов. Цель человечества - развитие и осуществление гражданской свободы, равенства и справедливости, создание гражданского общества. Цель гражданского общества - счастье граждан, воплощение принципа самоценности каждой личности. Цель государства - торжество идеи права. Государство должно быть правовым, где власть принадлежит суверенному народу, но политических прав в ней лишены «пассивные» граждане (женщины» слуги, наемные рабочие, подмастерья, матросы и ид.). Право не зависит от общественных отношений, имеет в своей основе природный усезагальний закон свободы, что является нравственным законом, который должны уважать все, подчиняясь моральном долгу. Если же лицо руководствуется другими мотивами или нормами, такие действия будут не моральными, а легальными - подчиненными праву, которое делится на естественное и позитивное, публичное и частное.
Формы политического правления Кант разделяет на деспотические, автократические, аристократические, демократические и республиканские, отдавая предпочтение автократии - абсолютной монархии при наличии «короля с большим полетом души, который умеет хлам себя справедливостью». Демократия - «очень сложная» форма политического правления. Переход от абсолютной к конституционной монархии желаемый, но только по мирного реформирования и дарения народа основного закона монархом. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную следует осуществлять на основе взаимной поддержки и координации ветвей власти, а не на основе сдержек и противовесов. Мирное реформирования государственной власти должен проводить исполнительная власть. Однако ни одна из них не может быть владельцем, потому что захватит все имущество. Самый главный обязанность государственной власти - охранять частную собственность граждан.
В сфере международной политики Кант обосновал принципы соблюдения договоров, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела других государств, правомерности оборонительных войн, недопустимости применения жестоких средств ведения боевых действий, обращение с военнопленными, шпионажа, тайных убийств, грабежа мирного населения и т.д. Признавая право народов на вечный мир, он выдвинул идею нейтралитета, обосновал право коалиций, право гарантий в международных отношениях. Его мысли о всемирное гражданство, всемирную федерацию независимых и свободных государств и ныне имеют сторонников.
В научном багаже Гегеля наибольшее значение для истории политической мысли имеют труда «Философия права», «Философия истории», «Философия духа», «Феноменология духа», «О избирательные реформы в Англии», «Отчет сословного собрания королевства Вюртемберг», «Компетенция Германии» и др. Свое политическое учение Гегель выстраивает за тремя аспектами диалектического развития духа: субъективный дух - объективный дух - абсолютный дух; рассматривает проблемы политики, права, государства, общества в плоскости объективного духа, который анализирует с позиции абсолютного духа.
Гегель, отрицая традиционные естественно-правовые схемы и концепции общественного договора, выдвинул собственное видение личности, гражданского общества, государства, международных политических отношений. История, по Гегелю, преследует цель эволюции свободы личности в гражданском обществе, в результате чего «мировой дух» начинает воображать себя абсолютно свободным, история «становится прогрессом» в осознании свободы и делится на следующие этапы: давньосхідний, когда народы знали, что свобода принадлежит одному; древнегреческий и давноримський, когда народы знали, что свобода принадлежит группе людей; современный немецкий, когда народы знают, что свобода принадлежит всем. Человечество проходит ступень развития, где его естественное единство воплощает семья. Возникновение большого количества семей вызвало к жизни гражданское общество. Самую высокую естественную единство индивидов, что примиряет и снимает все противоречия, олицетворяет государство. Народ, который не создал собственного государства, является позаісторичною людом. Необходимая предпосылка ее возникновения - зарождение «народного духа».
Гражданское общество, по мнению Гегеля, - это общество владельцев. К нему относятся свободные индивиды, которые взаимодействуют между собой в процессе реализации собственных потребностей и интересов преимущественно в общественно-экономической сфере. Гражданское общество делится на сословия (корпорации), охватывает полицию и судебные учреждения. В нем все уровне юридическое, по национальности, вероисповеданию, но неравные от природы, в социальных отношениях, в настроениях, мыслях, обдарованнях, знаниях и т.д. Неровными есть мужчина и женщина, животное и растение. Государство - венец развития нравственности. Как сердцевина семьи и гражданского общества, она предшествует им, воплощает их единство, снимает противоречия. Как ценнейший продукт объективного духа, а не общественного договора, государство синтезирует субъективное и объективное в народном движении, становится носителем абсолютного духа и соответствует содержанию абсолютной идеи. Государство не может быть средством служения гражданам и обществу, потому что она является средством господства, самой высокой из всех целей. Ее авторитет имеет безусловный божественный характер. Государство занимается сферой политической деятельности; общеобязательными, объективными и рациональными законами и собственными институтами обеспечивает реализацию прав и свобод граждан. Сущность государства - суверенитет, поделен между монархом и народом. Именно суверенитет дает ей возможность безгранично властвовать над собой и над гражданским обществом. Государственная власть делится на законодательную (депутаты представляют и защищают интересы состояний), исполнительную (осуществляется правительством) и правящую (воплощает единство законодательной и исполнительной власти в лице монарха, который опирается на закон и уважает права и свободы подданных).
Значительное место Гегель отводил «внешнему государственному праву», отвергал кантівську идею «вечного мира», ибо вел «развращает нацию», оправдывал войны, благодаря которым, по его мнению, решают противоречия суверенитетов», охраняют нации от «застоев и загнивание». На этом основании его считают теоретиком немецкой национальной государственности, апологетом прусского шовинизма, предтечей тоталитарных режимов XX ст., критикуют за пренебрежительное отношение к «низших» народов, в т. ч. славян, и т.д. Идеи Гегеля оказали значительное влияние на Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) - немецких политических мыслителей, основоположников одной из самых влиятельных течений политической мысли в новейшей истории человечества - марксизма.
Стержневые политические идеи марксизма:
истинное народовластие возможно за отмену частной собственности на основные средства производства, их обобществления и преодоления всех других видов отчуждения;
достижения в обществе полной социальной справедливости, построение его на социалистических началах возможные или мирными средствами, или путем вооруженного восстания народа;
определяющими в политическом развитии человечества е материальное производство, состояние производительных сил и производственных отношений, взаимодействие базиса и надстройки, социальное бытие, классовая борьба и т.п.;
главным условием победы революции и перехода к социализму является диктатура пролетариата;
авангардом рабочего класса должно быть коммунистическая партия, цель которой - завоевание политической власти;
рабочий класс и его партия в своей деятельности должны руководствоваться лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», то есть принцип пролетарского интернационализма; не может быть свободным народ, который подавляет другие народы;
государственные и правовые отношения могут быть поняты из материальных отношений, не закон - фундамент для общества, а общество - фундамент для закона;
гражданское общество - это сам человек в его общественных отношениях, оно состоит не из отдельных индивидов, а отражает совокупность связей и отношений, в которых индивиды находятся друг относительно друга;
государство - механизм экономически мощного класса, который царит и политическое, но она не является силой, внешне навязанной обществу, а продуктом общества на определенной стадии развития и стремится стать над обществом;
право - возведена в закон воля правящего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни такого класса; политическая власть - организованное насилие одного класса для подавления другого;
буржуазный конституционализм, буржуазный парламентаризм, буржуазное всеобщее избирательное право - формальные, урезаны, а порой и фиктивные, а потому непригодны для построения нового общества;
одно из главных задач революции - сломать буржуазную государственную машину и организовать ее по типу Парижской коммуны, совместив в одном органе функции законодательной и исполнительной власти;
пролетариат не удовлетворяется равенством перед законом, потому что требует равенства гражданской, экономической, но не мелкобуржуазной «уравниловки»;
центральный вопрос любой революции - вопрос власти, революция е локомотивом истории, высшей формой классовой борьбы и должна быть перманентной, восстание - есть революционное искусство, сбрасывая любую старую власть, революционеры не могут опираться на старые законы;
творцом истории является народ, а не герои, выдающиеся личности;
коммунистическая общественно-экономическая формация имеет две фазы - социализм и коммунизм;
в коммунистическом обществе не будет частной собственности, эксплуатации человека человеком, государство и право постепенно отомрут, уступив гражданском самоуправлению, классы будут уничтожены, со временем исчезнут национальные различия, противоположность между умственным и физическим трудом, городом и селом, труд станет первой потребностью жизни, воцарится полное социальное равенство и принцип «каждому - по способностям, каждому - по потребностям», человечество совершит скачок из царства необходимости в царство истинной свободы, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.
Английские и французские мыслители и революционеры XVII-XVIII вв. оказали огромное влияние на политические взгляды Бенджамин Франклин (1706-1790), Томаса Пейна (1737-1809), Джорджа Вашингтона (1732-1799), Джонса Адамса (1735-1826), Томаса Джефферсона (1743-1826), Джеймса Мэдисона (1751-1836), Александра Гамильтона (1757-1804) и других американских просветителей, многие из которых были идейными вдохновителями первой американской революции 1775-1783 гг., основателями США. Ощутимым был и их обратное воздействие на европейские процессы, в частности на французскую революцию, благодаря участию в создании выдающихся политических документов - юридических конституций отдельных штатов, Декларации независимости 1776 p.. Статей конфедерации 1777 г., Конституции США 1787 г. и др.
Республікансько-демократическое течение американской политической мысли представляли Бы. Франклин, Т. Пейн и Т. Джефферсон, которые сформировали основы новейшего американского конституционализма, политическую доктрину независимости северо-американских колоний, выразили понимание процесса политической истории, решительно возражали институты рабовладения и работорговли, обосновали американский конфедералізм и демократизм, свое видение естественных прав человека и общественного договора, отстаивали принципы всенародного суверенитета, всеобщего избирательного права, миролюбивої внешней политики, приоритета человека над гражданским обществом, а гражданского общества над государством, верховенства закона, правового государства, провозглашали право народа на революцию. Именно Т. Джефферсон сформулировал классическую либеральную формулу прав человека, сформулированную Д. Локком, «жизнь, свобода и собственность», заменил на «жизнь, свобода и право на счастье».
Несколько других политических взглядов придерживались американские федералисты - Дж. Адамс, Д. Мэдисон, О. Гамильтон и др. Демократическую республику они рассматривали как этап на пути к установлению конституционной монархии, обосновали доктрины политического изоляционизма, не всегда с должным уважением относились к правам человека, отдавая предпочтение интересам государства, проповедовали идеи цензового избирательного права. Но их заслугой является борьба со становым разделением общества и сословными привилегиями, перенос идей Локка и Монтескье о разделении властей на американскую почву, разработка форм и методов политического баланса ветвей власти, их структуры и компетенции, путей укрепления центрального федерального правительства, принципов судопроизводства, защита интересов и свобод крупных предпринимателей, поиски средств политического компромисса. Благодаря мастерскому владению этим искусством американская традиция считает отцом Конституции США Д. Мэдисона, который находил компромиссные варианты не только в ее формулировках, но и в процессе ее ратификации штатами.
Следовательно, политические учения Нового времени, подытожив предыдущие достижения общественно-политической мысли и всесторонне осветив проблему примирения через политику государства и общества, заложили основы формирования и развития современной политологии.


Назад