Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

21.1. Политическая мысль эпохи Возрождения


В XVI веке с началом заката феодализма навязанный схоластикой аскетизм стал уступать культовые человека, его интересов и потребностей, а божественное - природном, человеческом. Гуманизм тогда еще не был массовым, первоначально он имел сторонников среди жителей городов, представителей интеллигенции, которые в ростках нового строя видели силу, способную освободить человека от средневекового аскетизма. Новая эпоха, которая вошла в историю под названием Возрождения (Ренессанса), символизировала прежде всего возрождение и широкое использование достижений античной цивилизации.
Гуманисты-итальянцы вслед за Франческо Петраркою (1304-1374) осуждали политический аскетизм, защищали идею всестороннего развития личности, отрицали тиранию. Леонардо Бруни создает теорию республиканизма - справедливого, по его мнению, устройства общества, что является самым главным условием реализации свободы воли как свободы личности. В XV в. политическую идеологию раннего гуманизма развивают другие итальянские мыслители, углубляя понятие свободы личности как гражданской свободы, как политического права избирать и быть избранным к властных структур, как равенство граждан перед законом, как признание необходимости существования представительных органов, исполнительной системы и авторитетного суда.
Самый весомый вклад в политическую мысль сделал итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527), который в трактатах «Государь», «Рассуждения И на декаду Тита Ливия» противопоставил теологическом пониманию государственной власти юридическое мировоззрение. Считая силу основой права, определяя понятие «государство» как общий политическое состояние общества, Макиавелли утверждал, что человек воплощает в себе злобність, агрессивность, властолюбие, жадность, лживость, боязливость, малодушие, неблагодарность, предательство, лицемерие, ненависть, несдержанность и т.д. Необходимость обуздания этих ее черт и позвала к жизни государство. Отстаивая приоритет светской власти, остро критиковал духовенство, дворянство призвал уничтожить совсем. Его идеал государственного устройства - сильная, жестко централизованная республика, где владарюють представители народа, молодой буржуазии и выборный глава государства, который, учитывая отрицательные качества человека, должен быть «лисом, чтобы видеть гадов, и львом, чтобы уничтожать волков». Для объединения общества правитель может использовать любые средства («цель оправдывает средства»), даже аморальность, нечестность, жестокость, устрашіння, демагогию, клевета, коварство, хитрость, вероломство и т.д. Только тогда республика будет мощной, оправдает свое назначение, когда правитель, отбросив законы и принципы морали, установит правовую авторитарную диктатуру «великого преобразователя». Государство, по мнению Макиавелли, - высшее проявление человеческого духа, а служение государству - содержание, цель и счастье человека.
Исповедуя и некоторые гуманистические идеи, он неоднократно указывал на полярность интересов бедных и богатых, высказывался о справедливом и совершенный государственный строй, который должен обеспечить политическую свободу человеку, демократическое городское самоуправление. Мечта Макиавелли - сильная республика, которая гарантирует своим гражданам не только расцвет свободы, но и равенство, привилегии, смягчения имущественных различий. Только свобода и равенство, по его мнению, способны развивать способности личности, воплощать в ней любовь к общему благу и гражданские добродетели.
Идеи всеобщего равенства людей, примитивного уравнительного коммунизма, обобществления имущества, ликвидации частной собственности защищали идеолог крестьянских масс в Германии Томас Мюнцер (1493-1525) и немецкие анабаптисты. Требования свободы мышления, свободы убеждения. свободы совести, равенства мирян и духовенства развивал знаменитый деятель Реформации в Германии, основатель одной из самых влиятельных течений в протестантизме Мартин Лютер (1483-1546). При этом он отрицал тезис о свободе воли, противопоставляя ее собственном лозунгу о рабстве воли. Жестоко полемизировал с ним основатель христианского гуманизма Эразм Роттердамский (1469-1536) в работах «О свободе воли», «Похвала глупости», «Заместитель» и др. Его идеалы - образованная и гуманная монархическая власть, свобода духа, самоуправляющиеся городские общины, здравый смысл, сдержанность, миролюбие, простота. В Англии идеи имущественного равенства людей, отмены частной собственности как причины их неровности, урівняльного распределения, возражения богатства и эксплуатации человека человеком, обязательности труда для всех, выборности органов власти, веротерпимости, свободы совести проповедовал гуманист и государственный деятель Томас Мор (1478-1535). Аналогичные взгляды на рубеже XVI-XVII ст. высказывал и итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1639).
Во Франции после окончания Столетней войны в начале XVI в. утвердился абсолютизм, который натолкнулся на сопротивление определенной части дворянства. А политическая идеология французского общества развивалась благодаря стараниям преимущественно юристов. Один из них - основатель пуританства Жан Кальвин (1509-1564), который, систематизировав учение Лютера, ввел новую форму церковной организации, а провозглашенную его предшественником свободу совести свел до уровня свободы от католицизма. Последователи Кальвина во Франции - гугеноти - выступили как оппозиция королю и католической церкви. Начались религиозные войны, во время которых рождалась политическая идеология кальвинистов - монархомахів (греч. monarches - единовластие, mache - борьба). Исходя из идеи народного суверенитета и договорного происхождения власти, они обосновали право на сопротивление народов тиранам, право городских магистратов на отпор монарху-тирану. Одним из выразителей таких взглядов в XVI в. был правовед Франциск Готман, который доказывал, что с давних давен народ избирал и сбрасывал своих королей и именно ему принадлежит верховная власть. Идеи народного суверенитета, права народа на вооруженное восстание, несовместимости тирании с естественной равенством и естественной свободой исповедовало много тогдашних мыслителей Франции.
Доктрину суверенитета использовали и для защиты королевского абсолютизма. Например, выдающийся французский мыслитель Жан Боден (1530-1596) считал, что общество формируется под воздействием природной среды, а государство - кровногосподарських союзов, то есть семей. Сформировал учение о суверенитете, который не может быть «смешанным», потому что принадлежит или королю, или аристократии, или народа. Это свободная от подчинения законам власть над гражданами и подданными. Суверен-монарх не подлежит законам, которые выдает сам. Он обязан только уважать божественные, природные законы, соблюдать неприкосновенности частной собственности. Демократия для Бодена ненавистна, но и тиранию он не принимал, признавая право народа на сопротивление тирану вплоть до его убийства. Имущественное неравенство людей таит в себе угрозу государственных переворотов, которым монарх-суверен должен предотвращать.


Назад