Электронная онлайн библиотека

 
 История Украины

5.7. Культура


Вторая половина XVI - первая половина XVII в. - это период активизации общественно-политической жизни, социальной борьбы казачества и крестьянства против польского феодализма, рост национального сознания украинского народа, его духовного подъема, борьбы против польско-католического наступления на его духовные ценности. Продолжает формироваться украинская нация, растет ее зрелость, присущая ей духовность, развивается украинский язык, особенно разговорный так называемая русская речь. Она обогащалась элементами народной («посполитой»), которой пользовались широкие массы украинцев. Достопримечательностью, в которой отражено состояние украинского языка и процесс ее формирования, является так называемое Пересопницкое Евангелие - рукописный перевод с церковнославянского на русский. Перевод осуществлен в городе Пересопницы (теперь село в Ровенском районе Ровенской области) в 1556-1561 pp. Обогащение языка, рост ее влияния было проявлением развития украинского этноса, его национальных признаков. Формирование украинского языка явственно проявилось в устном народном творчестве. Продолжала развиваться украинская обрядовая песня, народная поэзия. Но все большее место в народном творчестве занимают исторические песни и думы. В конце XVI - начале XVII в. воспеваются борьба против турецко-татарских захватчиков, польских угнетателей, храбрость крестьянства и казачества, мужество народных вожаков Байды, Наливайко, Сагайдачного, Дорошенко, Сулимы, Павлюка, Острянина и других.
Духовное развитие Украины в этот период имел определенные особенности. В частности, наряду с всесторонним и его быстрым ростом определенное влияние на его характер имели идеи гуманизма и реформации.
Растет промышленное развитие, развиваются торговля, товарно-денежные отношения. Центрами экономической и политической жизни становятся города, а их население превращается в движущую силу духовно-церковной и культурной жизни. Борьба за национально-религиозное освобождения обусловила потребность в образованных ідеологах, ученых-богословах, полемістах, знатоках языков. В то же время эта борьба создала определенные особенности культурного возрождения в Украине и особенно преподносила роль православной религии в развитии культуры. Религиозная вера в те времена была не только основой мировосприятие и признаком принадлежности человека к той или иной культуры, но и составляющей культуры, признаком определенной народности. Не случайно православная религия в Украине называлась «русской» (то есть на русском).
Католики и униаты при поддержке правительства вели яростное наступление, чтобы денационализировать и окатоличить украинский народ, без чего невозможно было его покорить. Однако колонизировать и окатоличить удалось только украинское аристократство и часть шляхты, а крестьянство, казачество, мещанство, мелкая шляхта и большинство духовенства (религиозная интеллигенция) твердо выступали в защиту своих социальных и национальных прав, противопоставляя католической экспансии отечественную систему духовных ценностей, культуру и религию.
В те времена проникновению передовых идей в Украину способствовали украинские интеллигенты, которые учились в польских и западноевропейских университетах. Одним из таких культурных деятелей второй половины XVI в. был Станислав Ореховский (1513-1566 гг.), уроженец села Ореховка под Перемышлем. Учился он в Краковском, Венском, Віттенберзькому, Падуанском и Болонском университетах и был известен как «рутенский (русский) Демосфен». Философские, исторические, публицистические произведения Ореховской были известны в Германии, Италии, Швеции и Польши. Он в совершенстве владел как европейскими, так и на русском языках, постоянно обращался к истории Украины.
В Украине также проживало много гуманистов иностранного происхождения: поляки Шимон Шимонович, Мартин Регис, Эразм Сікситта др., немец Бенедикт Хербст и итальянец Филипп Буанакорсі-Каллима.
Гуманисты и реформаторы доказывали необходимость распространения в народных массах образования, знаний и культуры. Именно эта направленность соответствует деятельности братств, одним из важных направлений деятельности которых была издательское дело и книгопечатания, что способствовали распространению знаний в обществе.
Первой возникла типография в городе Заблудові, на украинско-белорусской границе, в имении украинско-белорусского магната Григория Хоткевича. Основали ее Иван Федоров и Петр Мстиславец. Они выдали в 1569 г. «Учительне Евангелие», а впоследствии «Псалтырь» и «Часослов».
Первой на украинских землях была основана Иваном Федоровым в 1573 г. в Львове типография, где вышел «Апостол». В 1575 г. его пригласил к себе князь Острожский, который намеревался издавать отечественную Библию. Для этого он создал научно-культурный центр. «Острожская Библия», изданная в 1581 г., является первым полным изданием славянском языке. Она разошлась во многих странах мира - России, Англии, Швеции. Впоследствии в этой типографии были выданы полемические произведения, богословские, богослужебные и другие. Всего известно 28 изданий.
Братские типографии существовали также в Луцке, Новгород-Северском, Киеве, Чернигове и других городах. Были собственные типографии, странствующие и другие.
Развитие книгопечатания в Украине в значительной мере обуславливался и быстрым ростом сети школ и потребностью в учебных пособиях. Вслед за «Апостолом» Иван Федоров издал «Буквари» во Львове и Остроге, которые неоднократно переиздавались в Украине, Белоруссии, на их основе создан и издан букварь в Москве в 1634 г. Большое значение придавалось обеспечению школ учебниками по грамматике. У1591 г. была подготовлена греко-славянская грамматика «Адельфотес» (Братство), в 1619 г. в типографии Виленского братства выдана «Грамматика Словенская» Мелетия Смотрицкого. Михаил Ломоносов назвал ее «вратами учености». По ней 150 лет учились языку ученики русских, украинских и белорусских школ.
Большое значение для развития языковедческой науки имеет словарь «Лексико-словено-русский» Паліви Беринды, который содержит почти 7 тыс. слов, переведенных на русский язык со славянской, польской, латинской, чешской, немецкой, еврейской и других языков. Каждое слово сопровождалось статье, поэтому «Лексикон» имел еще и энциклопедический характер. Братские типографии выпускали также произведения писателей, поэтов, переводную и полемическую литературу. Книги Л. Зизанія, К. Ставровецького, Г. Смотрицкого, И. Борецкого, П.могилы и других авторов были известны за пределами Украины - в России, Белоруссии, Молдавии, Сербии, Болгарии и других странах. Они способствовали развитию культурных взаимоотношений народов Европы.
Важное место среди украинских изданий принадлежит полемической литературе, которая возникла в 80-е годы XVI в., в период борьбы против католицизма и униатства и существовала до середины XVII ст. Известно свыше 140 полемических произведений, из которых около 80 написано католическими и уніатськими и 60 - православными авторами. Первым значительным полемическим произведением была книга известного деятеля украинской культуры Герасима Смотрицкого (отца М.Смотрицького) «Ключи царства небесного», напечатанная в Острожской типографии в 1587 г. В ней главное внимание сосредоточено на раскрытии социальных антагонизмов между паразитуючим католицизмом, магнатством и порабощенными, закріпаченими крестьянами.
Выдающимся произведением, направленным против католицизма и унии, была «Протестація», подготовленная митрополитом Иовом Борецким. Он высоко оценивает борьбу казачества против врагов украинского народа и одновременно гневно протестует против польско-шляхетского гнета, призывая украинский народ противостоять ему. Но особое место среди писателей-полемистов занимает Иван Вишенский, который в знак протеста против польско-католического угнетения пошел монахом в Афонский монастырь (полуостров Афон в Эгейском море). Он выступал не только против национально-религиозного гнета, но и против социального. До нас дошло 17 произведений Ивана Вишенского - писем и посланий, которые он посылал из дальнего Афона своим землякам. Он разоблачает и осуждает весь феодальный уклад Речи Посполитой. Однако спасение он видел не в борьбе, а в покаянии, нравственном очищении, отказе от земных благ (аскетизм).
Эта литературная борьба, которая велась в религиозной сфере, имела острую политическую и социальную направленность. По своей сути мировоззрение украинских полемистов в определенной степени совпадало со взглядами деятелей реформации на Западе, хотя возник на национальной почве и характеризовался демократической направленностью, стремлением религиозно-национальной свободы и социальной справедливости.
Православные полемисты отвергали претензии римских пап на духовное и светское главенство в христианском мире, розвінчували неприглядные действия католических иерархов, моральный упадок католической церкви и др. Они высоко ценили свободу совести. В их произведениях ведущей идеей был патриотизм. Они вызвали большой интерес в обществе, их читали в церквях, на собрании братств, в школах, бережно хранили и передавали из поколения в поколение. О книге Мелетия Смотрицкого «Плач» говорили как о пророческую и святую, некоторые даже завещали хоронить себя с ней.
Полемические произведения оказывали большое влияние на формирование национального сознания украинцев, на развитие национально-освободительной борьбы.
Оживление социально-экономических процессов в Украине, обострения политической и идеологической борьбы предоставляло развития образования особого значения. Зарождается и развивается идея зависимости общественного развития от распространения образования. Выдвигается задача создания национальной светской школы. В обучение и воспитание вносится новое содержание - образованность не только влияет на формирование личности, но и определяет ее место в обществе, обеспечивает его расцвет. Человека надо ценить не за происхождение, богатство, а за образованность и воспитанность. Особое внимание уделяется воспитанию у людей чувство достоинства, патриотизма, преданности национальным обычаям и традициям, отцовской вере, языку и культуре.
Развитие образования в Украине во второй половине XVI в. в определенной степени базировался на достижениях X-XV ст., был их продолжением. Школы, как и в прежние времена, существовали при церквях и монастырях. Число их непрерывно росла. Свои школы имели все города, городки и много сел. Наряду с церковными существовали городские и дому школы. В церковных начальных школах учительствовали дьяки. Наряду с православными существовала широкая сеть иезуитских, а также небольшое количество протестантских, армянских и других школ. Католические и униатские школы, как уже отмечалось, имели высокий, европейский уровень программ, учебников, методик обучения и воспитания.
Чтобы им противопоставить современные православные образовательные учреждения, князь. К. Острожский со своими единомышленниками создал в Остроге (на Волыни) в 1578 г. школу, которая положила начало новый этап в развитии школьного образования в Украине. Острожская школа объединяла славянские и греко-византийские традиции с достижениями европейской тогдашней образования. Большое внимание уделялось славянском, греческом языкам и латинской. Наряду с этим вводятся «семь свободных наук» - грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Эта программа сочетала в себе начальную, среднюю и элементы высшего образования. Первым ректором был Герасим Смотрицкий - знаток литературы, поэт и писатель. Преподавателями и одновременно писателями, поэтами, учеными были почти все педагоги школы, которая называлась и коллегией, и академией.
Большую роль в развитии образования играли братские школы, которых уже в 80-х годах XVI в. насчитывалось тридцать. Это были народные школы, для которых характерна была демократичность внутренних принципов: здесь учились дети всех сословий, а также сироты. Бедные и сироты учились бесплатно.
В большинстве школ изучались славянский, греческий, латинский языки, а также «семь свободных наук». В конце XVI в. ведущее место занимала Львовская братская школа, основанная активными членами Львовского братства Юрием Рогатинцем Красовским и Дмитрием вместе с выдающимися культурными деятелями Стефаном и Лаврентием Зизаніями. ее программа и организационная структура были изложены в уставе «Порядок школьный» (1586 г.), который стал образцом для всех братских школ. Школы преследовались, ограничивались польской властью и иезуитами. В 20-х годах XVII в. пала Львовская школа, не выдержав преследований униатов и католиков. В 1627 и 1634 годах католические студенты разгромили Луцке школу и она перешла в руки униатов.
Наступление католицизма заставил просветителей Украины искать защиты и поддержки в надежном месте. Таким местом был Киев, где большое влияние мало казачество, которое с оружием в руках защищал православную церковь, братства, украинских культурных деятелей. Здесь при поддержке Петра Сагайдачного, члена Киевского братства, осуществлялись акции, направленные на укрепление православной церкви и школы, которых в других городах осуществить было невозможно (освящения православного митрополита, епископов и др.). Поэтому до Киева потянулась украинская интеллигенция, ища благоприятных условий для своей работы.
Основными культурными центрами Киева в начале XVII в. были Киевское братство и очаг ученых при Киево-Печерской лавре во главе с архимандритом Єлисеєм Плетенецким, который создал при Лавре типографию, значительно пополнил монастырскую библиотеку и основал и поддерживал ряд школ.
Вокруг Плетенецкого собирались украинские писатели, поэты, переводчики, ученые, богословы и педагоги. Среди них известный в Украине Захария Копыстенский, знаток языков, писатель, автор «Палинодії» и Густынского летописи; Памва Беринда - лингвист, писатель, гравер; Тарасий Земка - писатель, знаток языков, переводчик и редактор; Лаврентий Зизаний - лингвист, автор учебников для братских школ, и много других.
Киевские просветители развернули широкую деятельность по подготовке и печати в Лаврской типографии букварей, грамматик, словарей, исторической, полемической и другой литературы (славянском и русском языках). Лаврская типография была самой продуктивной в Украине. Деятельность культурно-образовательных деятелей, которые группировались вокруг типографии, составляла новый этап в культурной жизни Украины, суть которого заключалась в распространении образования и знаний среди народа, введении русского языка в полемических сочинениях, художественных произведениях и богословской литературе, что положительно сказалось на демократизации культуры, способствовало становлению национального сознания народа.
Другим важным культурным центром было братство, которое в 1615 г. создало школу, которая стала родоначальницей первой высшей школы в Украине - Киево-Могилянской академии. В ее организации приняли участие ученые ячейки Є.Плетенецького, что имели опыт педагогической и научной работы, и поэтому школа быстро достигла высокого уровня. ей оказывали значительную материальную помощь состоятельные граждане. В частности, киевлянка Галшка (Єлизавета) Гулевичивна передала свою землю в Киеве на Подоле в собственность братства «на монастырь и на школу детям, как шляхетским, так и мещанским». Это яркое свидетельство о характере времени, который формировал сознательных людей, преданных национально-культурной делу. Большую материальную поддержку получила братская школа Киева от Петра Сагайдачного и других. Учебная работа велась на основе опыта Львовской братской школы. В основу полагались славянский, греческий, латинский, польский язык, а также «семь свободных наук». Ректорами школы были выдающиеся ученые, поэты и писатели Иов Борецкий, Мелетий Смотрицкий, Касиян Сакович, которые получили образование в университетах Европы, много писали и выдавали, были блестящими ораторами и полемистами. Осенью 1631 г. в Киеве возникла еще одна школа - Лаврская, которую основал архимандрит Киево-Печерской лавры Петр Могила. Это было учебное заведение повышенного типа, с программой, несколько сложнее, чем в братских школах. Здесь преподавал философию І.Трохимович-Козловский, первый в Украине доктор богословия, риторику - С. Косов.
Эта школа была в 1632 г. объединенная с братской и перешла на территорию братства и под его надзор. Объединенный заведение получило название - коллегия (на Западе коллегия - высшее учебное заведение). После объединения школ новообразованная коллегия укрепила свое материальное положение и пополнилась способными преподавателями. Это был новый шаг на пути становления высшего образования в Украине. Большую роль в создании нового заведения сыграл Петр Могила, который отдал ему свои блестящие знания, организаторские способности, талант политика и материальные средства (перед смертью он завещал все свое имущество коллегии). Поэтому коллегия на его честь стала именоваться Киево-Могилянской и под этим названием вошла в историю образования и культуры. Основываясь на национальном языке, глубоком уважении к отечественной истории и культуры, принципах демократизма и всестановості, она быстро превратилась в высшее учебное заведение европейского типа. Коллегия была заведением гуманитарного типа, во многом подобна Краковской, Венской и Замойської академий Польши. Как и высшие школы Европы, коллегия имела в своем подчинении школы низшего типа - в Кременце, Виннице, Гоще. Польское правительство не дал заведения титула академии, видимо, учитывая то, что она не только давала основательные знания, но и насаждала идеологию национально-освободительного движения защитников православной веры и национальной культуры.
Украинское культурное возрождение способствовало дальнейшему развитию искусства. Зарождается и растет быстро театральное искусство. Начинается и распространяется стихотворная школьная драма, в основном на мифологические и религиозные сюжеты. Авторами большей частью были ученики братских школ и студенты коллегий, где эти театральные представления чаще всего и происходили. Со временем в антрактах между актами драмы выполнялись комедийные интермедии. В XVII в. в Украине зарождается вертеп - кукольный театр.
Развивается музыкальное искусство, преимущественно устная песенное творчество. Тексты и мелодии народных дум и исторических песен составляли преимущественно безымянные поэты и композиторы из народа - кобзари, бандуристы, что были и исполнителями этих произведений. Любимыми и распространенными народными музыкальными инструментами были бандуры, кобза, свирель, дудка, а в Карпатах - трембита. Изучая музыку, студенты братских школ и коллегий создавали хоры. Пение в хорах, особенно в церковных, был многоголосым, основанным на высокой нотной культуре.
На своей национальной основе, с учетом европейских достижений, продолжало развиваться изобразительное искусство и архитектура, в которых усиливаются светские, реальные сюжеты и черты. В конце XVI в. были построены великолепные помещения дома активного деятеля Львовского братства купца Константина Корнякта (1580 г.), его башня (1588 г.), часовня трех святителей (1678 г.), Успенская церковь во Львове (1598-1630 pp.) и др. Широкое распространение приобретают скульптура, резьба, особенно иконостасов. В живопись все шире проникает изображения реальной жизни, живой природы, бытовые сцены, популярным становится изображения живых людей на портретах. Распространенной была книжная миниатюра, гравюра, особенно по дереву. Развивается литье из меди, олова и художественная обработка металла. Крупнейшим центром этих промыслов остается Львов.
* * *
Таким образом, важнейшей чертой социально-экономического развития второй половины XVI - первой половины XVII в. было присвоение польскими магнатами и шляхтой подавляющей части украинских земель и закрепощение украинского крестьянства. Крестьянство боролось против крепостничества, пыталось «покозачитись». Однако, несмотря на все, в Украине создавались фільваркові хозяйства, основанные на использовании барщины и жестокой эксплуатации крестьян. На основе развития земледелия, торговли, ремесла возвышались города, росло их населения.
Продолжается экспансия католицизма, попытка колонизировать украинский народ, что вызвали оппозицию украинского магнатства и шляхты. Однако за короткое время она была сломана, а украинская элита окатоличена и ополячена. Борьбу продолжали мещанство, казачество и крестьянство. С конца XVI в. руководящая роль от мещанства переходит к казачества. Его борьба против турецко-татарской и польско-католической экспансий защищала украинский народ от полного истребления. Казачество создало свой мощный центр - Запорожскую Сечь, которая была, по сути, украинским государством. Значительную роль в сплочении казачества, мещанства, части крестьянства, мелкой шляхты и духовенства сыграли братства, которые защитили православную церковь, которая стала идеологической основой объединения и опорой украинского народа.
В условиях борьбы против насильственного окатоличивания и полонизации происходит национально-культурный подъем, которому способствовали идеи гуманизма и реформации, что проникли в Украину из Европы. Осуществляется гуманистическая идея распространения образования и знаний среди народа, возрождения и развития национального языка и традиций. Происходит дальнейшее формирование украинской народности.
Острые идеологические выступления в защиту православной церкви, против введения религиозной унии, восстание казачества и крестьянства против польского гнета разбудили украинское общество, готовя его к новой борьбе.


Назад