Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 1. Цель и задачи обучения


Цель и задачи обучения: что общего и каковы различия между ними? Проблема цели и целей обучения и воспитания была и остается одной из самых трудных и не до конца решенных педагогических проблем. Еще Я. Ко-менский как значительный недостаток в педагогической деятельности отмечал отсутствие четко определенных педагогических целей. А. Макаренко, касаясь этой проблемы, отметил, что при абстрактной постановке вопроса о "идеал", цель воспитания, надеяться на конкретный положительный результат деятельности практически не приходится. Известный педагог советских времен Ф. Королев писал, что при подобном, как в педагогике, аморфном представлении о целях своей работы строитель дома не построит, кравец одежда не сошьет, а воспитанник растет, воспитание однажды теплится. Он считал, что именно размытости, неопределенностью, аморфностью цели объясняется много педагогических просчетов и срывов.

Философская наука убедительно доказала, что цели человеческой деятельности всегда определяются теми объективными условиями, в которых живет и действует человек. Поэтому для правильного формулирования целей обучения и воспитания младшего поколения нужно исходить из тех условий, при которых оно будет жить в будущем.

Цели обучения - это первый элемент дидактической системы, что дает ответ на вопрос: чему учить? Рассмотрим, почему иногда употребляют выражение "цели обучения", а не "цель обучения", или наоборот, и как они между собой соотносятся?

Термин "цель обучения" стал настолько привычным и будто понятным для всех, на первый взгляд, не вызывает ни у кого никаких недоразумений и вопросов. Однако это только на первый взгляд. В связи с тем, что в последнее время ученые и учителя начали интенсивно разрабатывать и внедрять в учебно-воспитательный процесс новые педагогические технологии, термин "цель обучения" по своему значению и в силу его неопределенности во многих случаях не стал удовлетворять педагогическую практику. Кроме того, дидактическая система после замены элемента "цели обучения" на "цель обучения" совершенно изменила бы свои качества. Это связано с тем, что связь между ее элементами не был бы однозначно определенным.

Толковый словарь русского языка определяет цель как "то, что некто пытается постичь, получить, к чему стремится", а цель - это "место, пункт, в который надо попасть, стреляя из чего-нибудь или бросая чем-нибудь, то, к чему стремятся, пытаются достичь, цель" (там же).

Еще Аристотель цель толковал как "то, ради чего" нечто существует, а современная философская мысль цель определяет как элемент поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует будущий результат деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Она обнаруживает интегративную функцию, выступая как способ интеграции различных действий человека в определенную последовательность или систему. Это проект действий, который определяет характер и системную упорядоченность различных актов и операций. Таким образом, в цель, кроме конечного результата деятельности человека, в явной или неявной форме входят путь движения в направления до конечного результата и способы деятельности, обеспечивающих получение этого результата. Например, в начальной школе на одном из уроков математики цель была сформулирована так: научить учащихся выполнять действия сложения и вычитания в пределах первого десятка. Относительно конечного результата, то он не просматривается очень четко. Действительно, выражение "научить выполнять" указывает на то, что должны быть выработаны умение добавлять и вычитать числа в пределах первого десятка. По знаний - здесь полная неопределенность, должны ли ученики получить знания, или нет, и если да, то какие именно, неизвестно.

Иногда можно встретить формулировка цели урока с использованием слова "познакомить". Например, ознакомить учащихся со способами установки единиц измерения физических величин. О том, что речь идет о способах измерения физических величин, понятно, но термин "познакомить" не дает никакого представления об уровне усвоения этих способов. Действительно, так планируя цель урока, учитель планирует лишь свои действия и отнюдь не тот конечный результат, на который он должен вывести ученика. Цель урока в формулировке "изучить, что такое климат" (5-й класс, география) дает очень приблизительную картину того, что учащиеся должны знать. Но только ли знать, а возможно, еще и нечто ученики должны уметь, неизвестно. Да и выражение "знать" требует значительной детализации.

Можно, таким образом, сделать вывод, что попытка объединить в одном формулировании и конечный результат, и пути достижения его или способы деятельности, приводит к тому, что конечный результат деятельности не просматривается очень четко или же его совсем не видно.

Цель обучения - это конечный результат деятельности, поэтому это понятие по объему меньше, чем цель обучения, и входит в цель как ее составляющая, оно уже по содержанию, а следовательно, конкретнее, чем цель обучения. Попасть в цель - в переносном смысле означает получить точный, конкретный и предсказуем, запланированный результат. Цели обучения - это конечный результат совместной деятельности учителя и ученика, выраженный в точных, однозначных категориях и понятиях.

Понятие цели, цели относятся к категории результата, который является не чем иным, как продуктом определенных действий. Конкретное выражение результата может быть осуществлено через такие понятия, как результат, задача, цель, цель, идеал, как в нашем, так и в зарубежном потребления, имеют такое толкование:

  • результат - это ближайший желаемый результат, которого стремится достичь субъект деятельности за определенное время;
  • задача - это промежуточный результат по совокупности доступных и упорядоченных так, что он является определенным шагом, который приближает достижение
    цели;
  • цель - это желаемый результат, недостижимый за определенный промежуток
    времени, но доступен для достижения в будущем;
  • цель - конечный результат, на достижение которого направлены усилия субъекта деятельности;
  • идеал - это результат, которого никто никогда не может достичь, но к
    которого можно очень близко подойти.

Точное и полное описание цели обучения включает информацию о элемент усвоения (представление, понятие, суждение, теория), о котором идет речь, о том, на каком уровне он усваивается и как его диагностировать.

Діагностичність и иерархичность целей обучения. Выделим две важные характеристики целей обучения: их діагностичність и иерархичность. Діагностичність означает вполне определенный, однозначный описание цели, способы ее выявления, измерения и оценки. Если требование діагностичності в формулировке целей обучения не будет соблюдено, элемент дидактической системы "цели обучения" не будет играть роли системообразующего фактора для данной системы, а значит, под вопросом будет и функционирования самой системы.

Требование діагностичності цели обучения предполагает точное описание признаков понятие, которое необходимо сформировать в ходе ее достижения и точного описания его объективного проявления, с которым оно соотносится, указание на категорию меры, по которой ее величина поддается прямому или косвенному измерению, с указанием того, что результаты измерения могут соотноситься с определенной шкале, то есть в соответствии оцениваться.

Діагностичність целей обучения требует такого их описания, который бы предусматривал их однозначную диагностику. Это требование можно удовлетворить, указав конкретный уровень иерархии.

Цели обучения имеют иерархическую структуру. Это означает, что в зависимости от объема содержания, масштабности задач, уровня всеобщности или конкретности проблемы одна и та же цель формулируется по-разному. Как пример рассмотрим цель обучения по физике: сформировать умение измерять физические величины. Это - уровень учебного предмета. Эта самая цель обучения на уровне раздела физики "Электричество" формулюватиметься так: сформировать умение измерять электрические величины. Еще более низкий уровень иерархии - конкретное явление, факт. Эта самая цель обучения на уровне иерархии "явление электрического тока" может быть определена как: сформировать умение измерять силу тока.

Иерархичность целей обучения подчеркивает, что понятие "цель обучения" - относительное, поскольку оно зависит от того, на каком временном промежутке разворачивается деятельность ее реализации. Приведенный пример из физики - доказательство этого.

Таким образом, цели обучения имеют иерархическую структуру, на вершине которой стоят целые как социальный заказ общества. Наиболее полно и в наиболее общем виде они сформулированы в Конституции и в Законе" Об образовании". Это те цели, которые ставит общество перед школой, далее идут цели обучения на уровне предмета, тогда на уровне курса, наконец, на уровне явления, факта или процесса и на уровне понятия.

Итог. Еще со времен Я.А.Коменського ученые-педагоги отмечали как значительный недостаток педагогической деятельности отсутствие четко определенных целей обучения. Учителя, готовясь к урокам, определяют лишь способ своей деятельности на уроке (ознакомить, научить, повторить, доказать и т.п.), но отнюдь не конечный результат этой деятельности. Он представляется очень неопределенно, поэтому нужно различать цели обучения, цели урока и цель обучения. Цели обучения характеризуются діагностичністю и иерархичностью.



Назад