Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

22.1. Политическая мысль Киевской Руси


Первые писаные достопримечательности наших отечественных предков, которые дошли до современных поколений украинского народа, приходятся на Х-XI вв., то есть они почти на 4 тысячелетия «младшие» от ранних древнеегипетских и шумерских текстов.
Наши предки прошли собственный путь стихийного и организованного кочевничества матриархата, патриархата, племенной организации, языческих верований и первоначальной военной демократии. Знали современные украинские земли наивысшую государственно-полісну эллинскую культуру, римские традиции, «демократические» царства скифов, государственные образования протоукраїнських славянских племен, влияние на первоначальные политические процессы готов, гуннов, аланов, аваров, хозаров, варягов, венгров, печенегов, половцев и других чужаков. Киевское княжество, которое возникло в среднем течении Днепра на рубеже VIII-XI вв., стало впоследствии политическим центром огромной империи - Русской (Киевской) государства.
На рубеже XII-XIII вв. эстафету национального государства принял Галицко-Волынская земля, но в середине XIV в., не выдержав ударов многочисленных внешних врагов, она на шесть веков была оторвана от материзни и превратилась в порабощенную провинцию то Польши, Венгрии, Австрии. Да и сама отечество была исполосована между татаро-монголами, Литвой, Польшей, Оттоманщиною, Крымским ханством и Московией. Новый этап государственного строительства начало в XVI в. казачество, создав за днепровскими порогами Запорожскую Сечь, которая впоследствии стала политическим центром борьбы за национально-государственную идею, реализованную в середине XVII ст. Б. Хмельницким в форме Гетманщины.
Политическая мысль Киевского государства развивалась под влиянием политической мысли Византии. Источником миропонимание духовных мыслителей Киевской Руси были ветхий и Новый Заветы, религиозные постулаты отцов церкви Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Благодаря священнослужителям-летописцам дошла до сегодняшнего дня и древнерусская мифология, сведения о важнейших исторических событиях, тексты некоторых политико-правовых документов светского характера - договоры Руси с Византией Х ст., «Русская правда». Они закрепляли характерные для тех времен политические принципы господства силы в государстве, сословного деления людей на полноправных, инвалидов и бесправных, неприкосновенности частной собственности, божественного или напівбожественного происхождения власти князя.
Основными произведениями, в которых отражены политические идеи, были "Слово о законе и благодати " митрополита Илариона, “Русская Правда” Ярослава Мудрого, "Поучение детям " Владимира Мономаха, "Повесть временных лет" летописца Нестора, "Изборник 1076p " и др.
Киевский митрополит Иларион (XI ст.) в труде-проповеди «О законе и благодати» выступил против рабства, за мир, согласие между народами, считая их равными между собой, за политическую самостоятельность Киевской Руси; отверг законы иудеев как такие, которые нарушают естественное равенство и свободу человека, закрепляют богоизбранность только одного народа, призвал не подчиниться такому закону, а благодати, то есть евангельским истинам, что отменяют рабство, славят доброту человека, делают церковь верной служанкой государства и князя.
Двумя основными концепциями общественно-политической мысли княжеских времен была концепция "богоугодного обладателя" (представители игумен Феодосий Печерский и летописец Нестор) и концепция “княжеского единовластие” (представители - митрополиты Илларион и К.Смолятич).
Авторы первой концепции сформулировали:
- идею "духовного провода над светской властью";
- идею необходимости объединения киевских князей вокруг церкви, а не вокруг великокняжеского престола;
- идею божественной природы власти.
Труд Владимира Мономаха "Поучение детям" (1096) - это, прежде всего, наставления государственному деятелю, князю, который должен быть ответственным, справедливым, мудрым, способным к противостояния врагам, удержания в повиновении бояр и удельных князей. Владимир Мономах стремился привить детям христианскую мораль, человечность, благочестие, склонность к науке, сдержанность. Суд и наказание должны быть справедливыми: "Ни правого, ни виноватого не убивайте и не веліть убивать его. Если даже будет заслуживать смерти, и то не погубляйте ни одного христианина". Мономах всячески подчеркивал, что обладатель должен быть образцом совершенства. Он призвал князей к примирению, преодоление междоусобиц ради единства Руси.
Важное место в развитии государственно-политической мысли в Киевской Руси мало "Слово о полку Игореве " (XII в.), в котором развита идея необходимости политического объединения русских земель и прекращения междоусобной борьбы, о возникновении государства на почве общественного договора между князем и народом.
Во время пребывания большей части украинского народа под главенством Литвы и Польши (XIV-XVII вв.) «шляхетская демократия» ориентировалась на «Русскую правду», предписания которой действовали до середины XV в. Княжеские и королевские привилегии, которые распространялись на спольщену элиту, были закреплены в конституциях польского сейма, что действовал с 1446 г., в Судебнике Великого князя Казимира 1488 p., в Литовский статут 1529 p., 1566 г., 1588 г., вместе с Саксонским зерцалом и некоторыми другими источниками немецкого права были нормативной основой политико-правовой системы и Великого княжества Литовского (до Люблинской унии 1569 г.), и Речи Посполитой, а в XVIII - начале XIX в. обусловили кодификацию украинского права.


Назад