Электронная онлайн библиотека

 
 Политология: курс лекций

22.2. Украинская политическая мысль периода феодальной раздробленности и казацко-гетманской суток


Политическая мысль Украины в XIV - первой половине XVI веков.
Между княжеской и казацко-гетманской сутками Украина находилась под властью Литвы и Польши. Политическая мысль этого периода представлена, прежде всего, трудами Юрия Котермак-Дрогобыча (1450-1492 pp.) и Станислава Ореховской (Роксоляна) (1513-1566 pp.)
В работе Ю. Дрогобыча "Прогностическая оценка текущего 1483 года магистра Юрия Дрогобыча с Руси, доктора философии и медицины Болонского университета" высказывания:
1) о укрепления сильной королевской власти;
2) о превосходство светской власти над церковной.
Одним из первых выдающихся гуманистов польского и украинского Возрождения был С. Ореховский, который вошел в историю украинской политической мысли разработкой идеи естественного права и т. наз. "пирамиды власти", где на вершине находится духовная власть, а обеспечивать ее должны священнослужители и король.
С. Ореховский:
- изложил свое понимание сути государства, формы управления ею, видение проблем политической власти;
- сделал важный шаг к освобождению политической науки от теологии;
- разработав ряд советов королеве относительно управления государством, он акцентировал внимание на том, что в основе функционирования христианского государства должно быть соблюдение права.
Однако, взгляды С. Ореховской прошли сложную трансформацию. Если в молодые годы он выступал против идеи божественного происхождения власти, отстаивал принцип невмешательства церкви в государственные дела, то незадолго до смерти в труде “Польские политические диалоги” он высказывался за превосходство папской власти над королевской.
Украинская политическая мысль в период от Люблинской унии к казацко-гетманского государства
В этот период развития украинская политическая мысль была, прежде всего, представлена полемичной литературой (Г. Смотрицкий, X. Філалет, И. Сирин, 3. Копыстенский и др.). Ее появлению способствовали идеи Реформации, прокатившихся Польшей, и вызвали появление тенденций к церковной унии. Кроме полемической, развивалась культурно-образовательная, научная литература (С. и Л. Зизанії, Ю. Рогатинець. К. -Т. Ставровецкий), которая была критической и раціоналістичною по содержанию.
В полемической литературе выделялись два направления:
1) был ориентирован на унию православной и католической церквей (П. Жалоба);
2) выступал с антиуніатськими идеями и за реформу православной церкви (X. Філалет).
Главным тезисом книги "О единстве церкви Божьей", автором которой является Петр скарга, была критика православной церкви через тщеславие константинопольских патриархов, тиранию византийских императоров, браки духовенства, за вмешательства светской власти в церковные дела и т.п. По его мнению, все это влияет на уровень христианской науки, расшатывает моральные основы восточного духовенства.
Выступая за унию церквей, П. Жалоба считал, что для этого необходимо:
1) признание власти папы православной церковью;
2) единство веры;
3) послушание перед папой.
Х. Філалет в противовес П.Скарзі:
- отстаивал идею демократизации церкви;
- защищал право светских людей на участие в духовных делах;
- выступал за выборность духовных владык и религиозную терпимость;
- считал незаконным вмешательство Папы Римского в светские дела.
А выдающийся украинский полемист И. Вышенский (1550-1620 гг.):
- выступал с критикой тогдашнего общественного строя и шляхты;
- выдвигал концепцию коллективной соборности правления христианской церковью, основанной на идее равенства всех людей перед Богом;
 
- возражал как абсолютизм духовной власти (Папы Римского), так и абсолютизм светской власти (королей, царей).
Политическая мысль Украины в казацко-гетманскую сутки
Политическая мысль того времени развивалась в контексте таких правовых документов, как "Мартовские статьи", "Гадячский трактат", "Конституция прав и свобод Запорожского Войска" и др.
Весомый вклад в развитие украинской политической мысли сделала Киево-Могилянская академия и ее основатель П. Могила (1596-1648 гг.), который:
- развил идею верховенства православной церкви, которая противопоставлялась польскому королю;
- выступал за повышение роли церкви в государстве и обществе, ее контроль за образовательным жизнью страны;
- был против вмешательства государства в церковные дела;
- в целом отводил церкви роль советника, а не верховника.
Ф. Прокопович (1681 -1736 гг.) первым в условиях российского государства создал теорию просвещенного абсолютизма, опираясь на теории естественного права и общественного договора. По его мнению, приоритетной должна быть светская власть, церковь должна подчиниться государству. Абсолютный монарх, как верховный носитель государственной власти, относился над всеми гражданскими законами, и все его действия, направленные на общую пользу, справдовувалися. Носителем государственной власти, за теорией просвещенного абсолютизма Ф. Прокоповича, может быть только просвещенный правитель, "философ на троне".
Достопримечательностью украинской политической мысли казацко-гетманской суток является договор между гетманом Украины Пилипом Орликом и Войском Запорожским "Конституция прав и свобод Запорожского Войска" (1710). Это первое официальное соглашение, заключенное новоизбранным гетманом со своими избирателями, в котором изложены условия, на которых он перебирал власть.
Конституция опиралась на идею разделения властей, в ней предусматривался независимый военный суд для разрешения конфликтов между Общим Советом и гетманом. В Конституции речь шла фактически о продолжении традиций Запорожской Сечи - казацкой республики, а потому этот важный документ ставил все состояния украинского народа в состав казачества, которое олицетворяло вооруженные силы, административное устройство и исполнительную власть.


Назад