Электронная онлайн библиотека

 
 История Украины

6.1. Предпосылки и начало восстания


Непрерывные сельско-казацкие восстания с конца XVI и почти до середины XVII в. свидетельствовали о обострение социально-экономических, национально-политических и религиозно-культурных противоречий. Однако правящая феодальная верхушка Польши не хотела и не могла их решить. Украинское аристократство, полонізоване (ополячене) и окатоличене, не в состоянии было возглавить народное движение за их решения. Только переход власти в Украине в руки ведущей силы общества - казачества, которое выступало в союзе с крестьянством и мещанством, давал возможность их преодолеть на путях революционной борьбы и создания собственной государственности.
Идея нового украинского государства появилась, хотя и не в достаточно ясной форме, еще в XVI в. ее носителями были лучшие представители казачества. В частности Северин Наливайко предлагал создать отдельную казацкую территорию между Бугом и Днестром. Казачество давно уже создало зародыш украинской государственности - Запорожскую Сечь. Борьбу за новую украинскую державу вели казацко-крестьянские вооруженные массы, которые силой инстинкта и жизненных потребностей понимали необходимость собственной государственности, творили свою власть на Сечи и пытались перенести ее на всю Украину.
Однако перенос казацкого строя на всю Украину требовало общенародного восстания против польского феодальной верхушки, которая жестоко эксплуатировали и подавляла все слои украинского народа. Особенно невыносимым было положение украинских в 1638-1648 pp. В Галичине и на Волыни барщина приходится до пяти-шести дней в неделю, а в районах Поднепровья - до четырех. Наряду с этим крестьяне платили денежные и натуральные налоги. Еще хуже жили крестьяне в поместьях, которые казались феодалами в аренду, потому что арендатор (польский шляхтич или еврей) жестоко эксплуатировал крестьян, чтобы получить как можно больше прибыли. Крестьянин был бесправным, и феодал мог его продать, обменять, убить. Однако привлечь господина за это к суду было невозможно ввиду отсутствия законодательства, которое защищало бы простой люд.
За своим состоянием близко к крестьянства находились нереестровые казаки, которые сосредоточивались в Запорожской Сечи и вокруг нее. Польская власть пыталась их изолировать от «волости» - Поднепровья, не пропускать на Сечь беглецов, используя для этого отстроенную крепость Кодак. На Запорожской Сечи стоял правительственный гарнизон, который имел расправляться с любыми беспорядками казачества. Ограничением, притеснениям, подавлению вплоть до полного уничтожения казачества правительство уделяло больше внимания, чем вызвал его ненависть, готовность к восстаниям и борьбы.
Наряду с этим и реестровое казачество и казацкая старшина терпели притеснения от магнатов и шляхтичей. Реестровых, которых было 6 тыс. человек, преследовали комиссары, предназначенные с польской шляхты правительством. Они захватывали их земли, отцов и матерей превращали в крепостных, деньги, причитающиеся за службу, не платили. Преследованиям подвергались и мелкие украинские шляхтичи. Жестоко эксплуатировалась также городская беднота, особенно в городах, которые были частной собственностью феодалов. Здесь часто поднимался самоуправления, накладывались тяжелые повинности и налоги. К тому же мещанство страдало от конкуренции шляхты, которая имела право беспошлинной торговли, монополию на ґуральництво и мельничное.
Таким образом, польские феодалы силой навязывали отсталые формы крепостнического хозяйства. Казачество отстаивало прогрессивный, по своей сути фермерский тип хозяйства, который уже оправдал себя в передовых странах Запада. Социально-экономическое угнетение усиливалось национально-религиозными притеснениями и преследованиями. Продолжался католический и униатский наступление на православную религию, восхищались, разорялись церкви, монастыри, создавались препятствия в развитии украинской культуры, особенно образования. В отдельных городах и селах арендаторы, в основном иудейской веры, захватывали церкви и предоставляли их жителям для отправления обрядов только за большие деньги. Поэтому церкви большую часть года были закрыты, а люди не имели возможности в соответствии с традиционными православными обрядами похоронить своих близких или освятить брак, крестить новорожденных. Это вызвало возмущение.
Тяжелые социально-экономические, политические, национально-религиозные притеснения, благородное произвола и унижение человеческого достоинства украинцев - все это тормозило экономическое и культурное развитие украинского народа, вело к национально-освободительной революции.
Для Польши 1638-1648 гг. были десятилетием «золотого покоя». Внутреннее положение казалось прочным, казачество считалось приборканим навсегда, экономика достаточно быстро росла, в основном за счет украинских латифундий польского магнатства. На фоне этого благосостояния феодалов усиливалось благородное произвола, разнузданность магнатов и шляхты, фактически царило право сильного.
Королевская власть была ограничена, и все в государстве через свой сейм решали аристократство и шляхта. На то время шляхта теряет свой рыцарский воинственный характер, втягивается в непрерывные междоусобицы и конфликты, ведет паразитический образ жизни, не желает войн и изменений в социально-экономической жизни.
На королевском престоле находился Владислав IV, который провел свою молодость в военных походах, видел мужество казаков на поле боя и уважал их за это. Король планировал создать мощную коалицию европейских стран, в которых казачество играло бы ключевую роль, и разгромить Турецкую империю. В 1646 г. он даже тайно встречался с представителями казацкой старшины, среди которых был Богдан Хмельницкий, и договорился о морских походах против турецких берегов на Черном море, которые вызовут войну Турции против Польши, а силы коалиции разгромят Османскую империю. Однако благородный сейм узнав об этом запретил войну, и король был разочарован, а потому в определенной степени чужой для шляхты и всей Польши.
Внешнеполитическая ситуация для Польши была благоприятной. Германию, Швецию и других ее соседей обессилела тридцатилетняя война, и Речи Посполитой в Европе никто не угрожал. Турция также начала терять силы вследствие непрерывных кровавых дворцовых переворотов и изменений султанов. Московское государство еще не успела залечить раны «великой смуты».
Однако за этой обманчивой роскошью польской самовлюбленной элиты, благосостоянием и выгодным положением государства скрывался назревающий взрыв восстание украинского народа, к которому он был почти готов. Но не хватало руководителя, вождя, авторитетного и известного, отважного, умного и энергичного, которому бы народ поверил и пошел за ним. Такой проводник вскоре появился. Им стал чигиринский сотник Богдан Зиновий Хмельницкий.
Следует отметить, что Украина находилась под некоторыми европейскими воздействиями, о чем свидетельствовало проникновения идей гуманизма и реформации в XVI ст. Нельзя не учитывать и влияния европейских революций, социальных и национально-освободительных войн. В частности, в 1640 г. началась революция в Англии, в 1647 г. антиіспанське противостояние в Южной Италии и Сицилии, в ходе которой Неаполь был провозглашен республикой. Обострялись социально-политические противоречия во Франции, Португалии, Дании, Австрии и других странах. Средневековая Европа вступала в новый период своего развития, который характеризовался созданием национальных государств и утверждением буржуазных свобод, форм собственности, методов и путей развития экономики.
Западноевропейские революции подталкивали революционные процессы в Восточной Европе, в частности в Украине, где для этого уже сформировались определенные условия. Этого не мог не чувствовать и Богдан Хмельницкий, который имел основательное образование, знал несколько языков и бывал в странах Европы.
Хмельницкий Богдан Михайлович родился 27 декабря 1595 г. Его отец - чигиринский подстароста, мелкий шляхтич из Галичины. Богдан учился сначала в монастырской школе на Киевщине, затем во Львовской иезуитской коллегии, изучал историю, право и языка. Иезуитам не удалось склонить Богдана к предательству веры своих отцов, отречься от своего народа. Вернувшись в Чигирин, он столкнулся с кровавой реальностью - нападениями татар и понял, какая это угроза для украинского народа. Раз и навсегда Богдан Хмельницкий связал свою жизнь с казачеством. Он участвует в борьбе с татаро-турецкой агрессией, а во время похода польского войска в Молдавию и его поражения под Цецорой (1620 г.) попадает к турецкого плена. Вернувшись, принимает активное участие в борьбе казачества с польско-католической экспансией. Для формирования его политического сознания особое значение имели восстания 30-х годов, которые отличались достаточно высоким уровнем организованности, четким идеологическим обоснованием действий и радикальностью требований. В частности, восстание в 1637-1638 гг. впервые выдвигает рядом с лозунгом «за веру христианскую» и требования казацких вольностей для всего народа и ликвидации господства ляхов в Украине. В 1637 г. Хмельницкий - военный писарь, участник восстаний 1637-1638, pp. в 1638 г. чигиринский сотник.
В середине 40-х годов, когда польское шляхетство безоглядно плюндрувало и винищувало народ Украины, Хмельницком пришлось испытать личной обиды. Мелкий польский шляхтич, чигиринский подстароста, напал на хутор Суботов, что достался Богдану от отца, разрушил его, ограбил имущество, забил до смерти малолетнего сына и захватил жену. Жалобы Хмельницкого до суда, сейма, королю остались без последствий. Король вроде бы сказал Хмельницком, что он, как воин, должен защищать себя саблей. Богдан Хмельницкий начинает готовить казацкое восстание, собирает тайные совещания казаков. В глазах местной польской власти он стал подозрительным лицом, и на него пошли доносы. По приказу чигиринского старосты О.Конецпольського он был арестован и брошен в тюрьму. Но оттуда его выпустил черкасский полковник С. Кричевский его кум и единомышленник. Хмельницкий с группой казаков в конце 1647 г. убегает на Запорожье и скрывается на острове Томаковка (Буцкий).


Назад