Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 2. Знания - как категория выражение целей обучения


Цели обучения, как показывает анализ, можно конкретизировать в понятиях, характеризующих опыт, накопленный предыдущими поколениями в различных видах деятельности и необходимый для передачи младшему поколению. Такими понятиями являются знания, умения, навыки, способы творческой деятельности и эмоционально-оценочные нормы. Рассмотрим каждую из них в отдельности, начав с анализа понятия знания.

Философские источники определяют знания как проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, адекватное ее отражение в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Знания как результат познания многоаспектное понятие. Это относительно завершенный продукт познания, это инвариант (неизменность, общность) некоторой упорядоченной разнообразия предметных ситуаций. Это способ воспроизведения в сознании субъекта познавательного объекта, это единство объективного и субъективного, чувственного и рационального, это способ существования сущности предмета (объекта), явления вне самим предметом (объектом), явлением. Знания - это осмысленная субъектом и зафиксирована в его памяти воспринята им информация о мире, это информация, присвоена личностью.

Поскольку знания оказываются в представлениях, понятиях, суждениях, теориях, то сначала рассмотрим их суть.

Как известно, информацию об окружающем мире человек получает в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании человека приводит к возникновению представлений и понятий. Однако основой их формирования является ощущение.

Ощущение. Живая материя обладает таким свойством, как чувствительность. Благодаря ей человек в своем сознании отражает окружающий мир. Воздействие раздражителя на органы чувств приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствительном нерва передается в определенные участки коры головного мозга. Кора мозга представляет собой огромный анализатор, некоторые части которого специализируются на отражении отдельных свойств предметов. При ощущениях происходит преобразование энергии внешнего раздражителя в факт сознания. Следовательно, ощущение - это простейшая форма чувственно-образного отражения, которая возникает вследствие непосредственного воздействия предметов объективного мира на органы чувств. Ощущение отражают главным образом отдельные внешние свойства явлений и предметов окружающего мира.

Следовательно, ощущение - это такой степень отражения действительности, когда знания об окружающем мире непосредственно связанные с влиянием предметов на органы чувств. Различают зрительные, слуховые, вкусовые и иные ощущения.

Зрительные ощущения. Аппаратом зрения является глаз. Световые волны, отраженные предметом, проходя через хрусталик глаза и преломляясь в нем, фокусируются на сітчатці в виде изображения предмета. Выделяют ахроматические ощущения, которые отражают переход от белого к черному через массу оттенков серого цвета, и ощущение хроматические, которые отражают цветовую гамму с многочисленными переходами и оттенками цветов. В световых ощущениях ярко выраженный и эмоциональный тон. Например, зеленый цвет успокаивает, красный - предопределяет возбуждение, голубой - связан с ощущением открытого пространства и т.д.

Слуховые ощущения. Чувствительные окончания слухового нерва размещены во внутреннем ухе. В основе слуха лежит явление резонанса: разные по длине и толщине окончания слухового нерва начинают двигаться (резонируют) за определенного числа колебаний в секунду. Звуковой анализатор выделяет четыре качества звука: силу (громко - тихо), высоту (высокая - низкая), тембр (своеобразие голоса или музыкального инструмента), продолжительность (время звучания).

Обонятельные ощущения. Они дают информацию человеку о воздушную среду. Раздражителями, которые спиричинюють обонятельные ощущения, является микрочастицы веществ, которые попадают в носовую полость с воздуха, растворяются в носовой жидкости и влияют на рецептор. Обонятельные ощущения иногда дают возможность различать химический состав веществ.

Вибрационные ощущение. Они отражают колебания упругой среды. У человека не обнаружено специальных вибрационных рецепторов, отображать вибрацию внешней и внутренней среды могут все ткани организма.

Вкусовые ощущения. Они возникают во время контакта предмета с органом вкуса - языком. Вся гамма вкусовых качеств возникает из сочетания четырех основных: кислое, сладкое, горькое, соленое.

Восприятия. Если в результате ощущений человек получает знания об отдельных свойствах, качестве предмета, то восприятие дает целостный образ.

Восприятие - это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие предполагает наличие разнообразных ощущений и происходит вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Без ощущений невозможно восприятия, однако, кроме ощущений, восприятия включает и непосредственный опыт человека в виде представлений.

Результатом восприятия является целостный образ явления, предмета. В нем отображается система взаимосвязанных ощущений. Взаимосвязь ощущений зависит от связей и отношений между качествами и частицами, входящих в состав предмета, явления. Восприятие - более сложная форма чувственного отражения. В процессе познания восприятие отражает отдельные отношения, присущие предмету, которые дают возможность выделить цельный предмет из окружающего мира, отражая по законам подобия и перспективы его форму, величину, положение в пространстве.

Представление - это самый высокий чувственный ступень познания мира, это обобщенный образ предмета или явления, результат чувственного познания человеком мира. Из многих образов восприятия возникает обобщенный образ или их несколько, в которых хранятся наиболее неповторимы свойства, пространственные и временные соотношения.

Психология определяет представление как образ предметов или явлений, что в данный момент не действуют на наши анализаторы. С физиологической стороны представление - это актуализация следов чувственных образов, которые возникли ранее. Поэтому представление иногда называют вторичным образом предмета или явления, который сохранился в памяти. Конечно, представление образуются на основе зрительных, слуховых, осязательных и других ощущений и восприятий. Однако мысленное отображение предмета или явления будет нечетким и фрагментарным по сравнению с первичным образом на основе восприятия и ощущений.

Представление отличается от восприятия тем, что последнее подробнее и ярче.

Представление - это необходимый содержательный компонент языкового отображения мира. Овладение языком связано с установлением связи между словом и образом предмета, который обозначено этим словом.

Представление - это степень перехода от ощущений к мысли, от конкретного к абстрактному, от представлений к понятий. Существуют представления, которые возникают на основе ощущений и восприятий, а также на основе воображения и мышления.

Представления, которые возникают вследствие непосредственного отображения мира, составляют основной фонд чувственных знаний личности. Они могут возникать и в результате работы воображения, материализоваться в виде графических моделей и схем. Итак, в памяти человека сохраняются и взаимодействуют представления, которые возникают как на чувственном, так и на логическом ступенях познания.

По степени обобщенности различают следующие представления: единичные, общие, схематизовані.

Единичные - это представление одного конкретного предмета или явления. Как образы памяти, единичные представление является началом узнавания и вместе с тем основой формирования общих представлений.

Общее представление - это представление о общие черты группы подобных предметов. В них можно отобразить только те группы предметов и явлений, между которыми есть внешнее сходство. Можно представить птицы вообще, собаку вообще, дом вообще и т.д. Для формирования общих представлений учитель должен устроить демонстрации ряда различных единичных объектов в разных положениях.

Схематизовані представление - это отражение предмета в виде условного графического изображения, например с помощью векторов, схем, графиков, диаграмм, карты сражений и других средств. Схематизовані представление настолько обобщенные, что в них утрачена внешнее сходство с предметами данного класса.

Выделяют зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и другие представления. В обучении преимущественно формируются зрительные, слуховые и двигательные представление.

Образование представлений значительно расширяет возможности ориентирования человека в пространстве и времени, освобождает ее от ограниченности непосредственной ситуацией. Представление отражают преимущественно внешние стороны, связи и отношения, полученные нами непосредственно от чувственного познания. В представлении отражаются несущественные признаки объектов. Представление может существовать и без слова.

Представление - это образ предмета, основан на прошлом восприятии. Образы представлений значительно богаче по содержанию наглядных образов, поскольку они предусматривают интеллектуальное переработки, выделение в предмете существенных признаков, отнесение его к определенной категории. Они являются следствием не одного лишь восприятие, а результатом сложной внутренней деятельности.

Конечно, когда речь идет о представлении материальных объектов, явлений, то вопросов не возникает, всем и так более-менее понятно. Однако в практике и в литературе можно встретить такие высказывания: представление о массу, представление о скорости и др. Имеет ли такое словосочетание смысл? Как это можно понять? В суровом психологическом смысле высказывание не имеет смысла. В то же время нельзя утверждать, что он совсем без смысла. Например, скорость, масса, заряд и т.д . - это физические величины, которые являются количественными измерениями определенных существенных свойств объектов, явлений или процессов. Эти свойства отражают реальные, чувственные предметы, явления другой стороны, количество всегда связана с сравнением, измерением и т.д. Поэтому в "представлении о массу" заложен определенный чувственный образ инертности, как существенного свойства тела, суть которой в том, что телам требуется разное время для изменения их скорости на одно и то же числовое значение при действии на них одинаковой силы. Можно говорить ппо представление относительно формы простого или сложного предложения, о представление о площади поверхности и т. д.

Понятие. Для лучшего понимания его природы сначала рассмотрим сущность мышления.

Мыслить - это значит отражать непосредственно скрытые свойства и отношения объектов путем сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования их существенных признаков и обобщения.

Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение человеком объективной действительности. Оно направлено на познание непосредственно не данных человеку и в то же время существенных для нее свойств и отношений вещей. Субъект в мыслях раскладывает объекты, чтобы потом снова их сложить, он абстрагирует, то есть с помощью слова отделяет в объектах том, что в действительности отдельно не существует, чтобы этим помочь себе понять объект в его конкретной целостности. Он опирается на образы, представления о конкретных объектах и в то же время освобождается от несущественных индивидуальных особенностей, чтобы распознать в них общее, типичное, существенное, хотя и скрытое. Мысли, если они правильные, отражают объективную действительность глубже, полнее и правильнее, чем чувственные образы. Результатом процесса мышления есть мнения, что состоят в форме суждений, умозаключений, понятий, знаний.

Понятие - результат понимания нами определенных объектов, который сложился за помощью слова и закрепился в нашем мозгу. Это форма мысли, которая отражает определенный объект или класс объектов в их существенных свойствах. Понятия возникают на основе чувственного познания предметов и явлений объективной действительности. Богатство чувственного познания мира является необходимой предпосылкой содержательных понятий о его предметы и явления.

В представлении отражаются и несущественные признаки объектов, понятие же отражает общие, существенные их признаки, присущие всем предметам, которые обозначаются определенным словом. Оно возникает не как слияния чувственных образов объектов, а как синтез ряда суждений о них. Понятие как совокупность суждений является как бы "агрегатом ассоциаций", основой которого является сложная система временных нервных связей першосигнального и другосигнального характера.

Представление может существовать и без слова. Понятие же возникает, закрепляется, существует и проявляется в слове. Через него оно сообщается другим людям, благодаря чему сохраняется и обогащается. Без слова нет и не может быть понятия. Оно не образует понятие, а является только средством его образования. Понятие - элемент мысли, слово - элемент языка. В языке есть слова, которые не несут в себе понятий, это - предлоги, союзы. Понятия выражаются часто не одним словом, а двумя, тремя, несколькими словами.

Объем понятия - это отраженное в нем круг объектов, а содержание - отраженная в нем совокупность его существенных признаков.

Понятия делятся на общие и единичные. Общие - это те, отражающих существенные свойства целых групп предметов (мебель, растения и т.п.). Единичные понятия отражают существенные свойства единичных объектов (понятие о любую страну, город, реку, человека).

Конкретные и абстрактные понятия. Первые отражают определенные предметы, явления с их существенными признаками, связями и отношениями. Абстрактные понятия отражают те или иные свойства объектов отделено от самих объектов (сила, вес, храбрость, число, отношения и т.д.). Конкретные понятия образуются в результате абстрагирования общих, существенных свойств от других (единичных, частичных, второстепенных) их свойств, а в образовании абстрактных понятий происходит обособление этих свойств и от самих их носителей.

Раскрытие содержания понятия осуществляется через определение понятия. Определение - это результат или логичное действие, в процессе которой раскрывается содержание данного понятия. Типичные примеры помогают выделить существенные черты объектов, абстрагироваться от несущественных признаков и сделать необходимые обобщения, выраженные в слове.

Важным фактором успешного усвоения учащимися понятий является структурная, системная организация учебного материала, оптимальное соотношение в ней фактов и обобщений, понятна логика развертывания содержания.

Каждая система понятий, подлежащего усвоению, связана с системой соответствующих операций. Ученики должны быть подготовлены для ее усвоения, у них должны быть сформированы определенные умения.

Показателем успешного усвоения понятий является их применение в дальнейшей познавательной и практической деятельности, которое требует включения их в новые системы связей.

В познании мира определяющая роль принадлежит активности субъекта. Даже готовые знания, добытые другими людьми, субъект не может просто взять. Он должен активно овладевать ими. Понимание нового, неизвестного осуществляется с помощью старого, известного. Соотношение анализа и синтеза на различных этапах процесса понимания бывает разным. Анализ подготавливает, а синтез завершает процесс понимания. Результат этого процесса состоит в форме суждения или ряда суждений.

Суждение - это мысль, характерной особенностью которой является то, что в ней мы всегда утверждаем или отрицаем наличие определенных свойств, отношений. В суждении оказывается движение мышления от частного к общему, от части к целому, и обратный, от явления к его причины и т.д. Суждения претендует на истинность, то есть соответствие его содержания объективной действительности. Суждения бывают и ошибочными, то есть такими, что неправильно отражают объективные свойства и отношения.

С суждений складывается понятие. Понятие - это синтез суждений об объекте. Суждения существуют и проявляются в предложении. Они возникают как ответ на определенный вопрос, как результат решения любой познавательной, иногда даже небольшой задачки. Это особая форма аналітико-синтетической деятельности нашего мозга. Утверждая наличие одних отношений в познанных нами объектах, мы тем самым отрицаем наличие других. Отрицая одни, мы в то же время признаем существование других.

Суждение есть ассоциации ассоциаций. В нем оказывается движение нашего мышления, а именно, отождествления и дифференциация его объектов, переходов от частного к общему, от конкретного к абстрактному и наоборот, от причины к следствию, от части к целому. Формой существования суждения есть предложение.

Суждения не только проявляется, но и формируется в предложении. Суждение есть акт мышления, отражающая связи, отношения вещей, а предложение их фиксирует и отражает. Соответствие суждений объективной действительности проверяют практикой или сопоставлением их с другими суждениями, правдивость которых уже доказано опытом, проверено практикой.

Умозаключения. Соображения есть рядом связанных между собой суждений, направленных на выяснение истинности какой-нибудь мысли, доведение или возражения, отстаивание ее в споре с другими людьми. Типичным его проявлением является доведение любой мысли. Это сложная умственная действие, в процессе которой устанавливается соответствие действительности определенного мнения, обоснованной с помощью других мнений, истинность которых доказана практикой.

Умовиводом называют умственное действие или форму мышления, в которой из одного или нескольких, определенным образом связанных суждений, отражающие связи и отношения предметов или явлений объективной действительности, выводится новое суждение, которое дает нам новое знание о эти предметы или явления.

Индуктивное умозаключение отражает движение мысли от фактов к обобщениям, от менее общих к более общих суждений. В других случаях мы идем противоположным путем, от уже установленных общих суждений к суждений о определенные группы или единичные объекты. Такое умозаключение, в котором мы идем от общих суждений к суждений частичных и одиночных, называют дедуктивным. Кроме индукции и дедукции, мы пользуемся еще такой форме умозаключения, как аналогия.

Аналогия - это умозаключение, что основывается на сходстве некоторых признаков 1 тех или иных объектов.

Теория. В научном познании выделяют два уровня - эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень знаний - отображение объекта познания на основе непосредственного практического опыта деятельности с ним. Этот уровень существует в форме обычного знания, основанного на жизненном опыте, и в форме описательной науки.

Через стадию описательного знания проходят все отрасли знаний, более того - каждое частичное исследование, и в любой науке.

Формами эмпирического знания есть научные факты, классификационные схемы, эмпирические законы, а методами является наблюдение, описание, измерение, обобщение, классификация и др.

Вследствие установления взаимосвязи между различными объектами и явлениями, которые принадлежат к определенной области знаний, в результате серьезной умственной работы возникают научные теории, теоретические знания как продукт человеческой деятельности. Теоретические знания является высшей формой научного знания, которые от эмпирических отличаются по своей структуре и содержанию. Они выполняют разъяснительно-прогностические, а главное, конструктивные функции, которые собственно и определяют возможность проектирования преобразовательной деятельности и превращения науки в непосредственную производительную силу.

Логическим аппаратом теоретического знания, а следовательно, и научной теории, есть понятие, которое отражает суть объекта.

Поскольку теоретические знания принципиально отличаются от эмпирических как по содержанию, так и по форме, то они не могут быть получены путем прибавления или вычитания эмпирических фактов. В эмпирическом описании явления объектов или просто отсутствуют те компоненты, которые характеризуют сущность объекта.

Сказанное не следует понимать так, что теоретическое знание может быть получено вне связи с фактами, минуя стадии эмпирического уровня. Теоретические знания обладают таким специфическим содержанием, которое не сводится к описанию фактов, хотя его получения опирается на знания и анализ фактов и контролируется сопоставлением с фактами.

Форме теоретических знаний является научная теория, которая может быть представлена как логическая система, в основе которой лежит небольшое количество исходных принципов. С помощью законов и правил логики из исходных принципов могут быть выведены закономерности явлений и процессов, относящихся к области применения теории. Тем самым обеспечивается и осуществляется унификация и систематизация знаний. Такая унификация знаний возможна только через познание сущности объектов, выявление общей закономерности, необходимого связи и отношений. Исходные положения, принципы обосновываются некоторой совокупностью исследовательских, экспериментальных фактов.

Итак, к структуры научной теории относятся: исходные положения, принципы теории; опытные факты, которые являются экспериментальным обоснованием теорий; понятийный аппарат теории; факты, явления, процессы, которые объясняет теория; явления, свойства, факты, процессы, которые предполагает теория.

Научная теория описывает, объясняет, предусматривает явления, объекты, процессы. Теории отводится функция раскрытия сущности явления, объекта, сущности внутренних связей, установления и объяснения законов и закономерностей. Закон, таким образом, является органической частью теории.

Характерной чертой науки является то, что ее развитие происходит не путем простого накопления фактов, а в форме борьбы идей, систематической появления новых представлений и разрушения старых. Новые идеи, войдя в науку, оставляют старым идеям более скромное место, чем то, на которое они ранее претендовали.

Есть две причины трудностей в возникновении научной теории. Первая связана с развитием самой теории. Суть ее в том, что применение теории к определенного круга явлений приводит к явно абсурдному результату. Расширение круга явлений, к которым применяется данная теория не является бесконечным.

Вторая заключается в том, что в результате проведения экспериментов, опытов получается непредсказуемый результат, делаются открытия, которые не укладываются в рамки существующих моделей и теорий. Конечно, наука обязана своим прогрессом случайным открытием. Однако развитие науки носит закономерный характер, и даже случайные открытия бывают подготовлены предыдущей работой многих ученых.

Возникает проблема объяснения полученного результата. Она может быть решена в результате развития существующей теории или путем создания новой теории, новой системы. Старая теория оказывается справедливой только в отдельном случае, причем новая теория определяет границы ее применения.

Саму теорию оценивают на основе того, насколько она соответствует опыта, удовлетворяет практические требования. В этом и заключается смысл обязательного условия соответствия теории объективной действительности.

Очевидно, проблема формирования у учащихся понятия научной теории предусматривает раскрытие сущности всех ее структурных элементов с одной стороны, а с другой - установления между ними связей, субординации.

Итог. Одной из категорий, в которой выражаются цели обучения, есть знание. В свою очередь знания можно выразить через ощущения, восприятия, представления, понятия, суждения, теорию, научную картину мира. Знание не является их суммой, это система указанных выше категорий.



Назад